Опера в немом кино: случай «Кавалера розы»

Авторы

  • Наталья Олеговна Власова Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского; Государственный институт искусствознания https://orcid.org/0000-0003-2612-4450

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2024.301

Аннотация

Статья посвящена истории создания фильма «Кавалер розы», снятого в 1925 г. режиссером Робертом Вине по одноименной опере Рихарда Штрауса и Гуго фон Гофмансталя. Особенностью фильма стало то, что к моменту съемок музыкальное сопровождение для него уже имелось. На основании оперной партитуры под руководством Штрауса его подготовили композитор Отто Зингер и дирижер Карл Альвин. Музыка оперы была сокращена и перекомпонована, дополнена другими сочинениями Штрауса (главным образом маршами, предназначавшимися для военных сцен). Фильм должен был приспосабливаться к музыкальному ряду, которому в этой кинопродукции принадлежала ведущая роль. В статье рассматривается соотношение оперы и фильма: трансформации фабулы, переосмысление характеров, изменения музыкальной партитуры. Фильм не является точным воспроизведением оперы. Хотя ее основные сюжетные мотивы сохранены, они преобразованы и обогащены новыми ситуациями. Самое заметное изменение — введение нового персонажа, Маршала. В фильме широко использованы возможности кино для показа разнообразных мест действия, флешбэков, массовых сцен на открытом воздухе. Оба наиболее сложных персонажа, Маршальша и Барон фон Окс, предстают в фильме психологически более заурядными. Его концовка, где объединяются три пары, решена в духе добропорядочного хеппи-энда. Для партитуры фильма очевидно стремление максимально сохранить музыкальные характеристики персонажей и отдельных ситуаций, а также важнейшие тональные центры оперы. Подобно опере, кинопартитуру объединяют сквозные темы, однако в фильме некоторые из них приобретают иной смысл: с характеристики персонажа акцент переносится на передаваемый темой аффект. Изменившееся соотношение музыки и действия в кадре порой приводит к переосмыслению поведения героев (Окс). Воссоздание в 2000-е годы фильма, считавшегося утраченным, позволяет оценить его как единственный в своем роде эксперимент эпохи раннего кинематографа.

Ключевые слова:

опера, немое кино, «Кавалер розы», Рихард Штраус, Гуго фон Гофмансталь, Роберт Вине, фильм к музыке, адаптация оперы для кино

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература/References

1. Mertens, Volker. “‘Im Kino gewesen” — komponiert. Puccini, der Film seiner Zeit und kinematographische Operndramaturgie”. In Oper und Film: Geschichten einer Beziehung, hrsg. von Arne Stollberg und Stephan Ahrens, 47–68. München: edition text + kritik, 2019.

2. Sal’nikova, Ekaterina. The Impossible Voyage: adventurousness and fantasy of the Great Mute. Moscow: Kanon-plius Publ., 2023. (In Russian)

3. Nikolaev, Aleksei, ed. Richard Strauss and Romain Rolland: Correspondence. Excerpts from the diary. Moscow: Muzgiz Publ., 1960. (In Russian)

4. Hofmannsthal, Hugo von. Gesammelte Werke. 10 Bd. Frankfurt a. M.: Fischer, 1979, Bd. 2: Reden und Aufsätze.

5. Schuh, Willi, ed. Richard Strauss — Hugo von Hofmannsthal: Briefwechsel. Zürich: Atlantis Musikbuch-Verlag, 1978.

6. Kracauer, Siegfried. From Caligari to Hitler. A Psychological History of the German Film. Princeton: Princeton University Press, 1947.

7. Troshin, Aleksandr. “Wiene, Robert”. In Entsiklopedicheskii slovar’ ekspressionizma, ed. by Pavel Toper, 126–8. Moscow: Institut mirovoi literatury imeni A. M. Gor’kogo Rossiiskoi akademii nauk Publ., 2008. (In Russian)

8. Jung, Uli, and Walter Schatzberg. “The silent Rosenkavalier: A Film by Hugo von Hofmannsthal, Richard Strauss and Robert Wiene”. Modern Austrian Literature, no. 2 (1994): 77–89.

9. [Porges, Friedrich]. “Meister der Filmszene: III. Dr. Robert Wiene”. Mein Film, no. 15 (1926): 2.

10. Hofmannsthal, Hugo von. Sämtliche Werke. 40 Bd. Frankfurt am Main: Fisher, 2006, Bd. 27.

11. Asper, Helmut. “Zwischen Experiment, Film-Volksoper und Ausstattungsfilm: Die Stummfilmoper ‘Der Rosenkavalier’ von Robert Wiene”. In Späte Stummfilme: Ästhetische Innovation im Kino 1924–1930, hrsg. von Heinz-Peter Preußer, 175–201. Marburg: Schüren-Verlag, 2017. https://doi.org/10.5771/9783741000836-175

12. Strauss, Richard. “Erinnerungen an die ersten Aufführungen meiner Opern”. In Richard Strauss. Dokumente: Aufsätze, Aufzeichnungen, Vorworte, Reden, Briefe, hrsg. von Ernst Krause, 135–53. Leipzig: Verlag Philipp Reclam, 1980.

13. Strauss, Richard. “Filmmusik zum Rosenkavalier”. Mein Film, no. 2 (1926): 5.

14. Trenner, Franz. Richard Strauss Werkverzeichnis (TrV). Wien: Strauss, 1999.

15. Krenn, Günter, Hrsg. “Ein sonderbar Ding”: Essays und Materialien zum Stummfilm “Der Rosenkavalier”. Wien: Filmarchiv Austria, 2007.

16. Fritz, Walter. Kino in Österreich, 1896–1930: Der Stummfilm. Wien: Österreichischer Bundesverlag, 1981.

17. “‘Der Rosenkavalier’ in Dresden”. Film-Kurier, January 11, 1926.

18. Dr. M-l [Dr. Mendel]. “Der Rosenkavalier”. Lichtbild-Bühne, January 18, 1926.

19. Burger, Erich. “Der verfilmte ‘Rosenkavalier’”. Berliner Tageblatt und Handels-Zeitung, January 11, 1926.

20. “Der Rosenkavalier”. Paimann’s Filmliste. Wochenschrift für Lichtbild-Kritik, no. 506 (1925): 233–4.

21. Koll, Horst Peter, Hrsg. Lexikon des Internationalen Films: Das komplette Angebot in Kino, Fernsehen und auf Video. 10 Bd. Reinbek: Rowohlt, 1995, Bd. 6.

22. Brunner, Armin, Hrsg. “Der Rosenkavalier-Film” von Hugo von Hofmannsthal, Richard Strauss und Robert Wiene. Fernsehen DRS; Wien: Pan-Film (Orig.-Prod.), 1987. 1 Videokassette [VHS].

23. Bärbel Schmid, Gisela. “Bibliographie 1.7.1992 bis 31.12.1993”. Hofmannsthal: Jahrbuch zur europäischen Moderne, no. 2 (1994): 359–81.

24. “Der Rosenkavalier”. September 6, 2006. YouTubeVideo, 1:49:05. Accessed “Samuel Lucena”, December 4, 2020.

Нотные издания/Musical Editions

I. Strauss, Richard. Der Rosenkavalier. Begleitmusik für den gleichnamigen Film von Robert Wiene (1925): Fassung für Salonorchester: Partitur. Ed. by Thomas Kemp. Mainz: Fürstner Musikverlag, 2020. Accessed April 26, 2024. https://www.schott-music.com/de/preview/viewer/index/?idx=NDQ0OTIz&idy=444923&dl=0.

II. Strauss, Richard. Der Rosenkavalier. Neue Filmfassung 2006 für großes Orchester: Partitur. Mainz: Fürstner Musikverlag, [2006]. Accessed April 26, 2024. https://www.schott-music.com/de/preview/viewer/index/?idx=MjMxODc5&idy=231879&dl=0.

Загрузки

Опубликован

29.08.2024

Как цитировать

Власова, Н. О. (2024). Опера в немом кино: случай «Кавалера розы». Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 14(3), 452–468. https://doi.org/10.21638/spbu15.2024.301

Выпуск

Раздел

Музыка