«Демоническая, экстатическая античность»: к трактовке мифа в опере Рихарда Штрауса — Гуго фон Гофмансталя «Электра»

  • Наталья Олеговна Власова Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, Государственный институт искусствознания https://orcid.org/0000-0003-2612-4450

Аннотация

Опера «Электра» имеет особое значение для Рихарда Штрауса. Она открывает античную линию в его музыкально-театральном наследии и одновременно является кульминацией экспрессионистских тенденций в творчестве композитора. С нее начинается сотрудничество Штрауса с Г. фон Гофмансталем как либреттистом. Трагедия Гофмансталя фокусирует в себе особенности, типичные для нового понимания античности во второй половине XIX столетия. На первый план выдвигается интерес к архаике, к древним культам и ритуалам, представляющим иррациональные стороны греческой культуры. «Электра» Гофмансталя стала одним из первых литературных произведений, воплощающих новый образ Греции. В ходе работы над ней особую роль сыграл труд о матриархате в доэллинистическую эпоху «Материнское право» (1861) И. Я. Бахофена. Он приобрел неожиданную актуальность на рубеже XIX–XX вв., когда матриархат с тревогой воспринимался как возрождающееся мироустройство, а женщина — как опасное существо, движимое инстинктами. «Электра» Гофмансталя предстает царством матриархата. Концентрация на образе заглавной героини, воплощение на сцене краткого, но ключевого отрезка ее жизни, бушевание мрачных страстей делают «Электру» характерным явлением экспрессионистского театра. В опере Штрауса роль Электры еще разрастается, а монологичность усиливается, что придает целому черты монодрамы. При помощи резких стилистических контрастов в музыкальной характеристике героини Штраус передает диссоциацию ее личности. «Электра» стала для Штрауса кульминацией в выражении экстремальных эмоциональных состояний, которые потребовали привлечения всего арсенала самых смелых — в рамках его стиля — композиционных средств. Далее в творчестве композитора происходит перелом: следующей его оперой станет «Кавалер розы», написанный в совсем другой стилистике. Позднейшие оперы Штрауса на античные сюжеты при всем их различии между собой также очень далеки от иррационалистического и одновременно новаторского пафоса «Электры».

Ключевые слова:

Рихард Штраус, Гуго фон Гофмансталь, Иоганн Якоб Бахофен, «Электра», музыкальный театр, новое понимание античности, экспрессионизм, монодрама

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Литература

Литература

1. Rohde, Erwin. Psyche. Seelencult und Unsterblichkeitsglaube der Griechen. 2 Bde. 2. Aufl. Freiburg i. B.; Leipzig u. a.: Verlag von J. C. B. Mohr, 1898, Bd. 2.

2. Strauss, Richard. “Letzte Aufzeichnung”. In Richard Strauss. Dokumente: Aufsätze, Aufzeichnungen, Vorworte, Reden, Briefe, hrsg. von Ernst Krause, 154. Leipzig: Verlag Philipp Reclam, 1980.

3. Аверинцев, Сергей. “Образ античности в западноевропейской культуре XX в.”. В изд. Аверинцев, Сергей. Образ античности, 165–201. СПб.: Азбука-классика, 2004. (Academia.)

4. Ле Ридер, Жак. Венский модерн и кризис идентичности. Пер. Татьяна Баскакова. СПб.: Изд-во им. Н. И. Новикова, Изд. дом «Галина скрипсит», 2009. (Австрийская библиотека.)

5. Frick, Werner. “Die mythische Methode”: Komparatistische Studien zur Transformation der griechischen Tragödie im Drama der klassischen Moderne. Tübingen: Max Niemeyer Verlag, 1998. (Hermaea. Neue Folge, 86.)

6. Шарыпина, Татьяна. “Восприятие античности в литературном сознании Германии XX века: Троянский цикл мифов”. Дис. д-ра филол. наук, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, 1998.

7. Архипов, Юрий. “Предисловие”. В изд. Гофмансталь, Гуго, фон. Избранное. Пер., сост. и предисл. Юрий Архипов, ред. и коммент. Элла Венгерова, 6–43. М.: Искусство, 1995.

8. Eder, Antonia. “Chthonischer Ernst und dionysisches Spiel. Hofmannsthals Bachofen-Rezeption als poetische Re-Mythisierung”. In Matriarchatsfiktionen: Johann Jakob Bachofen und die deutsche Literatur des 20. Jahrhunderts, hrsg. von Ulrich Boss, Yahya Elsaghe, Florian Heiniger, 63–86. Basel: Schwabe Verlag, 2018. (Schwabe interdisziplinär, 11.)

9. Hofmannsthal, Hugo, von. Dramen 5: Alkestis, Elektra, hrsg. von Klaus Bohnenkamp und Mathias Mayer. Frankfurt a. M.: S. Fischer Verlag, 1997. (Hugo von Hofmannsthal, Kritische Ausgabe sämtlicher Werke, VII.)

10. Schuh, Willi, Hrsg. Richard Strauss — Hugo von Hofmannsthal: Briefwechsel. 5. Aufl. Zürich: Atlantis Musikbuch-Verlag, 1978.

11. Hofmannsthal, Hugo, von. “Szenische Vorschriften zu ‘Elektra’”. In Hofmannsthal, Hugo von. Dramen 2: 1892–1905, hrsg. von Bernd Schoeller und Rudolf Hirsch, 240–2. Frankfurt a. M.: S. Fischer Taschenbuch Verlag, 1979. (Hugo von Hofmannsthal, Gesammelte Werke in zehn Einzelbänden, 2.)

12. Mühlegger-Henhapel, Christiane, und Alexandra Steiner-Strauss, Hrsg. “Worte klingen, Töne sprechen”. Richard Strauss und die Oper: Symposium anlässlich der Richard Strauss-Ausstellung im Theatermuseum Wien, 22.–23. Jänner 2015. Wien: Holzhausen Verlag, 2015.

13. Bachofen, Johann Jakob. Das Mutterrecht: Eine Untersuchung über die Gynaikokratie der alten Welt nach ihrer religiösen und rechtlichen Natur. Stuttgart: Krais & Hoffmann, 1861.

14. Jens, Walter. Hofmannsthal und die Griechen. Tübingen: Max Niemeyer Verlag, 1955.

15. Messmer, Franzpeter, Hrsg. Kritiken zu den Uraufführungen der Bühnenwerke von Richard Strauss. Pfaffenhofen: W. Ludwig Verlag, 1989. (Veröffentlichungen der Richard-Strauss-Gesellschaft, 11.)

16. Strauss, Richard. “Erinnerungen an die ersten Aufführungen meiner Opern”. In Richard Strauss. Dokumente: Aufsätze, Aufzeichnungen, Vorworte, Reden, Briefe, hrsg. von Ernst Krause, 135–53. Leipzig: Verlag Philipp Reclam, 1980.

17. Mauser, Siegfried. “Vom Musikdrama zum Konversationsstück: Das Musiktheater von Richard Strauss”. In Musiktheater im 20. Jahrhundert, hrsg. von Siegfried Mauser, 47–64. Laaber: Laaber-Verlag, 2002. (Handbuch der musikalischen Gattungen, 14.)

18. Мацевич, Альфред. “Я-драма”. В изд. Энциклопедический словарь экспрессионизма, гл. ред. Павел Топер, 684–5. М.: ИМЛИ РАН, 2008.

19. Schönberg, Arnold. Harmonielehre. 3. Aufl. Wien: Universal Edition, 1922.

20. Дальхаус, Карл. “Опера и Новая музыка. Попытка очертить проблему”. В изд. Дальхаус, Карл. Избранные труды по истории и теории музыки, сост., пер., послесл., коммент. Степан Наумович, научн. ред. Марина Раку, 204–14. СПб.: Изд-во им. Н. И. Новикова, 2019. (Зарубежное музыковедение. Избранное.)

21. Шёнберг, Арнольд. “Заметки о четырех струнных квартетах”. Пер. Наталья Власова. В изд. Шёнберг, Арнольд. Стиль и мысль: статьи и материалы, сост., пер., коммент., вступит. ст. Наталья Власова и Ольга Лосева, 443–76. М.: Композитор, 2006.

22. Dahlhaus, Carl. Die Musik des 19. Jahrhunderts. Laaber: Laaber-Verlag, 1980. (Neues Handbuch der Musikwissenschaft, 6.)

References

1. Rohde, Erwin. Psyche. Seelencult und Unsterblichkeitsglaube der Griechen. 2 Bde. 2. Aufl. Freiburg i. B. ; Leipzig u. a.: Verlag von J. C. B. Mohr, 1898, Bd. 2.

2. Strauss, Richard. “Letzte Aufzeichnung”. In Richard Strauss. Dokumente: Aufsätze, Aufzeichnungen, Vorworte, Reden, Briefe, hrsg. von Ernst Krause, 154. Leipzig: Verlag Philipp Reclam, 1980.

3. Averintsev, Sergei. “The Image of Classical Antiquity in the West European Culture of the 20th Century”. In Averintsev, Sergei. Obraz antichnosti, 165–201. St Petersburg: Azbuka-klassika Publ., 2004. (Academia). (In Russian)

4. Le Rider, Jacques. Viennese Modernity and Crises of Identity. Rus. ed. Transl. by Tat’iana Baskakova. St Petersburg: Izd-vo im. N. I. Novikova Publ., Izd. dom “Galina skripsit” Publ., 2009. (Avstriiskaia biblioteka.) (In Russian)

5. Frick, Werner. “Die mythische Methode”: Komparatistische Studien zur Transformation der griechischen Tragödie im Drama der klassischen Moderne. Tübingen: Max Niemeyer Verlag, 1998. (Hermaea. Neue Folge, 86.)

6. Sharypina, Tat’iana. “The Perception of Classical Antiquity in the Literary Consciousness of Germany in the 20th Century. The Trojan Cycle”. D. Sc. in Philology diss., Nizhegorodskii gosudarstvennyi universitet im. N. I. Lobachevskogo Publ., 1998. (In Russian)

7. Arkhipov, Iurii. “Preface”. In Hofmannsthal, Hugo, von. Izbrannoe, comp. and preface by Iurii Arkhipov, ed. and comment. by Ella Vengerova, 6–43. Moscow: Iskusstvo Publ., 1995. (In Russian)

8. Eder, Antonia. “Chthonischer Ernst und dionysisches Spiel. Hofmannsthals Bachofen-Rezeption als poetische Re-Mythisierung”. In Matriarchatsfiktionen: Johann Jakob Bachofen und die deutsche Literatur des 20. Jahrhunderts, hrsg. von Ulrich Boss, Yahya Elsaghe, Florian Heiniger, 63–86. Basel: Schwabe Verlag, 2018. (Schwabe interdisziplinär, 11.)

9. Hofmannsthal, Hugo, von. Dramen 5: Alkestis, Elektra, hrsg. von Klaus Bohnenkamp und Mathias Mayer. Frankfurt a. M.: S. Fischer Verlag, 1997. (Hugo von Hofmannsthal, Kritische Ausgabe sämtlicher Werke, VII.)

10. Schuh, Willi, Hrsg. Richard Strauss — Hugo von Hofmannsthal: Briefwechsel. 5. Aufl. Zürich: Atlantis Musikbuch-Verlag, 1978.

11. Hofmannsthal, Hugo, von. “Szenische Vorschriften zu ʻElektraʼ”. In Hofmannsthal, Hugo von. Dramen 2: 1892–1905, hrsg. von Bernd Schoeller und Rudolf Hirsch, 240–2. Frankfurt a. M.: S. Fischer Taschenbuch Verlag, 1979. (Hugo von Hofmannsthal, Gesammelte Werke in zehn Einzelbänden, 2.)

12. Mühlegger-Henhapel, Christiane, und Alexandra Steiner-Strauss, Hrsg. “Worte klingen, Töne sprechen”. Richard Strauss und die Oper: Symposium anlässlich der Richard Strauss-Ausstellung im Theatermuseum Wien, 22.–23. Jänner 2015. Wien: Holzhausen Verlag, 2015.

13. Bachofen, Johann Jakob. Das Mutterrecht: Eine Untersuchung über die Gynaikokratie der alten Welt nach ihrer religiösen und rechtlichen Natur. Stuttgart: Krais & Hoffmann, 1861.

14. Jens, Walter. Hofmannsthal und die Griechen. Tübingen: Max Niemeyer Verlag, 1955.

15. Messmer, Franzpeter, Hrsg. Kritiken zu den Uraufführungen der Bühnenwerke von Richard Strauss. Pfaffenhofen: W. Ludwig Verlag, 1989. (Veröffentlichungen der Richard-Strauss-Gesellschaft, 11.)

16. Strauss, Richard. “Erinnerungen an die ersten Aufführungen meiner Opern”. In Richard Strauss. Dokumente: Aufsätze, Aufzeichnungen, Vorworte, Reden, Briefe, hrsg. von Ernst Krause, 135–53. Leipzig: Verlag Philipp Reclam, 1980.

17. Mauser, Siegfried. “Vom Musikdrama zum Konversationsstück: Das Musiktheater von Richard Strauss”. In Musiktheater im 20. Jahrhundert, hrsg. von Siegfried Mauser, 47–64. Laaber: Laaber-Verlag, 2002. (Handbuch der musikalischen Gattungen, 14.)

18. Matsevich, Al’fred. “I-drama”. In Entsiklopedicheskii slovar’ ekspressionizma, chief ed. Pavel Toper, 684–5. Moscow: IMLI RAN Publ., 2008. (In Russian)

19. Schönberg, Arnold. Harmonielehre. 3. Auflage. Wien: Universal Edition, 1922.

20. Dahlhaus, Carl. “Opera and the New Music. An Attempt to Outline the Problem”. Rus. ed. In Dahlhaus, Carl. Izbrannye trudy po istorii i teorii muzyki, comp., transl., afterword and comment. by Stepan Naumovich, science ed. Marina Raku, 204–14. St Petersburg: Izd-vo im. N. I. Novikova Publ., 2019. (In Russian)

21. Schönberg, Arnold. “Notes to the Four String Quartets”. Rus. ed. Transl. by Natal’ia Vlasova. In Schönberg, Arnold. Stil’ i mysl’: stat’i i materialy, comp., transl., comment., foreword by Natal’ia Vlasova and Ol’ga Loseva, 443–76. Moscow: Kompozitor Publ., 2006. (In Russian)

22. Dahlhaus, Carl. Die Musik des 19. Jahrhunderts. Laaber: Laaber-Verlag, 1980. (Neues Handbuch der Musikwissenschaft, 6.)

Опубликован
2022-06-30
Как цитировать
Власова, Н. О. (2022). «Демоническая, экстатическая античность»: к трактовке мифа в опере Рихарда Штрауса — Гуго фон Гофмансталя «Электра». Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 12(2), 228-242. https://doi.org/10.21638/spbu15.2022.201
Раздел
Музыка