«Спор о древних и новых» и теория модернизма

Авторы

  • Анатолий Владимирович Рыков Санкт-Петербургский государственный университет https://orcid.org/0000-0002-5799-3010

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2022.107

Аннотация

Статья посвящена проблеме конвергенции классической и современной теории искусства на примере так называемого спора о древних и новых на рубеже XVII–ХVIII вв. Работы главных участников этого диспута Шарля Перро и Никола Буало рассматриваются в контексте теории модернизма и вопросов происхождения современного искусства. Обострение противоречий между двумя версиями теории классицизма и шире — двумя концепциями современности привело к формированию в эпоху позднего Людовика XIV новых взглядов на природу искусства. Лидер «новых» Шарль Перро стал основоположником рационалистических и сциентистских теорий модернизма, тяготеющих к эстетизму, формализму и семиотике искусства. В статье его теории исследуются в связи с модернистским формалистическим дискурсом и теоретическими работами Клемента Гринберга. Кроме того, теория искусства Шарля Перро помещается в пространство теории «эстетического модернизма» (эстетического движения) и теории «искусства для искусства». Особое внимание при этом уделяется сравнительной характеристике текстов Шарля Перро, Оскара Уайльда и Юлиуса Мейера-Грефе. В свою очередь, работы главного теоретика «древних» Никола Буало изучаются в контексте идей «консервативной революции». В этом ракурсе оценивается трактовка категории возвышенного у Псевдо-Лонгина, Буало и представителей романтической культуры. Автор приходит к выводу, что Никола Буало и Шарль Перро представляют различные равноправные ветви модернистского дискурса. Вместе с тем Шарлю Перро удалось не только предвосхитить в своих текстах определенные явления культуры модернизма, но и сделать важные шаги в сторону современной научной теории искусства.

Ключевые слова:

спор о древних и новых, теория искусства, модернизм, Шарль Перро, Никола Буало, Клемент Гринберг, Оскар Уайльд, консервативная революция

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Анатолий Владимирович Рыков, Санкт-Петербургский государственный университет

доктор философских наук, кандидат искусствоведения, профессор

Библиографические ссылки

Литература

1. Jauß, Hans Robert. “Ursprung und Bedeutung der Fortschrittsidee in der ‘Querelle des Anciens et des Modernes’”. In Die Philosophie und die Frage nach dem Fortschritt, Hrsg. von Helmut Kuhn und Franz Wiedmann, 51–72. München: A. Pustet, 1964.

2. Fumaroli, Marc. “Les Abeilles et les Araignees”. In La Querelle des Anciens et des Modernes, 17e — 18e siècles, édition établie et annotée par Anne-Marie Lecoq, 7–218. Paris: Gallimard, 2001.

3. DeJean, Joan. Ancients against Moderns: Culture Wars and the Making of a Fin de Siècle. Chicago: University of Chicago Press, 1997.

4. Rigault, Hippolyte. Histoire de la querelle des anciens et des modernes. 1856. Reprint, Boston: Adamant Media Corporation, 2007. (Elibron Classics).

5. Ман, Поль, де. Слепота и прозрение: статьи о риторике современной критики. Пер. Е. Малышкин, общ. ред. Н. Савченкова. СПб.: Гуманитарная академия, 2002.

6. Хабермас, Юрген. Философский дискурс о модерне. Пер. М. Беляева, К. Костина, Е. Петренко, И. Розанова и др., науч. ред. и авт. послесл. Е. Петренко. М.: Весь мир, 2003.

7. Greenberg, Clement. “Modernist Painting”. In Greenberg, Clement. The Collected Essays and Criticism, ed. by John O’Brain, 85–93. 4 vols. Chicago; London: The University of Chicago Press, 1995, vol. 4: Modernism with a Vengeance, 1957–1969.

8. Рыков, Анатолий. “Клемент Гринберг и американская теория современного искусства 1960-х годов”. Искусствознание, no. 1–2 (2007): 538–63.

9. Рыков, Анатолий. Политика авангарда. М.: Новое литературное обозрение, 2019. (Очерки визуальности).

10. Бюргер, Петер. Теория авангарда. Пер. Сергей Ташкенов. М.: V-A-C press, 2014.

11. Спор о древних и новых. Сост. и вступит. ст. Владимир Бахмутский, коммент. Владимир Бахмутский и Наум Наумов, пер. Наум Наумов. М.: Искусство, 1985. (История эстетики в памятниках и документах).

12. Шефтсбери, Антони Эшли Купер. Эстетические опыты. Сост., пер., вступит. ст. А. Михайлов. М.: Искусство, 1975. (История эстетики в памятниках и документах).

13. Batchelor, David, Paul Wood, and Briony Fer. Realism, Rationalism, Surrealism. Art Between the Wars. New Haven; London: Yale University Press, 1993.

14. Мейер-Грефе, Юлиус. Импрессионисты. Пер. Г. Звонкина, ред. М. Сергеев. М.: Проблемы эстетики, 1913.

15. Рыков, Анатолий. “Алессандро Маньяско и теория модернизма Теодора Адорно”. Манускрипт 13, вып. 2 (2020): 208–12. https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.2.39.

16. Cronk, Nicholas. The Classical Sublime: French Neoclassicism and the Language of Literature. Charlottesville: Rockwood Press, 2002.

17. Gilby, Emma. Sublime Words: Early Modern French Literature. New York: Routledge, 2006. (Legenda Main Series).

18. Lewis, Philip. “L’ Anti-sublime, ou la rhétorique du progress”. In Rhétoriques Fin de Siècle, ed. Mary Shaw, François Cornillat, 117–45. Paris: Christian Bourgois, 1992.

19. Litman, Théodore. Le Sublime en France (1660–1714). Paris: Nizet, 1971.

20. Kerslake, Lawrence Carl. Essays on the Sublime: Analyses of French Writings on the Sublime from Boileau to La Harpe. Berne: Peter Lang, 2000.

21. Лиотар, Жан-Франсуа. “Возвышенное и авангард”. Пер. В. Мазин. В изд. Лаборатория метафизических исследований при философском факультете Санкт-Петербургского государственного университета. Метафизические исследования, 233–6. СПб.: Алетейя, 1997, вып. 4: Культура.

22. Пленков, Олег. Триумф мифа над разумом (немецкая история и катастрофа 1933 года). СПб.: Владимир Даль, 2011.

23. Бёрк, Эдмунд. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. Пер. Е. Лагутина, общ. ред., вступит. ст. и коммент. Б. Мееровский. М.: Искусство, 1979. (История эстетики в памятниках и документах).

24. Псевдо-Лонгин. О возвышенном. Пер., статьи и примеч. Наталья Чистякова. М.; Л.: Наука, 1966. (Литературные памятники).

25. Rykov, Anatoly. “Absent Look. Edouard Manet and Timothy Clark’s Theory of Modernism”. Vestnik of Saint Petersburg University. Arts 10, no. 2 (2020): 266–73. https://doi.org/10.21638/spbu15.2020.205.

References

1. Jauß, Hans Robert. “Ursprung und Bedeutung der Fortschrittsidee in der ‘Querelle des Anciens et des Modernes’”. In Die Philosophie und die Frage nach dem Fortschritt, Hrsg. von Helmut Kuhn und Franz Wiedmann, 51–72. München: A. Pustet, 1964.

2. Fumaroli, Marc. “Les Abeilles et les Araignees”. In La Querelle des Anciens et des Modernes, 17e — 18e siècles, édition établie et annotée par Anne-Marie Lecoq, 7–218. Paris: Gallimard, 2001.

3. DeJean, Joan. Ancients against Moderns: Culture Wars and the Making of a Fin de Siècle. Chicago: University of Chicago Press, 1997.

4. Rigault, Hippolyte. Histoire de la querelle des anciens et des modernes. 1856. Reprint, Boston: Adamant Media Corporation, 2007. (Elibron Classics).

5. Man, Paul, de. Blindness and Insight: Esseys in the Rhetotic of Contemporary Criticism. Rus. ed. Transl. by E. Malyshkin, general ed. by N. Savchenkova. St Petersburg: Gumanitarnaia akademiia Publ., 2002. (In Russian)

6. Habermas, Jürgen. The Philosophical Discourse of Modernity. Rus. ed. Transl. by M. Beliaeva, K. Kostina, E. Petrenko, I. Rozanova et al., science ed. and afterword by E. Petrenko. Moscow: Ves’ Mir Publ., 2003. (In Russian)

7. Greenberg, Clement. “Modernist Painting”. In Greenberg, Clement. The Collected Essays and Criticism, ed. by John O’Brain, 85–93. 4 vols. Chicago; London: The University of Chicago Press, 1995, vol. 4: Modernism with a Vengeance, 1957–1969.

8. Rykov, Anatoly. “Clement Greenberg and American Theory of Contemporary Art in the 1960s”. Iskusstvoznanie, no. 1–2 (2007): 538–63. (In Russian)

9. Rykov, Anatoly. Politics of Avant-Garde. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2019. (Ocherki vizual’nosti). (In Russian)

10. Bürger, Peter. Theory of Avant-Garde. Rus. ed. Transl. by Sergei Tashkenov. Moscow: V-A-C press, 2014. (In Russian)

11. Quarrel of the Ancients and the Moderns. Comp. and introd. article by Vladimir Bakhmutskii, comment. by Vladimir Bakhmutskii and Naum Naumov, transl. by Naum Naumov. Moscow: Iskusstvo Publ., 1985. (Istoriia estetiki v pamiatnikakh i dokumentakh). (In Russian)

12. Shaftesbury, Anthony Ashley Cooper. Aesthetic Etudes. Rus. ed. Comp., transl., introd. article by A. Mikhailov. Moscow: Iskusstvo Publ., 1975. (Istoriia estetiki v pamiatnikakh i dokumentakh). (In Russian)

13. Batchelor, David, Paul Wood, and Briony Fer. Realism, Rationalism, Surrealism. Art Between the Wars. New Haven; London: Yale University Press, 1993.

14. Meier-Graefe, Julius. Impressionists. Rus. ed. Transl. by G. Zvonkina, ed. by M. Sergeev. Moscow: Problemy estetiki Publ., 1913. (In Russian)

15. Rykov, Anatoly. “Alessandro Mangnasco and T. Adorno’s Theory of Modernism”. Manuskript 13, iss. 2 (2020): 208–12.

16. Cronk, Nicholas. The Classical Sublime: French Neoclassicism and the Language of Literature. Charlottesville: Rockwood Press, 2002.

17. Gilby, Emma. Sublime Words: Early Modern French Literature. New York: Routledge, 2006. (Legenda Main Series).

18. Lewis, Philip. “L’ Anti-sublime, ou la rhétorique du progress”. In Rhétoriques Fin de Siècle, ed. Mary Shaw, François Cornillat, 117–45. Paris: Christian Bourgois, 1992.

19. Litman, Théodore. Le Sublime en France (1660–1714). Paris: Nizet, 1971.

20. Kerslake, Lawrence Carl. Essays on the Sublime: Analyses of French Writings on the Sublime from Boileau to La Harpe. Berne: Peter Lang, 2000.

21. Lyotard, Jean-François. “The Sublime and the Avant-Garde”. Rus. ed. Transl. by V. Mazin. In Laboratoriia metafizicheskikh issledovanii pri filosofskom fakul’tete Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta. Metafizicheskie issledovaniia, 233–6. St Petersburg: Aleteiia Publ., 1997, iss. 4: Kul’tura. (In Russian)

22. Plenkov, Oleg. The Triumph of Myth over Reason (German History and the 1933 Catastrophe). St Petersburg: Vladimir Dal’ Publ., 2011. (In Russian)

23. Burke, Edmund. A Philosophical Enquiry into the Origin of Our Ideas of the Sublime and Beautiful. Rus. ed. Transl. by E. Lagutina, general. ed., introd. article and comment. by B. Meerovskii. Moscow: Iskusstvo Publ., 1979. (Istoriia estetiki v pamiatnikakh i dokumentakh). (In Russian)

24. Psevdo-Longin. On the Sublime. Rus. ed. Transl., articles and comment. by Natal’ia Chistiakova. Moscow; Leningrad: Nauka Publ., 1966. (Literaturnye pamiatniki). (In Russian)

25. Rykov, Anatoly. “Absent Look. Edouard Manet and Timothy Clark’s Theory of Modernism”. Vestnik of Saint Petersburg University. Arts 10, no. 2 (2020): 266–73. https://doi.org/10.21638/spbu15.2020.205.

Загрузки

Опубликован

05.04.2022

Как цитировать

Рыков, А. В. (2022). «Спор о древних и новых» и теория модернизма. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 12(1), 147–163. https://doi.org/10.21638/spbu15.2022.107

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство