Искусство смешивать регистры в эпоху французского Барокко, от Г.-Г. Нивера до Г. Корретта: становление и эволюция регистровых типов

Авторы

  • Марина Николаевна Чебуркина

Аннотация

Составление регистровок мыслится в эпоху французского Барокко как неотъемлимая часть органного исполнительства. Многие французские органные композиторы посвящают в эту эпоху специальный раздел предисловия к своим органным сочинениям объяснению их регистровых принципов. Первым в их ряду стоит Гийом-Габриель Нивер (1665). В статье приводятся и анализируются шесть регистровых систем крупнейших французских органных композиторов второй половины XVII — начала XVIII столетия: Г.-Г. Нивера, Н. Лёбега, А. Резона, Ж. Буавена, Ф. Куперена и Г. Корретта. Автор выявляет существование принципа регистровых типов, заложенного Нивером, и расценивает его как основополагающую категорию регистрового мышления французского Барокко в эту эпоху. К главным регистровым типам относятся: Plein jeu, Grand jeu, Jeu de Tierce,  Fond d’Orgue, Jeu doux, Flûtes. В статье проводится сравнительный анализ регистровых принципов французских органных композиторов в период с 1665 по 1703 г. и прослеживается их эволюция. Автор утверждает, что, несмотря на логическую стройность и внутреннюю целостность французской регистровой системы этого периода, имеющие в ней место варианты смешений свидетельствуют о ее «открытости» и заключают в себе потенцию ее дальнейшего развития.

Ключевые слова:

орган, Франция, Барокко, регистр, регистровка, Нивер, Лёбег, Резон, Буавен, Ф. Куперен, Г. Корретт

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Марина Николаевна Чебуркина

кандидат искусствоведения, концертный исполнитель, член Национальной Комиссии по охране и реставрации исторических органов во Франции, Кавалер Ордена изящных искусств

Библиографические ссылки

Литература

1. Boyvin J. Premier Livre d’Orgue Contenant les huit Tons A L’Vsage Ordinaire de l’Eglise. Composé par J. Boyuin, Organiste de l’Eglise Cathedralle Nostre Dame de Roüen. Se vendent A Paris chez Mr. de Baußend rue Simon le franc Mr. le Maire au Loiüs d’Or rue S. honoré proche l’Oratoire Et a Rouen. Chez l’Auteur proche Nostre Dame [1690]. 110 p.

2. Nivers G.-G. Liure d’Orgue Contenant Cent Pieces de tous les Tons de l’Eglise. Par le Sr. Niuers Me. Compositeur en Musique et organiste de l’Eglise St. Sulpice de Paris. A Paris chez l’Autheur proche St. Sulpice et R. Ballard seul Imp. du Roy pr. la musique. 1665. 104 p.

3. Чебуркина М. Тенденции французского органостроения эпохи Барокко в XVII — начале XVIII века // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 15. 2012. Вып. 2. С. 99–115.

4. Mersenne M. Seconde partie de L’Harmonie Vniverselle. T. I–II. T. II. Paris: Par Pierre Ballard M DC XXXVII, [1637]. 799 p.

5. Lebègue N. Les Pieces d’Orgues Composées par N. le Begue Organiste de St. Mederic auec les varietez, les agreéments, et la maniere de toucher l’Orgue apresent Sur tous les Jeux… Paris: Chez le Sr. Baillon Me. faiseur de Clavessin Rüe St Martin Chez un Tapissier proche la Rue neufue St. Mederic, 1676. 133 p.

6. Raison A. Livre d’Orgue Contenant Cinq Messes Svffisantes Pour Tous les Tons de l’Eglise ou Qvinze Magnificats… Ensuite des Benedictus: Et une Offerte en action de Grace pour l’heureuse Conualescence Dv Roy en 1687. Composé par André Raison Organiste de la Royalle Abbaye de Saincte Geneuiefue du mont de Paris. [A Paris]: Chez L’Autheur Rüe de St. Estienne des Grecs à L’Ange Gardien proche le College de Lizieux, [1688]. 119 р.

7. Couperin F. Pieces d’Orgue Consistantes en deux Messes l’Vne à l’usage ordinaire des Paroisses, Pour les Festes Solemnelles. L’Autre propre pour les Conuents de Religieux, et Religieuses. Composéés par F. Covperin, Sr. de Crovilly Organiste de St. Gervais. Paris: Chéz lAutheur proche le Grand Portail de l’Eglise St. Geruais, [1690]. 74 p.

8. Tchebourkina M. L’art de la registration à l’orgue classique français: du Roy-Soleil à la Révolution // Livret CDNAT03 Du Roy-Soleil à la Révolution, l’orgue de la Chapelle royale de Versailles. Paris: Natives, 2004. Р. 21–36.

9. Tchebourkina M. Basse de Trompette et Grand Jeu: le lien secret // Livret CDNAT06 François Couperin, l’oeuvre intégrale pour orgue. Paris: Natives, 2005. Р. 39–58.

10. Lescat P. Gaspard Corrette // Corrette G. Corrette G. Messe du 8e. Ton pour l’Orgue. Courlay: Facsimilé J.-M. Fuzeau, 1991. Р. 6–9.

11. Dufourcq N. Le Livre de l’Orgue français — 1589–1789. T. I: Les Sources. Paris: Picard, 1971. 703 p.

12. Degrutère M. L’Orgue de Gaspard Corrette // Corrette G. Corrette G. Messe du 8e. Ton pour l’Orgue. Courlay: Facsimilé J.-M. Fuzeau, 1991. Р. 10–11.

13. Kocevar É. Gaspard Corrette // Livret CDNAT10 Gaspard Corrette, l’oeuvre intégrale pour orgue. Paris: Natives, 2009. Р. 3–32.

14. Tchebourkina M. Une méthode rare et précieuse // L’Orgue (revue, Lyon, Symétrie). 2009. II, N 286. P. 41–43.

15. Corrette G. Messe du 8e. Ton pour l’Orgue a l’vsage des Dames Religieuses, et Vtile a ceux qui touchent l’orgue. Composée par Gaspard Corrette organiste de l’Eglise Saint Herbland de Rouen. Paris: Chez H. Foucault marchand rue St. Honnoré proche de rüe de la lingerie a la Regle dor. Et a Rouen Chez l’Auteur, [1703]. 45 p.

16. Чебуркина М. Эволюция французского органостроения от Возрождения к Барокко: становление диспозиции-типа // Научный вестник Московской консерватории. 2011. 4. С. 95–105.

References

1. Boyvin J. Premier Livre d’Orgue Contenant les huit Tons A L’Vsage Ordinaire de l’Eglise. Composé par J. Boyuin, Organiste de l’Eglise Cathedralle Nostre Dame de Roüen. Se vendent A Paris chez Mr. de Baußend rue Simon le franc Mr. le Maire au Loiüs d’Or rue S. honoré proche l’Oratoire Et a Rouen. Chez l’Auteur proche Nostre Dame [1690]. 110 p.

2. Nivers G.-G. Liure d’Orgue Contenant Cent Pieces de tous les Tons de l’Eglise. Par le Sr. Niuers Me. Compositeur en Musique et organiste de l’Eglise St. Sulpice de Paris. A Paris chez l’Autheur proche St. Sulpice et R. Ballard seul Imp. du Roy pr. la musique. 1665. 104 p.

3. Cheburkina M. Tendentsii frantsuzskogo organostroeniia epokhi Barokko v XVII — nachale XVIII veka, Vestn. S.-Peterb. un-ta. Ser. 15. 2012. Vyp. 2. S. 99–115.

4. Mersenne M. Seconde partie de L’Harmonie Universelle. T. I–II. T. II. Paris: Par Pierre Ballard M DC XXXVII, [1637]. 799 p.

5. Lebègue N. Les Pieces d’Orgues Composées par N. le Begue Organiste de St. Mederic auec les varietez, les agreéments, et la maniere de toucher l’Orgue apresent Sur tous les Jeux… Paris: Chez le Sr. Baillon Me. faiseur de Clavessin Rüe St Martin Chez un Tapissier proche la Rue neufue St. Mederic, 1676. 133 p.

6. Raison A. Livre d’Orgue Contenant Cinq Messes Svffisantes Pour Tous les Tons de l’Eglise ou Qvinze Magnificats… Ensuite des Benedictus: Et une Offerte en action de Grace pour l’heureuse Conualescence Dv Roy en 1687. Composé par André Raison Organiste de la Royalle Abbaye de Saincte Geneuiefue du mont de Paris. [A Paris]: Chez L’Autheur Rüe de St. Estienne des Grecs à L’Ange Gardien proche le College de Lizieux, [1688]. 119 p.

7. Couperin F. Pieces d’Orgue Consistantes en deux Messes l’Vne à l’usage ordinaire des Paroisses, Pour les Festes Solemnelles. L’Autre propre pour les Conuents de Religieux, et Religieuses. Composéés par F. Covperin, Sr. de Crovilly Organiste de St. Gervais. Paris: Chéz lAutheur proche le Grand Portail de l’Eglise St. Geruais, [1690]. 74 p.

8. Tchebourkina M. L’art de la registration à l’orgue classique français: du Roy-Soleil à la Révolution, Livret CDNAT03 Du Roy-Soleil à la Révolution, l’orgue de la Chapelle royale de Versailles. Paris: Natives, 2004. R. 21–36.

9. Tchebourkina M. Basse de Trompette et Grand Jeu: le lien secret, Livret CDNAT06 François Couperin, l’oeuvre intégrale pour orgue. Paris: Natives, 2005. R. 39–58.

10. Lescat P. Gaspard Corrette, Corrette G. Messe du 8e. Ton pour l’Orgue. Courlay: Facsimilé J.-M. Fuzeau, 1991. R. 6–9.

11. Dufourcq N. Le Livre de l’Orgue français — 1589–1789. T. I: Les Sources. Paris: Picard, 1971. 703 p.

12. Degrutère M. L’Orgue de Gaspard Corrette. Corrette G. Messe du 8e. Ton pour l’Orgue. Courlay: Facsimilé J.-M. Fuzeau, 1991. R. 10–11.

13. Kocevar É. Gaspard Corrette, Livret CDNAT10 Gaspard Corrette, l’oeuvre intégrale pour orgue. Paris: Natives, 2009. R. 3–32.

14. Tchebourkina M. Une méthode rare et précieuse, L’Orgue (revue, Lyon, Symétrie). 2009. II, N 286. P. 41–43.

15. Corrette G. Messe du 8e. Ton pour l’Orgue a l’vsage des Dames Religieuses, et Vtile a ceux qui touchent l’orgue. Composée par Gaspard Corrette organiste de l’Eglise Saint Herbland de Rouen. Paris: Chez H. Foucault marchand rue St. Honnoré proche de rüe de la lingerie a la Regle dor. Et a Rouen Chez l’Auteur, [1703]. 45 p.

16. Cheburkina M. Evoliutsiia frantsuzskogo organostroeniia ot Vozrozhdeniia k Barokko: stanovlenie dispozitsii-tipa, Nauchnyi vestnik Moskovskoi konservatorii. 2011. 4. p. 95–105.

Загрузки

Опубликован

08.10.2018

Как цитировать

Чебуркина, М. Н. (2018). Искусство смешивать регистры в эпоху французского Барокко, от Г.-Г. Нивера до Г. Корретта: становление и эволюция регистровых типов. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 3(2), 36–53. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/2338

Выпуск

Раздел

Музыка