Принципы органных диспозиций и регистровок в теории Марена Мерсенна

Авторы

  • Марина Николаевна Чебуркина

Аннотация

В статье анализируются диспозиции и регистровые смешения, приводимые Мареном Мерсенном на страницах «Универсальной гармонии» (1636–1637). Сопоставляя принципы, обозначенные Мерсенном, с органостроением и регистровой практикой предшествующей и последующей эпох, автор выявляет роль Мерсенна как закладывающего фундамент органного мышления французского барокко.

Ключевые слова:

орган, Мерсенн, органостроение, Франция, барокко, диспозиция, регистр, регистровка

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Марина Николаевна Чебуркина

кандидат искусствоведения, органистка Королевской капеллы Версальского дворца (Франция), член Национальной Комиссии исторических монументов во Франции

Библиографические ссылки

Литература

1. Чебуркина М. Н. Эволюция французского органостроения от Возрождения к барокко: становление диспозиции-типа // Научный вестник Московской консерватории. 2011. № 4. С. 95–105.

2. Mersenne M. Seconde partie de L’Harmonie Vniverselle. T. I–II. T. II. Paris: Par Pierre Ballard, M. DC. XXXVII (1637). 799 p.

3. Titelouze J. Hymnes de l’église pour toucher sur l’orgue, avec les fugues et recherches sur leur plain-chant. Par I. Titelovze, Chanoine, et Organiste de l’Eglise de Rouën. Paris: Par Pierre Ballard, Imprimeur de la Musique du Roy, demeurant rue S. Iean Beauuais, à l’enseigne du mont Parnasse, 1624. 49 p.

4. Dufourcq N. Le Livre de l’Orgue français — 1589–1789. T. I–V. T. I: Les Sources. Paris: Picard, 1971. 703 p.

5. Чебуркина М. Н. Концепт «рациональности» как метод мышления во французском органном искусстве барокко // Музыковедение. 2011. № 9. С. 2–9.

6. Gravet N. L’orgue et l’art de la registration en France du XVIe siècle au début du XIXe siècle [Thèse de musicologie, 1960]. Chatenay Malabry: Ars Musicae, 1996. 125 p.

7. Кривицкая Е. История французской органной музыки. М.: Композитор, 2010. 335 c.

8. Tchebourkina M. Anciens mélanges, nouvelles sonorités // CDNAT01 «Claude Balbastre à Saint-Roch» (livret). Paris: Natives, 2002. P. 27–33.


References

1. Cheburkina M.N. Nauchnyi vestnik Moskovskoi konservatorii. 2011. N 4, pp.95–105.

2. Mersenne M. Seconde partie de L’Harmonie Vniverselle. T.I–II. T.II. Paris: Par Pierre Ballard, M.DC.XXXVII (1637). 799 p.

3. Titelouze J. Hymnes de l’Eglise pour Tovcher svr l’Orgve, avec les Fvgves et Recherches svr levr Plain-Chant. Par I. Titelovze, Chanoine, et Organiste de l’Eglise de Rouën. Paris: Par Pierre Ballard, Imprimeur de la Musique du Roy, demeurant rue S.Iean Beauuais, à l’enseigne du mont Parnasse, 1624. 49 p.

4. Dufourcq N. Le Livre de l’Orgue français — 1589–1789. T.I–V. T.I: Les Sources. Paris: Picard, 1971. 703 p.

5. Cheburkina M.N. Muzykovedenie. 2011. N 9, pp.2–9.

6. Gravet N. L’orgue et l’art de la registration en France du XVIe siècle au début du XIXe siècle [Thèse de musicologie, 1960]. Chatenay Malabry: Ars Musicae, 1996. 125 p.

7. Krivitskaia E. Istoriia frantsuzskoi organnoi muzyki (The history of French organ music). Moscow: Kompozitor, 2010. 335 p.

8. Tchebourkina M. CDNAT01 «Claude Balbastre à Saint-Roch» (livret). Paris: Natives, 2002, pp.27–33.

Загрузки

Опубликован

18.03.2013

Как цитировать

Чебуркина, М. Н. (2013). Принципы органных диспозиций и регистровок в теории Марена Мерсенна. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 3(1), 21–39. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/1644

Выпуск

Раздел

Музыка