Некоторые соображения относительно барочной органной сюиты

Авторы

  • Юрий Семенович Бочаров Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2024.101

Аннотация

Предлагаемая статья посвящена барочной органной сюите — специфическому феномену, возникшему во Франции в эпоху Людовика XIV, когда сложилась устойчивая традиция создания и публикации органных книг, составленных из пьес-версетов, которые группировались согласно церковным тонам. Поскольку в музыковедческой литературе отсутствует четкое понимание того, что представляет собой органная сюита как жанр, автор статьи решил четко дифференцировать ее в ряду сходных с нею по строению органных месс, магнификатов и гимнов. По его мнению, органная сюита — это не имеющее конкретного литургического предназначения и наименования упорядоченное собрание различных по характеру версетов (обычно от 6 до 13), выдержанных в едином тоне. Всего насчитывается примерно 75 таких сюит, написанных Г. Г. Нивером, Н. Лебегом, Л. Н. Клерамбо, Л. Маршаном и другими мастерами французского барокко, притом что лишь несколько имеют оригинальное наименование Suite. Какая-либо жесткая унификация облика органным сюитам была несвойственна. Однако первой в них обычно оказывается пьеса в характере торжественной интродукции, которая именуется Prélude либо Plein jeu (по типу регистровки). Второй по очередности чаще всего бывает Fugue. Далее следует многообразная группа фактурно-регистровых жанров. Ну а в роли завершения всей конструкции, как правило, оказываются полнозвучные Grand jeu либо Plein jeu. При этом исполнение сюит целиком «в один присест», в духе современной концертной практики, естественно, не предполагалось. Адресованы же они были прежде всего провинциальным органистам, которые могли использовать отдельные пьесы как в качестве ориентира для собственных импровизаций, так и в виде уже «готовых» версетов для различных богослужений, комбинировать их в зависимости от конкретной необходимости, в том числе сочетая с какой-либо иной музыкой.

Ключевые слова:

органная сюита, органная книга, французская музыка, эпоха барокко, литургия, alternatim, версет, церковный тон

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература/References

1. Bocharov, Yuri. “Suite vs Sonata in the Baroque Era”. Vestnik of Saint Petersburg University. Arts 10, no. 2 (2020): 210–29. https://doi.org/10.21638/spbu15.2020.202 (In Russian)

2. Zaytseva, Liliya. “French organ music Baroque and organ mass: to the problem of periodization”. ARTE, no. 4 (2021): 5–11. Accessed July 25, 2023. https://sgiiart.ru/jour/article/view/123/120”. (In Russian)

3. Tchebourkina, Marina. The French Baroque Organ Art: Music, Organ building, Performance. Paris: Natives, 2013. (In Russian)

4. Le Dictionnaire de l’Académie françoise, dédié au Roy. Tome second [M–Z]. Paris: Coignard, 1694.

5. Nouveau dictionnaire de l’Académie françoise dédié au Roy. Tome second [M–Z]. Paris: Coignard, 1718.

6. Brossard, Sébastien de. Dictionaire de Musique, contenant une explication des termes Grecs, Latins, Italiens et Françoise. Paris: Ballard, 1703.

7. Walther, Johann Gottfried. Musicalisches Lexicon oder musicalische Bibliothec. Leipzig: W. Deer, 1732.

8. Grassineau, James. A Musical Dictionary… London: J. Wilcox, 1740.

9. Rousseau, Jean-Jacques. Dictionnaire de Musique. Paris: Duchesne, 1768.

10. Swain, Joseph. Historical Dictionary of Baroque Music. Lanham: Scarecrow Press, 2013.

11. Fuller, David. “Suite”. In The New Grove Dictionary of Music and Musicians, ed. by Stanley Sadie, 2nd ed., vol. 24: 665–84. London: Macmillan, 2001.

12. Ponsford, David. French Organ Music in the Reign of Louis XIV. Cambridge: Cambridge University Press, 2011.

13. Douglass, Fenner. The Language of the Classical French Organ: a musical tradition before 1800. New Haven: Yale University Press, 1995.

14. Higginbottom, Edward. “Organ music and the liturgy”. In The Cambridge Companion to the Organ, eds Nicholas Thistlethwaite and Geoffrey Webber, 130–47. Cambridge: Cambridge University Press, 2007.

15. “French organ school”. In Wikipedia. Accessed July 25, 2023. https://en.wikipedia.org/wiki/French_organ_school.

16. “Suite pour orgue”. In Wikipedia. Accessed July 25, 2023. https://fr.wikipedia.org/wiki/Suite_pour_orgue.

17. Barrera, Juan David. “La musique pour orgue en France à l’âge classique”. Thèse doctorale, Université de Strasbourg, 2017.

18. Krivitskaya, Evgeniya. History of French organ music. Moscow: Kompozitor Publ., 2003. (In Russian)

19. Bocharov, Yuri. “Once again about the new method of Baroque instrumental forms systematization”. Starinnaia muzyka 100, no. 2 (2023): 14–21. (In Russian)

20. Dufourcq, Norbert. Le livre de l’orgue français, 1589–1789. Tome IV: La Musique. Paris: Picard, 1972.

21. Mercure galant, dedie’ a Monseigneur le Dauphin. Janvier 1700. A Paris, Chez Michel Brunet, Grande Salle du Palais au Mercure Galant. Accessed July 25, 2023. https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k6262137b/f5.item.

Нотные издания и источники / Musical Editions and Sources

I. Boëllmann, Léon. Suite Gothique pour Grand Orgue. Paris: Durand, 1895.

II. Werner, Jean-Jacques. Suite pour orgue. [S. l.]: Delatour France, 2009. (Collection Organistes Alsaciens, vol. 23).

III. Septieme livre de danceries, mis en musique a quatre parties par Estienne du Tertre. Paris: Pierre Attaingnant, 1557.

IV. Menuets tant Anciens que Nouveaux qui se Dansent aux Bals de l’Opéra. Ier Recueil. Contenant Cent et un Menuets. Disposésen Dix Suittes par Mr Montéclair. Paris: Boivin, 1735.

V. Corrette, Michel. Nouveau livre de noëls pour le clavecin ou l’orgue. Paris: chez l’auteur, Mme Boivin, Le Sr. Le Clerc, [c. 1741].

VI. Lebègue, Nicolas. Troisième livre d’orgue … contenant des grandes offertoires et des Elévations; et tous les Noëls les plus connus, des simphonies et les cloches que l’onpeutjouer sur l’orgue et le clavecin. Paris: Gravé par De Baussen, [1685].

VII. Piroye, Charles. Pièces Choisies de la composition de Mr Piroye, Professeur de musique & Organiste à Paris. Paris: Cavelier, 1712.

VIII. Clérambault, Louis-Nicolas. Premier Livre d’Orgue, contenant deux Suites du Ieret du IIe Ton. Paris: Chez l’Auteur, le Sieur Foucault, [1710].

IX. Du Mage, Pierre. Ier. Livre d’Orgue, contenant une suite du premier ton. St-Quentin: Cliquot; Paris: Roussel, 1708.

X. Corrette, Michel. IIIe. Livre d’Orgue. Paris: l’Auteur, 1756.

XI. Guilain, Jean-Adam. Pièces d’Orgue pour le Magnificat. Paris: A. Durand & Fils, 1906. (Archives des Maîtres de l’Orgue, vol. 7).

XII. Lebègue, Nicolas. Premier Livre d’Orgue: 8 Suites. Restitution d’après l’édition originale par Pierre Gouin. Montréal: Les Éditions Outremontaises, 2011.

XIII. Nivers, Guillaume-Gabriel. Liure d’Orgue Contenant Cent Pièces de tous les Tons de l’Église. Paris: l’Auteur & R. Ballard, 1665.

XIV. Nivers, Guillaume-Gabriel. 3. Liure d’Orgue des Huit Tons de l’Église. Paris: l’Auteur & R. Ballard, 1675.

XV. Lebègue, Nicolas. Les Pièces d’Orgues… Paris: Baillon, [1676].

XVI. Jullien, Gilles. Premier Liure d’Orgue… Paris: Henry Lesclop, [1690].

XVII. Chaumont, Lambert. Pièces d’Orgue sur les 8 Tons… Liège: Daniélis; auteur, 1695.

XVIII. Boyvin, Jacques. Premier Livre d’Orgue. Contenant les huit Tons, À l’Usage Ordinaire de l’Église. Paris: Baussend, Le Maire, [1690].

XIX. Boyvin, Jacques. Second Livre d’Orgue, contenant les huit Tons, à l’usage ordinaire de l’Église. Paris: Ballard, 1700.

XX. Corrette, Michel. Pièces Pour l‘Orgue Dans un Genre Nouveau… Paris: chez les Marchands de Musique, [1787].

XXI. Marchand, Louis. Pieces choisies pour l’orgue… Paris: Mme Boivin; Lyon: de Brotonne, [1740].

XXII. D’Agincour, François. Pièces d’Orgue. D’après le manuscrit du Père Pingré. Bibliothèque de Sainte-Geneviève, Paris (Ms. nº 2372). Restitution par Pierre Gouin. Montréal: Les Éditions Outremontaises, 2013.

XXIII. Corrette, Michel. IIe Livre de Pieces d’Orgue. Contenant le Ve,VIe, VII et VIII tons… Oeuvre XXVI. Paris: auteur, Mme Boivin, Le Clerc, Mlle Castagnery, 1750.

XXIV. Corrette, Michel. Premier Livre d’Orgue. Contenant Quatre Magnificat… Oeuvre XVI. Paris: auteur, Mme Boivin, Le Clerc, Mlle Castagnery, 1737.

XXV. Gigault, Nicolas. Liure de Mvsique pour l’Orgve… Paris: Chez l’Auteur, 1685.

XXVI. Dandrieu, Jean-François. Premier Livre de Pièces d’Orgue. Paris: Corrette, Boivin, Le Clerc, 1739.

Загрузки

Опубликован

23.05.2024

Как цитировать

Бочаров, Ю. С. (2024). Некоторые соображения относительно барочной органной сюиты. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 14(1), 4–22. https://doi.org/10.21638/spbu15.2024.101

Выпуск

Раздел

Музыка