«Экология слушания» и эффект «невидимого действия» в операх «Девочка со спичками» (Das Madchen mit den Schwefelholzern) Хельмута Лахенманна и «Лоэнгрин» (Lohengrin — Azione invisibile) Сальваторе Шаррино

Авторы

Аннотация

В статье исследуется музыкальная практика постсериализма, проявившая себя в общей тенденции обращения к концептуальной тишине и к поискам новых необычных звуковых форм и послужившая началом направления «экологии слушания». Анализ и соответствующие выводы основываются на двух современных операх: «Девочка со спичками» (Das Madchen mit den Schwefelholzern) Хельмута Лахенманна и «Лоэнгрин» (Lohengrin — Azione invisibile) Сальваторе Шаррино. На этих примерах становится очевидным изменение специфики слушательского восприятия, направленной на физические аспекты передачи чувств и эмоций.

Ключевые слова:

«экология слушания», эффект «невидимого действия»

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Светлана Витальевна Лаврова, Санкт-Петербургский государственный университет

кандидат искусствоведения; доцент кафедры органа, клавесина и карильона факультета искусств; композитор; член Союза композиторов России

Библиографические ссылки

Литература

1. Петрусева Н. Пьер Булез. Эстетика и техника музыкальной композиции. Исследование. М.; Пермь: Реал, 2002. 352 с.

2. The Beautiful in Music Today // Helmut Lachenmann Tempo. New Ser. 1980. N 135. Dec. Р. 20–24.

3. Любимов Л. Д. Леонардо да Винчи // Искусство Западной Европы. URL: http://www.bibliotekar.ru/iskusstvo-europa/17.htm (дата обращения: 29.06.2012).

4. Делёз Ж. Логика смысла. Фуко М. Theatrum philosophicum / пер. с фр. Я. И. Свирского. М.: Раритет; Екатеринбург: Деловая книга, 1998. 473 с.

5. Колико Н. Композиция Хельмута Лахенманна: эстетическая технология: автореф. дис. … канд. иск. / Рос. акад. музыки им. Гнесиных. М., 2002. 24 с.

6. Адорно Т. В. A. Негативная диалектика. М.: Научный мир, 2003. 374 с.

7. Lahenmann H. Musik als existentielle Erfahrung: Schriften 1966–1995 / ed. by Josef Häusler. Mainz: Bretkopf und Härtel, 1996. 488 S.

8. Gianfranco V., Gontier Ph., Raiola M. La construction de l’arche invisible: Salvatore Sciarrino à propos de dramaturgie et de son théâtre musical // Dissonance. 2000. N 65 (August). P. 14–19.

9. Делёз Ж. Различие и повторение. М.: «Петрополис», 1998. 384 с. Глава вторая.

10. Nono L. Unendlich, Unruhe, unfertig. Luigi Nono im Gesprach mit Lothar Knessl // Osterreichische Musikzeitschrift. 1989. N 6. S. 25–32.

11. Pesson G. Héraclite, Démocrite et la Méduse // Entretemps. 1990. N 9, dicembre. P. 143–150.

12. Salvatore Sciarrino with Alessandro Cassin из интервью композитора. URL: http://www.brooklynrail.org/2010/10/music/salvatore-sciarrino-with-alessandro-cassin (дата обращения: 02.07.2012).

13. Sciarrino S. Carte dona suono scritti 1981–2001 // CIDIM — Novecento, 2001.

14. Sciarrino S. Diario parigino // Avidi Lumi. 2001. n°12. P. 204–250.


References

1. Petruseva N. P’er Bulez. Estetika i tekhnika muzykal’noi kompozitsii. Issledovanie (Pierre Boulez. Aesthetics and techniques of musical composition. Study). Moscow; Perm’: Real, 2002. 352 p.

2. The Beautiful in Music Today. Helmut Lachenmann Tempo. New Ser. 1980. N 135. Dec., pp.20–24.

3. Liubimov L.D. Iskusstvo Zapadnoi Evropy (Art of Western Europe). URL: http://www.bibliotekar.ru/iskusstvoeuropa/17.htm (accessed: 29.06.2012).

4. Delez Zh. Logika smysla. Fuko M. Theatrum philosophicum (The logic of sense. Foucault M. Theatrum philosophicum). Per. s fr. Ia.I.Svirskogo. Moscow: Raritet; Ekaterinburg: Delovaia kniga, 1998. 473 p.

5. Koliko N. Kompozitsiia Khel’muta Lakhenmanna: esteticheskaia tekhnologiia (Composition Helmut Lachenmann: aesthetic technology): avtoref. dis. … kand. isk. Ros. akad. muzyki im. Gnesinykh. Moscow, 2002. 24 p.

6. Adorno T.V.A. Negativnaia dialektika (Negative dialectics). Moscow: Nauchnyi mir, 2003. 374 p.

7. Lahenmann H. Musik als existentielle Erfahrung: Schriften 1966–1995. Ed. by Josef Häusler. Mainz: Bretkopf und Härtel, 1996. 488 S.

8. Gianfranco V., Gontier Ph., Raiola M. Dissonance. 2000. N 65 (August), pp.14–19.

9. Delez Zh. Razlichie i povtorenie (Difference and repetition). Moscow: «Petropolis», 1998. 384 p. Glava vtoraia.

10. Nono L. Osterreichische Musikzeitschrift. 1989. N 6, pp.25–32.

11. Pesson G. Entretemps. 1990. N 9, dicembre, pp.143–150.

13. Sciarrino S. Carte dona suono scritti 1981–2001. CIDIM — Novecento, 2001.

14. Sciarrino S. «Avidi Lumi». 2001 N 12, pp.204–250.

Загрузки

Опубликован

18.03.2012

Как цитировать

Лаврова, С. В. (2012). «Экология слушания» и эффект «невидимого действия» в операх «Девочка со спичками» (Das Madchen mit den Schwefelholzern) Хельмута Лахенманна и «Лоэнгрин» (Lohengrin — Azione invisibile) Сальваторе Шаррино. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 3(1), 9–20. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/1643

Выпуск

Раздел

Музыка

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>