Сюита vs соната в эпоху барокко

Авторы

  • Юрий Семенович Бочаров Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского https://orcid.org/0000-0003-0345-0173

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2020.202

Аннотация

Статья посвящена сюите и сонате как двум важным жанрам инструментальной музыки эпохи барокко. Автор обращает внимание на несоответствие музыкальной практики той эпохи широко распространенным ныне представлениям о том, что барочные сюиты обычно строилась на основе четырех танцев: аллеманды, куранты, сарабанды и жиги, а сонаты в целом подразделялись на 2 вида — церковные (da chiesa) и камерные (da camera). Кроме того, он указывает на условность пределения формы четырехчастной барочной сонаты «медленно — быстро — медленно — быстро» как цикла da chiesa, а также на принципиальную ошибочность традиционной трактовки сонаты da camera как сюиты, коренящейся в неточности перевода оригинального определения из «Музыкального словаря» Себастьяна де Броссара (1703). Главная же мысль статьи заключается в том, что в эпоху барокко те жанры композиторского творчества, которые мы именуем сонатой и сюитой, фактически были разнопорядковыми явлениями. И если в случае с сонатой мы имеем дело с определенным типом многочастного музыкального сочинения, рассчитанного обычно на целостное исполнение и прослушивание, то сюита, формировавшаяся из множества отдельных вполне композиционно завершенных пьес, как правило, таковым сочинением не являлась. Несмотря на то что текст сюиты нередко представал в виде четко структурированной конструкции, выстроенной по тому или иному типологическому принципу, образцы этого жанра (особенно сольные) часто оказывались не более чем репертуарными подборками, из которых можно было выбирать одну или несколько пьес для обучения игре на музыкальном инструменте либо для домашнего музицирования. Правда, многочастные ансамблево-оркестровые сюиты имели больше шансов на целостное исполнение, но и они, как правило, не рассматривались в качестве концертных сочинений, а использовались в основном в качестве репертуара для фоновой музыки (застольной, пленэрной и т. п.).

Ключевые слова:

барокко, инструментальная музыка, сюита, соната, da chiesa, da camera, жанр, форма, композиция

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Юрий Семенович Бочаров, Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского

доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра методологии исторического музыкознания

Библиографические ссылки

Литература

1. Неклюдов, Юрий. “Сюита”. В изд. Музыкальный энциклопедический словарь, гл. ред. Юрий Келдыш: 529. М.: Советская энциклопедия, 1990.

2. “Сюита”. Большая российская энциклопедия. Дата обращения август 26, 2019. https://bigenc.ru/music/text/4177509.

3. Fuller, David. “Suite”. In The New Grove Dictionary of Music and Musicians, ed. by Stanley Sadie, vol. 24: 665–84. 2nd ed. London: Macmillan, 2001.

4. Mangsen, Sandra. “Sonata”. In The New Grove Dictionary of Music and Musicians, ed. by Stanley Sadie, vol. 23: 671–87. 2nd ed. London: Macmillan, 2001.

5. Bukofzer, Manfred F. Music in the Baroque Era: From Monteverdi to Bach. New York: W. W. Norton & Company, 1947.

6. Newman, William S. The Sonata in the Baroque Era. Chapel Hill: The University of North California Press, 1959.

7. Beer, Axel, u. a. “Suite”. In Die Musik in Geschichte und Gegenwart, Hrsg. Ludwig Finscher, Bd. 8: 2067–80. 2. Aufl. Kassel u. a.: Bärenreiter, 1998.

8. Mielke-Gerdes, Dorothea. “Sonate”. In Die Musik in Geschichte und Gegenwart, Hrsg. Ludwig Finscher, Bd. 8: 1572–1607. 2. Aufl. Kassel u. a.: Bärenreiter, 1998.

9. Edler, Arnfried. Gattungen der Musik für Tasteninstrumente. 3 T. Laaber: Laaber-Verlag, 2004, T. 1: Von den Anfängen bis 1750. (Handbuch der musikalischen Gattungen, Bd. 7/1).

10. Bockmaier, Claus, und Siegfried Mauser, Hrsg. Die Sonate. Formen instrumentaler Ensemblemusik. Laaber: Laaber-Verlag, 2005. (Handbuch der musikalischen Gattungen, Bd. 5).

11. Allsop, Peter. The Italian “Trio” Sonata: From Its Origins Until Corelli. Oxford: Clarendon Press, 1992.

12. Schulenberg, David. Music of the Baroque. Oxford; New York: Oxford University Press, 2001.

13. Buelow, George J. A History of Baroque Music. Bloomington: Indiana University Press, 2004.

14. Carter, Tim, and John Butt, eds. The Cambridge History of Seventeenth-Century Music. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 2005.

15. Barnett, Gregory. Bolognese Instrumental Music, 1660–1710. Aldershot: Ashgate, 2008.

16. Keefe, Simon P., ed. The Cambridge History of Eighteenth-Century Music. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 2009.

17. Brewer, Charles E. The Instrumental Music of Schmeltzer, Biber, Muffat and Their Contemporaries. Farnham: Ashgate, 2011.

18. Robertson, Michael. Consort Suites and Dance Music by Town Musicians in German-Speaking Europe, 1648–1700. Abingdon: Routledge, 2016.

19. Rampe, Siegbert. Instrumentalmusik des Barock. Mit Beiträgen von Clemens Fanselau und Grzegorz Joachimiak. Laaber: Laaber-Verlag, 2018. (Handbuch der Musik des Barock).

20. Rathey, Markus. “Buxtehude and the Dance of Death: The Chorale Partita Auf meinen lieben Gott (BuxWV 179) and the Ars Moriendin in the Seventeenth Century”. The Early Music History 29 (2010): 161–88.

21. Cole, Warwick. “Notation and the Origins of Bach’s Cello Suite in C minor (BWV1011)”. Early music 47, no. 2 (2019): 241–54.

22. Кюрегян, Татьяна. Форма в музыке XVII–XX веков. 2-е изд. М.: Композитор, 2003.

23. Бочаров, Юрий. “О сюитах ‘правильных’ и ‘неправильных’”. Старинная музыка, no. 1–2 (2008): 2–9.

24. Бочаров, Юрий. “Барочная сюита: знакомая и незнакомая”. Старинная музыка, no. 4 (2013): 11–8.

25. “Suite (music)”. Wikipedia. Дата обращения август 26, 2019. https://en.wikipedia.org/wiki/Suite_music).

26. “Suite (music)”. Encyclopaedia Britannica. Дата обращения август 26, 2019. https://www.britannica.com/art/suite.

27. Riemann, Hugo. Musik-Lexikon <…>. Leipzig: Verlag des Bibliographischen Instituts, 1882.

28. Schmidt-Beste, Thomas. The Sonata. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 2011.

29. Brossard, Sébastien, de. Dictionaire de Musique, contenant une explication des termes Grecs, Latins, Italiens & Françoise les usitez dance la Musique. Paris: Ballard, 1703.

30. Brossard, Sébastien, de. Dictionaire de Musique, contenant une explication des termes Grecs, Latins, Italiens & François les usitez dance la Musique. 3 éd. Amsterdam: E. Roger, s. a. [ca. 1708].

31. Panov, Alexei, and Ivan Rosanoff. “Sébastien de Brossard’s Dictionnaire of 1701: A Comparative Analysis of the Complete Copy”. Early Music, no. 3/44 (2015): 417–30.

32. Mattheson, Johann. Das neu-eröffnete Orchestre. Hamburg: B. Schiller, 1713.

33. Walther, Johann Gottfried. Musicalisches Lexicon oder musicalische Bibliothec <…>. Leipzig: W. Deer, 1732.

34. Епишин, Александр. Магия музыки барокко: итальянская трио-соната. СПб.: Композитор, 2006.

35. Бочаров, Юрий. “Da chiesa e da camera”. Старинная музыка, no. 3–4 (2011): 16–23.

36. Allsop, Peter. Archangelo Corelli “New Orpheus of Our Times”. Oxford; New York: Oxford University Press, 1999. (Oxford Monographs on Music).

37. Mangsen, Sandra. “Sonata da camera”. In The New Grove Dictionary of Music and Musicians, ed. by Stanley Sadie, vol. 23: 687. 2nd ed. London: Macmillan, 2001.

38. Бочаров, Юрий. “Сюита в эпоху барокко: к истории жанрового наименования”. Музыка. Искусство, наука, практика, no. 1 (2018): 56–65.

39. Фраёнов, Виктор. “Циклические формы”. В изд. Музыкальный энциклопедический словарь, гл. ред. Юрий Келдыш: 615. М.: Советская энциклопедия, 1990.

40. Чебуркина, Марина. Французское органное искусство Барокко. Музыка, Органостроение, Исполнительство: Монография. Париж : Natives, 2013.


References

1. Nekliudov, Yuri. “Suite”. In Muzykal’nyi entsiklopedicheskii slovar’, ed. by Yuri Keldysh: 529. Moscow: Sovetskaia entsiklopediia Publ., 1990. (In Russian)

2. “Suite”. Bol’shaia rossiiskaia entsiklopediia. Accessed August 26, 2019. https://bigenc.ru/music/text/4177509. (In Russian)

3. Fuller, David. “Suite”. In The New Grove Dictionary of Music and Musicians, ed. by Stanley Sadie, vol. 24: 665–84. 2nd ed. London: Macmillan, 2001.

4. Mangsen, Sandra. “Sonata”. In The New Grove Dictionary of Music and Musicians, ed. by Stanley Sadie, vol. 23: 671–87. 2nd ed. London: Macmillan, 2001.

5. Bukofzer, Manfred F. Music in the Baroque Era: From Monteverdi to Bach. New York: W. W. Norton & Company, 1947.

6. Newman, William S. The Sonata in the Baroque Era. Chapel Hill: The University of North California Press, 1959.

7. Beer, Axel, u. a. “Suite”. In Die Musik in Geschichte und Gegenwart, Hrsg. Ludwig Finscher, Bd. 8: 2067–80. 2. Aufl. Kassel u. a.: Bärenreiter, 1998.

8. Mielke-Gerdes, Dorothea. “Sonate”. In Die Musik in Geschichte und Gegenwart, Hrsg. Ludwig Finscher, Bd. 8: 1572–1607. 2. Aufl. Kassel u. a.: Bärenreiter, 1998.

9. Edler, Arnfried. Gattungen der Musik für Tasteninstrumente. 3 T. Laaber: Laaber-Verlag, 2004, T. 1: Von den Anfängen bis 1750. (Handbuch der musikalischen Gattungen, Bd. 7/1).

10. Bockmaier, Claus, und Siegfried Mauser, Hrsg. Die Sonate. Formen instrumentaler Ensemblemusik. Laaber: Laaber-Verlag, 2005. (Handbuch der musikalischen Gattungen, Bd. 5).

11. Allsop, Peter. The Italian “Trio” Sonata: From Its Origins Until Corelli. Oxford: Clarendon Press, 1992.

12. Schulenberg, David. Music of the Baroque. Oxford; New York: Oxford University Press, 2001.

13. Buelow, George J. A History of Baroque Music. Bloomington: Indiana University Press, 2004.

14. Carter, Tim, and John Butt, eds. The Cambridge History of Seventeenth-Century Music. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 2005.

15. Barnett, Gregory. Bolognese Instrumental Music, 1660–1710. Aldershot: Ashgate, 2008.

16. Keefe, Simon P., ed. The Cambridge History of Eighteenth-Century Music. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 2009.

17. Brewer, Charles E. The Instrumental Music of Schmeltzer, Biber, Muffat and Their Contemporaries. Farnham: Ashgate, 2011.

18. Robertson, Michael. Consort Suites and Dance Music by Town Musicians in German-Speaking Europe, 1648–1700. Abingdon: Routledge, 2016.

19. Rampe, Siegbert. Instrumentalmusik des Barock. Mit Beiträgen von Clemens Fanselau und Grzegorz Joachimiak. Laaber: Laaber-Verlag, 2018. (Handbuch der Musik des Barock).

20. Rathey, Markus. “Buxtehude and the Dance of Death: The Chorale Partita Auf meinen lieben Gott (BuxWV 179) and the Ars Moriendin in the Seventeenth Century”. The Early Music History 29 (2010): 161–88.

21. Cole, Warwick. “Notation and the Origins of Bach’s Cello Suite in C minor (BWV1011)”. Early music 47, no. 2 (2019): 241–54. DOI: 10.1093/em/caz019.

22. Kiuregian, Tat’iana. Form in the Music of the 17th — 20th Centuries. 2nd ed. Moscow: Kompozitor Publ., 2003. (In Russian)

23. Bocharov, Yuri. “About ‘right’ and ‘wrong’ suites”. Starinnaia muzyka, no. 1–2 (2008): 2–9. (In Russian)

24. Bocharov, Yuri. “Baroque Suite: Familiar and Unfamiliar ”. Starinnaia muzyka, no. 4 (2013): 11–8. (In Russian)

25. “Suite (music)”. Wikipedia. Accessed August 26, 2019. https://en.wikipedia.org/wiki/Suite_(music).

26. “Suite (music)”. Encyclopaedia Britannica. Accessed August 26, 2019. https://www.britannica.com/art/suite.

27. Riemann, Hugo. Musik-Lexikon <…>. Leipzig: Verlag des Bibliographischen Instituts, 1882.

28. Schmidt-Beste, Thomas. The Sonata. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 2011.

29. Brossard, Sébastien, de. Dictionaire de Musique, contenant une explication des termes Grecs, Latins, Italiens & Françoise les usitez dance la Musique. Paris: Ballard, 1703.

30. Brossard, Sébastien, de. Dictionaire de Musique, contenant une explication des termes Grecs, Latins, Italiens & François les usitez dance la Musique. 3 éd. Amsterdam: E. Roger, s. a. [ca. 1708].

31. Panov, Alexei, and Ivan Rosanoff. “Sébastien de Brossard’s Dictionnaire of 1701: A Comparative Analysis of the Complete Copy”. Early Music, no. 3/44 (2015): 417–30. DOI: 10.1093/em/cav044.

32. Mattheson, Johann. Das neu-eröffnete Orchestre. Hamburg: B. Schiller, 1713.

33. Walther, Johann Gottfried. Musicalisches Lexicon oder musicalische Bibliothec <…>. Leipzig: W. Deer, 1732.

34. Epishin, Aleksandr. The Magic of Baroque Music: Italian Trio Sonata. St. Petersburg: Kompozitor Publ., 2006. (In Russian)

35. Bocharov, Yuri. “Da chiesa e da camera”. Starinnaia muzyka, no. 3–4 (2011): 16–23. (In Russian)

36. Allsop, Peter. Archangelo Corelli “New Orpheus of Our Times”. Oxford; New York: Oxford University Press, 1999. (Oxford Monographs on Music).

37. Mangsen, Sandra. “Sonata da camera”. In The New Grove Dictionary of Music and Musicians, ed. by Stanley Sadie, vol. 23: 687. 2nd ed. London: Macmillan, 2001.

38. Bocharov, Yuri. “Suite in the Baroque: The History of the Genre Denomination”. Muzyka. Iskusstvo, nauka, praktika, no. 1 (2018): 56–65. (In Russian)

39. Fraenov, Viktor.“Cyclic Forms”. In Muzykal’nyi entsiklopedicheskii slovar’, ed. by Yuri Keldysh: 615. Moscow: Sovetskaia entsiklopediia Publ., 1990. (In Russian)

40. Cheburkina, Marina. French Baroque Organ Art. Music, Organ Engineering, Performance: Monograph. Paris: Natives, 2013. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

16.06.2020

Как цитировать

Бочаров, Ю. С. (2020). Сюита vs соната в эпоху барокко. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 10(2), 210–229. https://doi.org/10.21638/spbu15.2020.202

Выпуск

Раздел

Музыка