«Нонсенс» в музыкальной композиции последней трети ХХ века как «парадоксальный элемент и вечный двигатель»

Авторы

Аннотация

Статья посвящена сравнительному анализу парадоксальных элементов в контексте формообразования и композиционной структуры в музыке последней трети ХХ в., их отражению в теоретических трудах немецкого композитора Карлхайнца Штокхаузена, в сборнике лекций о музыке «Le Figure Della Musica da Beethoven a Oggi» Сальваторе Шаррино, а также сопоставлению музыкальных идей с пониманием соотношения смысла и нонсенса в трактате французского философа-постмодерниста Жиля Делёза «Логика смысла». Утверждая, что смысл проистекает из абсурда, опрокидывая привычную логику, философ строит свои необыкновенные заключения на основании парадоксального мышления Л. Кэрролла. Специфика соотношения смысла и нонсенса находит интереснейшие аналогии в области новой музыки, подтвержденные теоретическими работами известнейших композиторов последней трети ХХ в.

Ключевые слова:

парадокс, нонсенс, музыкальная композиция последней трети ХХ века, «Логика смысла»

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Светлана Витальевна Лаврова, Санкт-Петербургский государственный университет

кандидат искусствоведения; доцент кафедры органа, клавесина и карильона факультета искусств; композитор; член Союза композиторов России

Библиографические ссылки

Литература

1. Делёз Ж., Гваттари Ф. Ризома. Тысяча плато // Альманах «Восток». 2005. № 11/12 (35/36). URL: http://www.situation.ru/app/j_art_1023.htm (дата обращения: 12.05.2012).

2. Делёз Ж. Логика смысла. Фуко М. Theatrum philosophicum / пер. с фр. Я. И. Свирского. М.: Раритет; Екатеринбург: Деловая книга, 1998. 473 с.

3. Bunch J. Anti-Rhetoric in the music of Salvatore Sciarrino. URL: http://camil.music.uiuc.edu/~jbunch2/files/Writings%20-%20Sciarrino%20Paper.pdf (дата обращения: 10.02.2012).

4. Stockhausen K. Kadenzrhythmik der Mozart // Darmstadter Beitrage zur neuen Musik. 1956. № 4. S. 38–72.

5. Цареградская Т. К. Штокхаузен и морфология нового времени. URL: http://musxxi.gnesin-academy.ru/wp-content/uploads/2010/04/Zaregradskaya.pdf (дата обращения: 11.02.2012).

6. Адорно Т. Социология музыки. URL: http://www.philosophy.ru/library/adorno/02.html (дата обращения: 12.02.2012).

7. Sciarrino S. Le Figure Della Musica da Beethoven a Oggi. Milano: Ricordi, 1998. 148 p.

8. Stockhausen К. Momentform: Neue Beziehungen zwischen Aufführungsdauer, Werkdauer und Moment // Stockhausen K. Texte zur Musik. Bde 1–10. Köln: M. DuMont Schauberg, 1963. Bd 1. S. 89–210.

9. Колико Н. Композиция Хельмута Лахенманна: эстетическая технология: автореф. дис. …канд. иск. / Рос. акад. музыки им. Гнесиных. М., 2002. 24 с.


References

1. Delez Zh., Gvattari F. Rizoma. Tysiacha plato. Al'manakh "Vostok", 2005, no. 11/12 (35/36). Available at http://www.situation.ru/app/j_art_1023.htm (accessed: 12.05.2012). (In Russian)

2. Delez Zh. Logika smysla. Fuko M. Theatrum philosophicum. Transl. by Ia. I. Svirskii. Moscow, Raritet Publ.; Ekaterinburg, Delovaia kniga Publ., 1998. 473 p. (In Russian)

3. Bunch J. Anti-Rhetoric in the music of Salvatore Sciarrino. Available at http://camil.music.uiuc.edu/~jbunch2/files/Writings%20-%20Sciarrino%20Paper.pdf (accessed: 10.02.2012).

4. Stockhausen K. Kadenzrhythmik der Mozart. Darmstadter Beitrage zur neuen Musik, 1956, no. 4, pp. 38–72.

5. Tsaregradskaia T. K. Shtokkhauzen i morfologiia novogo vremeni. Available at http://musxxi.gnesin-academy.ru/wp-content/uploads/2010/04/Zaregradskaya.pdf (accessed: 11.02.2012). (In Russian)

6. Adorno T. Sotsiologiia muzyki. Available at http://www.philosophy.ru/library/adorno/02.html (accessed: 12.02.2012). (In Russian)

7. Sciarrino S. Le Figure Della Musica da Beethoven a Oggi. Milano, Ricordi, 1998. 148 p.

8. Stockhausen K. Momentform: Neue Beziehungen zwischen Aufführungsdauer, Werkdauer und Moment. Stockhausen K. Texte zur Musik. Bde 1–10. Köln, M. DuMont Schauberg, 1963, Bd 1, S. 89–210.

9. Koliko N. Kompozitsiia Khel'muta Lakhenmanna: esteticheskaia tekhnologiia: avtoref. dis. …kand. isk. Ros. akad. muzyki im. Gnesinykh. Moscow, 2002. 24 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.11.2012

Как цитировать

Лаврова, С. В. (2012). «Нонсенс» в музыкальной композиции последней трети ХХ века как «парадоксальный элемент и вечный двигатель». Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 2(4), 76–81. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/1576

Выпуск

Раздел

Музыка

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

<< < 1 2