Искусство смешивать регистры в эпоху французского Барокко, от Г.-Г. Нивера до Г. Корретта: становление и эволюция регистровых типов
Аннотация
Составление регистровок мыслится в эпоху французского Барокко как неотъемлимая часть органного исполнительства. Многие французские органные композиторы посвящают в эту эпоху специальный раздел предисловия к своим органным сочинениям объяснению их регистровых принципов. Первым в их ряду стоит Гийом-Габриель Нивер (1665). В статье приводятся и анализируются шесть регистровых систем крупнейших французских органных композиторов второй половины XVII — начала XVIII столетия: Г.-Г. Нивера, Н. Лёбега, А. Резона, Ж. Буавена, Ф. Куперена и Г. Корретта. Автор выявляет существование принципа регистровых типов, заложенного Нивером, и расценивает его как основополагающую категорию регистрового мышления французского Барокко в эту эпоху. К главным регистровым типам относятся: Plein jeu, Grand jeu, Jeu de Tierce, Fond d’Orgue, Jeu doux, Flûtes. В статье проводится сравнительный анализ регистровых принципов французских органных композиторов в период с 1665 по 1703 г. и прослеживается их эволюция. Автор утверждает, что, несмотря на логическую стройность и внутреннюю целостность французской регистровой системы этого периода, имеющие в ней место варианты смешений свидетельствуют о ее «открытости» и заключают в себе потенцию ее дальнейшего развития.
Ключевые слова:
орган, Франция, Барокко, регистр, регистровка, Нивер, Лёбег, Резон, Буавен, Ф. Куперен, Г. Корретт
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.