Технико-технологические особенности группы невьянских икон из собрания музея «Невьянская икона»

Авторы

  • Елена Валерьевна Лаврентьева Государственный научно-исследовательский институт реставрации https://orcid.org/0000-0003-3486-4862
  • Ирина Фанисовна Кадикова Государственный научно-исследовательский институт реставрации https://orcid.org/0000-0002-7271-0752

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2024.107

Аннотация

Статья посвящена экспертизе восьми памятников из крупнейшего в России собрания старообрядческой уральской иконописи. Впервые предметом изучения стала материально-структурная составляющая невьянских икон первой половины XVIII в. На их примере авторы публикации определяют живописные приемы и художественные материалы, которые применяли первые иконописцы горнозаводского Урала. Ставящееся под сомнение некоторыми современными исследователями явление иконного дела этого региона в указанный период времени подтверждается благодаря совпадению технологических особенностей датированной невьянской иконы «Богоматерь Египетская» 1734 г. и остальных произведений (идентичны: обработка деревянных основ, состав красочных колеров, приемы исполнения личнόго и доли`чного письма, стратиграфия живописи). Иконы очевидно написаны в одной очень малочисленной мастерской. Такой технологический фактор, как использование ангидрита в качестве наполнителя грунта, говорит об уральском происхождении этих памятников. А техника личнόго письма (чередование слоев белил и охры при построении объема, нанесение первого слоя моделировки (белил) непосредственно по санкирю) свидетельствует о вероятном знакомстве иконописцев с приемами мастеров Оружейной палаты. Последнее, в свою очередь, согласуется с историческими фактами о том, что начиная с 20–30-х годов XVIII в. на горнозаводском Урале работали мастера — выходцы с Волги, ранее привлекавшиеся к работам в Оружейной палате. Важным признаком, подтверждающим датировку памятников первой половиной XVIII столетия, является использование определенных синих пигментов: в авторском красочном слое икон идентифицированы искусственный азурит, индиго и смальта, полностью отсутствует берлинская лазурь. Применение цветных лаков и разнообразие техник золочения также характерны для русской иконописи заявленного времени.

Ключевые слова:

невьянская икона, уральская икона, старообрядческая иконопись, пигменты иконописи, химический анализ красок, микроскопное исследование живописи, техника русской иконописи, материалы русской иконописи, экспертиза живописи

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Писарева, Светлана. Методика идентификации материалов грунта и пигментов произведений живописи. Ижевск: [б. и.], 2017.

2. Ройзман, Евгений, Максим Ратковский, и Виктор Байдин, авт.-сост. Невьянская икона начала — середины XVIII века. Рук. проекта Евгений Ройзман. Екатеринбург: Музей «Невьянская икона», 2014.

3. Боровик, Максим, и Евгений Ройзман, авт.-сост. Музей «Невьянская икона»: альбом. Вступ. ст. Г. Вздорнова, текст Евгения Ройзмана. Екатеринбург: Студия «ГРАФО», 2005.

4. Лаврентьева, Елена. “Богоматерь Египетская 1734 г.: технико-технологические особенности самой ранней датированной невьянской иконы”. Вестник славянских культур 57 (2020): 232–45. https://doi.org/10.37816/2073-9567-2020-57-232-245

5. Бусева-Давыдова, Ирина. “‘Романовское’ направление в старообрядческой иконописи горнозаводского Урала (к вопросу о ‘невьянской школе’)”. В изд. Золотаревские чтения, XIII: материалы научной конференции (26 октября 2010 г.), ред. А. Селиванов, 143–54. 2 тома. Рыбинск: Рыбинск. гос. ист.-архит. и худ. музей-заповедник, 2010, т. 1.

6. Бусева-Давыдова, Ирина. Русская иконопись от Оружейной палаты до модерна: поиски сакрального образа. М.: БуксМАрт, 2019.

7. Красилин, Михаил, Майя Наумова, и Елена Данченко. “Об одной группе невьянских икон”. В изд. Искусство христианского мира: сборник статей, отв. ред. Ариадна Воронова, 404–16. М.: Изд-во Правосл. Св.-Тихон. гуманит. ун-та, 2007, вып. 10.

8. Гордиенко, Татьяна. “Технико-технологические исследования грунтов и полимента Невьянских икон 1-ой четверти 60-х годов XIX века”. В изд. Декабрьские диалоги: материалы Всероссийской научной конференции памяти Ф. В. Мелёхина (19–21 декабря 2005 г.), ред. А. Гуменюк, 116–9. Омск: [б. и.], 2006, вып. 9.

9. “Anhydrite”. Mindat.org. Дата обращения ноябрь 30, 2021. https://www.mindat.org/min-234.html.

10. Годовиков, Александр. Минералогия. 2-е изд. М.: Недра, 1983.

11. Лаврентьева, Елена, и Ирина Кадикова. “О результатах исследования иконы ‘Богоматерь Одигитрия’ из Нижнетагильского музея-заповедника ‘Горнозаводской Урал’”. В изд. «Худояровские чтения»: м-лы X Всерос. науч.-практ. конф., посвященной 275-летию уральской лаковой росписи по металлу, 21–22 октября 2021 г., ред. И. Матвеева, 188–93. Нижний Тагил: Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал», 2021.

12. Гренберг, Юрий. От фаюмского портрета до постимпрессионизма: история технологии станковой живописи. М.: Искусство, 2003.

13. Баранов, Виктор. “Иконопись Мстеры: история, структура промысла, художественные особенности”. Дис. канд. иск., Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, 2008.

14. Баранов, Виктор. Технология поздней русской иконописи. Ижевск: [б. и.], 2017.

15. Писарева, Светлана. “Химический состав и хронология применения пигментов в станковой живописи”. В изд. Гренберг, Юрий. От фаюмского портрета до постимпрессионизма: история технологии станковой живописи, 255–66. М.: Искусство, 2003.

16. Лукьянов, Павел. История химических промыслов и химической промышленности России до конца XIX века. История производства красок. Ред. С. Вольфкович. 6 томов. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1955, т. 4.

17. Свердлова, Софья, и Дмитрий Суховерков. “Предварительные результаты исследований материалов и техники живописи в произведениях Симона Ушакова”. В изд. Симон Ушаков — царский изограф, отв. ред. Т. Карпова, науч. ред. Л. Нерсесян, 460–83. М.: Государственная Третьяковская галерея, 2015.

18. Баранов, Виктор, Дмитрий Першин, и Дарья Першина. “Исследование иконы Кирилла (Корнилия) Уланова «Богоматерь Казанская» 1720 г.”. Художественное наследие. Хранение. Исследование. Реставрация, no. 26/56 (2013): 14–26.

19. Байдин, Виктор. “Повествовательные и документальные источники по истории старообрядческого иконописания на горных заводах Урала в XVIII — начале ХХ в.” В изд. Невьянская икона: альбом, сост. О. Бызов и др., науч. ред. Г. Голынец, 233–44. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1997.

20. Байдин, Виктор. “Заметки об иконописцах-старообрядцах на горных заводах Урала в первой половине — середине XVIII в.: новые имена и новое об известных мастерах (к вопросу об источниках и времени складывания невьянской иконописной школы)”. Вестник музея «Невьянская икона», вып. 1 (2002): 58–81.

21. Байдин, Виктор. “Старообрядческие иконописцы на горных заводах Урала начала — середины XVIII в.: материалы к словарю”. В изд. Невьянская икона начала — середины XVIII века, авт.-сост. Евгений Ройзман, Максим Ратковский и Виктор Байдин, рук. проекта Евгений Ройзман, 182–207. Екатеринбург: Музей «Невьянская икона», 2014.

22. Трофимова, Наталья. “Проблема стилистических истоков старообрядческой иконописи горнозаводского Урала в отечественной историографии”. Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки», no. 32/165 (2009): 78–83.

References

1. Pisareva, Svetlana. Methods for the Identification of Prime Materials and Paintings Pigments. Izhevsk: [s. n.], 2017. (In Russian)

2. Roizman, Evgenii, Maksim Ratkovskii, and Viktor Baidin, authors and comp. Nev’yansk Icon of the Beginning — Mid-18th Century. Project Manager Evgenii Roizman. Ekaterinburg: Muzei “Nev’ianskaia ikona” Publ., 2014. (In Russian)

3. Borovik, Maksim, and Evgenii Roizman, authors and comp. Nev’yansk Icon Museum: Album. Ekaterinburg: Studiia “GRAFO” Publ., 2005. (In Russian)

4. Lavrent’eva, Elena. “Virgin of Egypt of 1734: Technological Features of the Earliest Dated Nev’yansk Icon”. Vestnik slavianskikh kul’tur 57 (2020): 232–45. https://doi.org/10.37816/2073-9567-2020-57-232-245 (In Rissian)

5. Buseva-Davydova, Irina. “‘Romanov’ Direction in the Old Believers’ Icon-Painting of the Mining Urals (To the Question of ‘Nev’yansk School’)”. In Zolotarevskie chteniia, XIII: materialy nauchnoi konferentsii (26 oktiabria 2010 g.), ed. by A. Selivanov, 143–54. 2 vols. Rybinsk: Rybinskii gosudarstvennyi istoriko-arkhitekturnyi i khudozhestvennyi muzei-zapovednik Publ., 2010, vol. 1. (In Russian)

6. Buseva-Davydova, Irina. Russian Icon painting from the Armory to Modern: The Search for the Sacred Image. Moscow: BuksMArt Publ., 2019. (In Russian)

7. Krasilin, Mikhail, Maiia Naumova, and Elena Danchenko. “About One Group of Nev’yansk icons”. In Iskusstvo khristianskogo mira: sbornik statei, exec. ed. Ariadna Voronova, 404–16. Moscow: Izdatel’stvo Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta Publ., 2007, iss. 10. (In Russian)

8. Gordienko, Tat’iana. “Technological Analysis of Prime and Polyment of the Nev’yansk Icons of the 1st Quarter of the 60s of the 19th Century”. In Dekabr’skie dialogi: materialy Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii pamiati F. V. Melekhina (19–21 dekabria 2005 g.), ed. by A. Gumeniuk, 116–9. Omsk: [s. n.], 2006. (In Russian)

9. “Anhydrite”. Mindat.org. Accessed November 30, 2021. https://www.mindat.org/min-234.html.

10. Godovikov, Aleksandr. Mineralogy. 2nd ed. Moscow: Nedra Publ., 1983. (In Russian)

11. Lavrent’eva, Elena, and Irina Kadikova. “The Results of Research of the Icon ‘Our Lady Hodegetria’, in Nizhny Tagil Museum-Reserve ‘Gornozavodskoy Ural’”. In “Khudoiarovskie chteniia”: materialy X Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posviashchennoi 275-letiiu ural’skoi lakovoi rospisi po metallu, 21–22 oktiabria 2021 g., ed. by I. Matveeva, 188–93. Nizhnii Tagil: Nizhnetagil’skii muzei-zapovednik “Gornozavodskoi Ural” Publ., 2021. (In Russian)

12. Grenberg, Iurii. From Fayum Portrait to Post-impressionism. The History of Easel Painting Technology. Moscow: Iskusstvo Publ., 2003. (In Russian)

13. Baranov, Viktor. “Icon Painting of the Mstera: History, Structure of the Craft, Artistic Features”. PhD diss., Sankt-Peterburgskii gosudarstvennyi akademicheski institut zhivopisi, skul’ptury i arkhitektury imeni I. E. Repina Publ., 2008. (In Russian)

14. Baranov, Viktor. Late Russian Icon Painting Technology. Izhevsk: [s. n.], 2017. (In Russian)

15. Pisareva, Svetlana. “Chemical Composition and Chronology of the Use of Easel Painting Pigments”. In Grenberg, Iurii. Ot faiumskogo portreta do postimpressionizma: istoriia tekhnologii stankovoi zhivopisi, 255–66. Moscow: Iskusstvo Publ., 2003. (In Russian)

16. Luk’ianov, Pavel. History of Chemical Trades and Chemical Industry in Russia Until the End of the 19th Century. Istoriia proizvodstva krasok. 6 vols. Moscow: Izdatel’stvo Akademii nauk SSSR Publ., 1955, vol. 4. (In Russian)

17. Sverdlova, Sof ’ia, and Dmitrii Sukhoverkov. “Preliminary Results of Analysis of Materials and Techniques of Painting in the Works of Simon Ushakov”. In Simon Ushakov — tsarskii izograf, exec. ed. T. Karpova, science ed. Levon Nersesian, 460–83. Moscow: Gosudarstvennaia Tret’iakovskaia galereia Publ., 2015. (In Russian)

18. Baranov, Viktor, Dmitrii Pershin, and Dar’ia Pershina. “Study of the Icon of Cyril (Korniliy) Ulanov ‘Our Lady of Kazan’ (1720)”. Khudozhestvennoe nasledie. Khranenie. Issledovanie. Restavratsiia, no. 26/56 (2013): 14–26. (In Russian)

19. Baidin, Viktor. “Narrative and Documentary Sources on the Histiory of Old Believers Icon-Painting in the Industrial Settlements of the Urals in the 18th — Early 20th Centuries”. In Nev’ianskaia ikona: al’bom, comp. by O. Byzov et al., science ed. G. Golynets, 233–44. Ekaterinburg: Izdatel’stvo Ural’skogo universiteta Publ., 1997. (In Russian)

20. Baidin, Viktor. “Notes about the Old Believer Icon Painters at the Mining Factories of the Urals in the 1st Half — the Middle of the 18th Century: New names and a New Information About Famous Masters (To the Question of the Origin and Time of the Formation of Nev’yansk Icon Painting School)”. Vestnik muzeia “Nev’ianskaia ikona”, iss. 1 (2002): 58–81. (In Russian)

21. Baidin, Viktor. “Old Believer Icon Painters at the Mining Factories of the Urals in the Beginning — Middle of the 18th Century: Materials for the Dictionary”. In Nev’ianskaia ikona nachala — serediny XVIII veka, authors and comp.: Evgenii Roizman, Maksim Ratkovskii and Viktor Baidin, project manager Evgenii Roizman, 182–207. Ekaterinburg: Muzei “Nevianskaia ikona” Publ., 2014. (In Russian)

22. Trofimova, Natal’ia. “The Problem of the Stylistic Origin of the Old Believer Icon Painting of the Mining Urals in Russian Historiohraphy”. Vestnik Iuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia “Sotsial’no-gumanitarnye nauki”, no. 32/165 (2009): 78–83. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

23.05.2024

Как цитировать

Лаврентьева, Е. В., & Кадикова, И. Ф. (2024). Технико-технологические особенности группы невьянских икон из собрания музея «Невьянская икона». Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 14(1), 122–141. https://doi.org/10.21638/spbu15.2024.107

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство