Еще раз о феномене «перевоплощения». От харáктерности — к сценическому образу

Авторы

  • Евгений Рафаилович Ганелин Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства; Санкт-Петербургский государственный университет; Санкт-Петербургский Государственный Академический Драматический Театр В. Ф. Комиссаржевской

Аннотация

В последние годы само понятие «перевоплощение» подвергается ревизии не только в теории театрального искусства, но и в практике многих театральных школ. Метод К. С. Станиславского, основа искусства «переживания», школа Мейерхольда, творческие поиски Е. Вахтангова часто противопоставляются друг другу, без учета их взаимосвязи. Кроме того, в учебных заведениях программы обучения просто игнорируют вопрос создания сценического характера. Автору статьи представляется важным проанализировать традиционные и современные подходы к воспитанию актеров школы «перевоплощении», используемые в Театральной Академии и на факультете искусств Санкт-Петербургского государственного университета, которые могут быть учтены в педагогической практике подобных факультетов и отделений других учебных заведений, разделяющих идеи К. С. Станиславского и традиционных ценностей русской школы. Это могло бы способствовать объединению усилий педагогов, преподающих драматическое искусство в целях развития нашей школы в целом.

Ключевые слова:

театральная школа, актерское мастерство, драматическое искусство, характерность, характер, «перевоплощение»

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Евгений Рафаилович Ганелин, Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства; Санкт-Петербургский государственный университет; Санкт-Петербургский Государственный Академический Драматический Театр В. Ф. Комиссаржевской

доцент, кандидат искусствоведения, заслуженный артист РФ, артист театра им. В. Ф. Комиссаржевской

Библиографические ссылки

Литература

1. Товстоногов Г. А. О профессии режиссера. М., 1967. 358 с.

2. Юрский С. Зритель — друг и оппонент // Литературная газета. 1969. 5 апр.

3. Петров Н. В. Актер и сценический образ. Л.: Гослитиздат, 1935. 97 с.

4. Станиславский К. С. Работа актера над собой. М.: Гослитиздат, 1938. 576 с.

5. Станиславский К. С. Собр. соч.: в 8 т. М.: Искусство, 1955. Т. 3. 503 с.

6. Чехов М. А. Литературное наследие: в 2 т. М.: Искусство, 1986. Т. 2. Об искусстве актера. 557 с.

7. Чехов М. А. Уроки Михаила Чехова в государственном театре Литвы. Материалы к курсу «Мастерство актера». М.: ГИТИС,1989. 70 с.

8. Михоэлс С. М. Статьи, беседы, речи. М.: Искусство, 1981. 557 с.

9. Вл. И. Немирович-Данченко о творчестве актера. Хрестоматия / сост., ред., авт. ст. В. Я. Виленкин. М.: Искусство, 1984. 623 с.

10. Абрамов М. В., Норенко В. В. О Соловьеве. Актер как объект режиссерско-педагогической деятельности в методике В. Н. Соловьева. CПб., 1996.

11. Чехов М. Воплощение образа и характерность: пятый способ репетирования. М., 1995.

12. Мечик Д. И. Искусство актера на эстраде. Л.: Искусство. Ленингр. отд-ние, 1972. 119 с.

13. Буткевич М. М. К игровому театру. М.: ГИТИС, 2002. 700 с.

14. Стромов Ю. А. Путь актера к творческому перевоплощению. М.: Просвещение, 1975. 80 с.

15. Всеволодский-Гернгросс В. Н. История театрального образования в России. CПб.: Дирекция Имп. театров, 1913. Т. I. XVII и XVIII века. 463 с.

16. Симонов П. В. Созидающий мозг: нейробиол. основы творчества. М.: Наука, 1993. 108 с.

17. Альтман Я. А. Психофизиологический анализ поэтического вдохновения. СПб., 2002.

18. Егоров А. Ю. Нехимические зависимости. СПб.: Речь, 2007. 190 с.

19. Личко А. Е. Подростковая психиатрия (руководство для врачей). Л.: Медицина. Ленингр. отд-ние, 1985. 416 с.

20. Станиславский К. С. Статьи, речи, беседы, письма. М.: Искусство 1953. 783 с.

21. Проблема образа в сценическом творчестве. Материалы занятий лаборатории нар. артиста СССР А. Д. Попова. М.: Всеросс. театр. об-во, 1959. Вып. 1. 99 с.

22. Создание элементов экспликации. Лекция на режиссерском факультете Государственных экспериментальных театральных мастерских (ГЭКТЕМАС) им. Вс. Мейерхольда 28 февраля 1924 г. // Творческое наследие Вс. Э. Мейерхольда / ред.-сост. Л. Д. Вендровская, А. В. Февральский. М.: ВТО, 1978. С. 55–62.

23. Рождественская Н. В. Психологический портрет роли и создание сценического характера // Спектакль в сценической педагогике / отв. ред. Е. Ганелин. СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 2006.

24. Малич М. На первых уроках В. В. Петрова по мастерству актера // Азы актерского мастерства. СПб.: Речь, 2002. С. 21–28.

25. Мартынова Л. Н., Элинсон Н. А. Роза Сирота: книга воспоминаний о режиссере и педагоге. СПб.: Гиперион, 2001. 398 с.

26. Азеран В. Р. Взаимное обогащение // Мартынова Л. Н., Элинсон Н. А. Роза Сирота: книга воспоминаний о режиссере и педагоге. СПб.: Гиперион, 2001.

27. Акимов Н. П. Не только о театре. Л. ; М.: Искусство, 1966. 427 с.


References

1. Tovstonogov G. A. O professii rezhissera. Moscow, 1967. 358 p. (In Russian)

2. Iurskii S. Zritel' — drug i opponent. Literaturnaia gazeta, 1969, 5 April. (In Russian)

3. Petrov N. V. Akter i stsenicheskii obraz. Leningrad, Goslitizdat, 1935. 97 p. (In Russian)

4. Stanislavskii K. S. Rabota aktera nad soboi. Moscow, Goslitizdat, 1938. 576 p. (In Russian)

5. Stanislavskii K. S. Sobr. soch. 8 vols. Moscow, Iskusstvo Publ., 1955, vol. 3. 503 p. (In Russian)

6. Chekhov M. A. Literaturnoe nasledie. 2 vols. Moscow, Iskusstvo Publ., 1986, vol. 2. Ob iskusstve aktera. 557 p. (In Russian)

7. Chekhov M. A. Uroki Mikhaila Chekhova v gosudarstvennom teatre Litvy. Materialy k kursu "Masterstvo aktera". Moscow, GITIS Press, 1989. 70 p. (In Russian)

8. Mikhoels S. M. Stat'i, besedy, rechi. Moscow, Iskusstvo, 1981. 557 p. (In Russian)

9. Vl. I. Nemirovich-Danchenko o tvorchestve aktera. Khrestomatiia. Comp. and ed. by V. Ia. Vilenkin. Moscow, Iskusstvo Publ., 1984. 623 p. (In Russian)

10. Abramov M. V., Norenko V. V. O Solov'eve. Akter kak ob"ekt rezhissersko-pedagogicheskoi deiatel'nosti v metodike V. N. Solov'eva. St. Petersburg, 1996. (In Russian)

11. Chekhov M. Voploshchenie obraza i kharakternost': piatyi sposob repetirovaniia. Moscow, 1995. (In Russian)

12. Mechik D. I. Iskusstvo aktera na estrade. Leningrad, Iskusstvo Publ. Leningr. otd-nie, 1972. 119 p. (In Russian)

13. Butkevich M. M. K igrovomu teatru. Moscow, GITIS Press, 2002. 700 p. (In Russian)

14. Stromov Iu. A. Put' aktera k tvorcheskomu perevoploshcheniiu. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1975. 80 p. (In Russian)

15. Vsevolodskii-Gerngross V. N. Istoriia teatral'nogo obrazovaniia v Rossii. St. Petersburg, Direktsiia Imp. teatrov, 1913, t. I. XVII i XVIII veka. 463 p. (In Russian)

16. Simonov P. V. Sozidaiushchii mozg: neirobiol. osnovy tvorchestva. Moscow, Nauka Publ., 1993. 108 p. (In Russian)

17. Al'tman Ia. A. Psikhofiziologicheskii analiz poeticheskogo vdokhnoveniia. St. Petersburg, 2002. (In Russian)

18. Egorov A. Iu. Nekhimicheskie zavisimosti. St. Petersburg, Rech' Publ., 2007. 190 p. (In Russian)

19. Lichko A. E. Podrostkovaia psikhiatriia (rukovodstvo dlia vrachei). Leningrad, Meditsina Publ. Leningr. otd-nie, 1985. 416 p. (In Russian)

20. Stanislavskii K. S. Stat'i, rechi, besedy, pis'ma. Moscow, Iskusstvo Publ., 1953. 783 p. (In Russian)

21. Problema obraza v stsenicheskom tvorchestve. Materialy zaniatii laboratorii nar. artista SSSR A. D. Popova. Moscow, Vseross. teatr. ob-vo Publ., 1959, iss. 1. 99 p. (In Russian)

22. Sozdanie elementov eksplikatsii. Lektsiia na rezhisserskom fakul'tete Gosudarstvennykh eksperimental'nykh teatral'nykh masterskikh (GEKTEMAS) im. Vs. Meierkhol'da 28 fevralia 1924 g. Tvorcheskoe nasledie Vs. E. Meierkhol'da. Ed. and comp. by L. D. Vendrovskaia, A. V. Fevral'skii. Moscow, VTO Publ., 1978, pp. 55–62. (In Russian)

23. Rozhdestvenskaia N. V. Psikhologicheskii portret roli i sozdanie stsenicheskogo kharaktera. Spektakl' v stsenicheskoi pedagogike. Ed. by E. Ganelin. St. Petersburg, SPbGATI Press, 2006. (In Russian)

24. Malich M. Na pervykh urokakh V. V. Petrova po masterstvu aktera. Azy akterskogo masterstva, St. Petersburg, Rech' Publ., 2002, pp. 21–28. (In Russian)

25. Martynova L. N., Elinson N. A. Roza Sirota: kniga vospominanii o rezhissere i pedagoge. St. Petersburg, Giperion Publ, 2001. 398 p. (In Russian)

26. Azeran V. R. Vzaimnoe obogashchenie. Martynova L. N., Elinson N. A. Roza Sirota: kniga vospominanii o rezhissere i pedagoge. St. Petersburg, Giperion Publ., 2001. (In Russian)

27. Akimov N. P. Ne tol'ko o teatre. Leningrad; Moscow, Iskusstvo Publ., 1966. 427 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

15.06.2012

Как цитировать

Ганелин, Е. Р. (2012). Еще раз о феномене «перевоплощения». От харáктерности — к сценическому образу. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 2(2), 116–126. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/1514

Выпуск

Раздел

Театр

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)