Сюита vs соната в эпоху барокко
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu15.2020.202Аннотация
Статья посвящена сюите и сонате как двум важным жанрам инструментальной музыки эпохи барокко. Автор обращает внимание на несоответствие музыкальной практики той эпохи широко распространенным ныне представлениям о том, что барочные сюиты обычно строилась на основе четырех танцев: аллеманды, куранты, сарабанды и жиги, а сонаты в целом подразделялись на 2 вида — церковные (da chiesa) и камерные (da camera). Кроме того, он указывает на условность пределения формы четырехчастной барочной сонаты «медленно — быстро — медленно — быстро» как цикла da chiesa, а также на принципиальную ошибочность традиционной трактовки сонаты da camera как сюиты, коренящейся в неточности перевода оригинального определения из «Музыкального словаря» Себастьяна де Броссара (1703). Главная же мысль статьи заключается в том, что в эпоху барокко те жанры композиторского творчества, которые мы именуем сонатой и сюитой, фактически были разнопорядковыми явлениями. И если в случае с сонатой мы имеем дело с определенным типом многочастного музыкального сочинения, рассчитанного обычно на целостное исполнение и прослушивание, то сюита, формировавшаяся из множества отдельных вполне композиционно завершенных пьес, как правило, таковым сочинением не являлась. Несмотря на то что текст сюиты нередко представал в виде четко структурированной конструкции, выстроенной по тому или иному типологическому принципу, образцы этого жанра (особенно сольные) часто оказывались не более чем репертуарными подборками, из которых можно было выбирать одну или несколько пьес для обучения игре на музыкальном инструменте либо для домашнего музицирования. Правда, многочастные ансамблево-оркестровые сюиты имели больше шансов на целостное исполнение, но и они, как правило, не рассматривались в качестве концертных сочинений, а использовались в основном в качестве репертуара для фоновой музыки (застольной, пленэрной и т. п.).
Ключевые слова:
барокко, инструментальная музыка, сюита, соната, da chiesa, da camera, жанр, форма, композиция
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.