Письма из 1920-х: к истории первых постановок опер Шрекера, Берга и Кшенека в России
DOI:
https://doi.org/10.21638/11701/spbu15.2018.303Аннотация
Предметом внимания в статье является музыкальная жизнь Ленинграда и Москвы второй половины 1920-х годов. В этот период в Советской России постепенно восстанавливаются связи с Западом, нарушенные за годы после начала Первой мировой войны, начинает активно исполняться современная музыка, в том числе композиторов Западной Европы. Многие из них сами приезжают в СССР, выступая в качестве исполнителей собственных сочинений. Представлены новые документы из Австрийской национальной библиотеки и Венской библиотеки в Ратуше, связанные с первыми постановками на советской сцене в 1920-е годы опер австрийских композиторов Франца Шрекера («Дальний звон»), Альбана Берга («Воццек») и Эрнста Кшенека («Прыжок через тень», «Джонни наигрывает»). Это письма крупного советского музыковеда, композитора и музыкального деятеля Бориса Асафьева к Шрекеру и Бергу, письма музыковеда Виктора Беляева к Бергу и Кшенеку, режиссера Николая Смолича и дирижера Самуила Самосуда к Кшенеку. Все они касаются постановок названных опер в Ленинграде, их восприятия, обстоятельств исполнения, планов дальнейших инсценировок в Ленинграде и Москве. Дополняя и в ряде случаев корректируя имеющиеся публикации, предлагаемые материалы раскрывают новые грани человеческих и творческих контактов российских и австрийских музыкантов в 1920-е годы, воссоздают атмосферу культурной жизни того времени, позволяют уточнить некоторые факты сценической судьбы упоминаемых постановок, рецепции западноевропейской музыки того времени в Советской России. Статья сопровождается редкими иконографическими материалами.
Ключевые слова:
музыкальная жизнь Ленинграда 1920-х годов, музыкальный театр в СССР, оперные премьеры в Ленинграде, Борис Асафьев, Виктор Беляев, Франц Шрекер, Альбан Берг, Эрнст Кшенек, переписка, русско-австрийские музыкальные связи
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Sources
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.