Динамизм ангела: человек в графическом цикле Пауля Клее 1939–1940 гг.

Авторы

  • Сергей Петрович Пургин Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н.Ельцина https://orcid.org/0000-0001-5176-4068

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2021.308

Аннотация

Начиная со знаменитых «Тезисов о понятии истории» Вальтера Беньямина, ангелы в искусстве Пауля Клее воспринимаются как таинственные символы времени, истории или души. Предметом анализа в статье выступает графический цикл, созданный в последние годы жизни художника (1939–1940). Этот цикл может считаться его творческим завещанием, поскольку здесь в наиболее концентрированном виде выражена философия мастера: представление о человеке, месте его среди творений. В нем также последовательно проведены и основные художественные принципы, которых придерживался Клее. На основании анализа отношений, которые существуют между листами, входящими в цикл, и другими его произведениями, делается вывод, что главная тема цикла ангелов именно человек. Связывая образ человека с образом ангела, художник следует известным традициям европейской мысли, определяющим сущность человека из его отношения к ангелам. Но поскольку у Клее решительно переосмысливается образ универсума в целом, который у него вовсе не является лестницей совершенств, восходящей к ангелам и Богу, отношения между людьми и ангелами также принимают иной вид. Это уже не две разные ступени творения: ангелы здесь, в интимном родстве с человеком. Философское и художественное видение Клее, берущее мир под углом зрения его динамики и формирования, подчеркивают в человеке динамическую и временную составляющую его природы. В этой динамической перспективе человек и становится у Клее ангельским гротеском. Ему соответствует своя временнáя форма существования. В качестве такой временной формы человеческого — экстатического — существования оказывается мгновение, выходящее за свои пределы, растущее из себя самого.

Ключевые слова:

Клее, ангел, человек, порядок творений, динамизм, время, гротеск, мгновение

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Сергей Петрович Пургин, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н.Ельцина

кандидат философских наук

Библиографические ссылки

Литература

1. Klee, Paul. Das Bildnerische Denken. Hrsg. und bearb. Jürg Spiller. 3. Aufl. Basel; Stuttgart: Schwabe und Co, 1971. (Form- und Gestaltungslehre, Bd. 1).

2. Gromann, Will. Paul Klee. Köln: DuMont, 1989.

3. Eggelhöfer, Fabienne. “Movement”. In Paul Klee. Bauhaus Master, 205–6. Madrid:, Fondatión Juan March, 2013.

4. Купровская-Денисова, Екатерина. Прикасаясь к тайне. Пауль Клее и композиторы ХХ века. М.: Музиздат, 2011.

5. Burgerbibliothek Bern und Zentrum Paul Klee, Bern. Kooperation mit Zentrum Paul Klee Hans Bloesch — Paul Klee: “Das Buch”. Ein Gemeinschaftsprojekt von 1902–1905: Faksimile mit Transkription. Hrsg. Osamu Okuda und Reto Sorg. Wädenswil: NIMBUS. Kunst und Bücher, 2019.

6. Rösch, Perdita. Die Hermeneutik des Boten: der Engel als Denkfigur bei Paul Klee und Rainer Maria Rilke. München: Wilhelm Fink, 2009.

7. Friedewald, Boris. Die Engel von Paul Klee. Köln: DuMont, 2011.

8. Klee, Paul. The Angels. Ed. by Zentrum Paul Klee, Bern, texts by Jürg Halter, Christine Hopfengart, Konrad Tobler, Gregor Wedekind, Reto Sorg, Michael Baumgartner, Osama Okuda. Berlin; Stuttgart: Hatje Cantz, 2012.

9. Riedel, Ingrid. Engel der Wandlung. Die Engelbilder von Paul Klee. Ostfildern: Patmos, 2018.

10. Werkmeister, Otto Karl. “Walter Benjamin, Paul Klee und der Engel der Geschichte”. In Werckmeister, Otto Karl. Versuche über Paul Klee, 98–123. Frankfurt am Main: Syndikat, 1981.

11. Беньямин, Вальтер. “О понятии истории”. В изд. Беньямин, Вальтер. Девять работ, пер. Сергей Ромашко, 199–223. М.: Рипол классик; Панглосс, 2019. (Фигуры Философии).

12. Partsch, Susanna. Paul Klee. 1879 — 1940. Köln: Benedikt Taschen, 1993.

13. Пико делла Мирандола, Джованни. “Речь о достоинстве человека”. Пер. Л. Брагина. В изд. Эстетика Ренессанса, сост. и науч. ред. Вячеслав Шестаков, 248–65. 2 тома. М.: Искусство, 1981, т. 1.

14. Bonnefoit, Régine. Paul Klee. Sa théorie de l’art. Lausanne: Presses polytechniques et universitaires romandes, 2013. (Le savoir suisse, no. 92. Figures).

15. Klee, Paul. Gedichte. Hrsg. Felix Klee. 5th ed. Zürich; Hamburg: Arche Literatur, 2013.

16. Klee, Paul. Tagebücher, 1898–1918. Bearb. von Wolfgang Kersten, Hrsg. von d. Paul-Klee-Stiftung, Kunstmuseum Bern. Stuttgart: Hatje; Teufen: Niggli, 1988.

17. Бергсон, Анри. Творческая эволюция. Пер. В. Флерова. СПб.: Азбука, 2016. (Азбука-классика. Non-fiction).

18. McElroy, Bernard. Fiction of the Modern Grotesque. London: Palgrave Macmillan, 1989.

19. Deleuze, Gilles. Différence et répétition. Paris: Presses Universitaires de France, 1968.

20. Okuda, Osamu. “Klee und (Zen-) Buddhismus”. In Vom Japonismus zum Zen. Paul Klee und der Ferne Osten, Konzept und Redaktion Osamu Okuda und Marie Kakinuma, Hrsg. Zentrum Paul Klee, Bern und Museum für Ostasiatische Kunst, Köln, 82–100. Zürich: Scheidegger & Spiess, 2012.

21. Клее, Пауль. “Пауль Клее об Эмиле Нольде по случаю его 60-летия”. Пер. Вильгельм фон Тимрот. В изд. Эмиль Нольде. Полотна. Акварели. Графика: Музей имени Пушкина, Москва, 8 августа — 16 сентября 1990, Государственный Эрмитаж, Ленинград, 2 октября — 11 ноября 1990, сост. Манфред Ройтер и Мартин Урбан, 41. М.: Фонд Ады и Эмиля Нольде в Зебюлле, 1990.

References

1. Klee, Paul. Das Bildnerische Denken. Hrsg. und bearb. Jürg Spiller. 3. Aufl. Basel; Stuttgart: Schwabe und Co, 1971. (Form- und Gestaltungslehre, Bd. 1).

2. Gromann, Will. Paul Klee. Köln: DuMont, 1989.

3. Eggelhöfer, Fabienne. “Movement”. In Paul Klee. Bauhaus Master, 205–6. Madrid:, Fondatión Juan March, 2013.

4. Kuprovskaia-Denisova, Ekaterina. Touching the Mystery. Paul Klee and 20th Century Composers. Moscow: Muzizdat Publ., 2011. (In Russian)

5. Burgerbibliothek Bern und Zentrum Paul Klee, Bern. Kooperation mit Zentrum Paul Klee Hans Bloesch — Paul Klee: “Das Buch”. Ein Gemeinschaftsprojekt von 1902–1905: Faksimile mit Transkription. Hrsg. Osamu Okuda und Reto Sorg. Wädenswil: NIMBUS. Kunst und Bücher, 2019.

6. Rösch, Perdita. Die Hermeneutik des Boten: der Engel als Denkfigur bei Paul Klee und Rainer Maria Rilke. München: Wilhelm Fink, 2009.

7. Friedewald, Boris. Die Engel von Paul Klee. Köln: DuMont, 2011.

8. Klee, Paul. The Angels. Ed. by Zentrum Paul Klee, Bern, texts by Jürg Halter, Christine Hopfengart, Konrad Tobler, Gregor Wedekind, Reto Sorg, Michael Baumgartner, Osama Okuda. Berlin; Stuttgart: Hatje Cantz, 2012.

9. Riedel, Ingrid. Engel der Wandlung. Die Engelbilder von Paul Klee. Ostfildern: Patmos, 2018.

10. Werkmeister, Otto Karl. “Walter Benjamin, Paul Klee und der Engel der Geschichte”. In Werckmeister, Otto Karl. Versuche über Paul Klee, 98–123. Frankfurt am Main: Syndikat, 1981.

11. Benjamin, Walter. “On the Concept of History”. In Benjamin, Walter. Deviat’ rabot. Rus. ed., transl. by Sergey Romashko, 199–223. Moscow: Ripol klassik Publ.; Pangloss Publ., 2019. (Figury filosofii). (In Russian)

12. Partsch, Susanna. Paul Klee. 1879–1940. Köln: Benedikt Taschen, 1993.

13. Pico della Mirandola, Giovanni. “Oration on the Dignity of Man”. Rus. ed. Transl. by L. Bragina. In Estetika Renessansa, comp. and science ed. by Viacheslav Shestakov, 248–65. 2 vols. Moscow: Iskusstvo Publ., 1981, vol. 1. (In Russian)

14. Bonnefoit, Régine. Paul Klee. Sa théorie de l’art. Lausanne: Presses polytechniques et universitaires romandes, 2013. (Le savoir suisse, no. 92. Figures).

15. Klee, Paul. Gedichte. Hrsg. Felix Klee. 5th ed. Zürich; Hamburg: Arche Literatur, 2013.

16. Klee, Paul. Tagebücher, 1898–1918. Bearb. von Wolfgang Kersten, Hrsg. von d. Paul-Klee-Stiftung, Kunstmuseum Bern. Stuttgart: Hatje; Teufen: Niggli, 1988.

17. Bergson, Henri. Creative Evolution. Rus. ed. Transl. by V. Flerova. St. Petersburg: Azbuka Publ., 2016. (Azbuka-klassika. Non-fiction). (In Russian)

18. McElroy, Bernard. Fiction of the Modern Grotesque. London: Palgrave Macmillan, 1989.

19. Deleuze, Gilles. Différence et répétition. Paris: Presses Universitaires de France, 1968.

20. Okuda, Osamu. “Klee und (Zen-) Buddhismus”. In Vom Japonismus zum Zen. Paul Klee und der Ferne Osten, Konzept und Redaktion Osamu Okuda und Marie Kakinuma, Hrsg. Zentrum Paul Klee, Bern und Museum für Ostasiatische Kunst, Köln, 82–100. Zürich: Scheidegger & Spiess, 2012.

21. Klee, Paul. “Paul Klee about Emil Nolde on the Occasion of the Sixtieth Birthday”. Rus. ed. Transl. by Wilhelm von Timroth. In Emil’ Nol’de. Polotna. Akvareli. Grafika: Muzei imeni Pushkina, Moskva, 8 avgusta — 16 sentiabria 1990, Gosudarstvennyi Ermitazh, Leningrad, 2 oktiabria — 11 noiabria 1990, comp. by Manfred Reuther and Martin Urban, 41. Moscow: Fond Ady i Emilia Nol’de v Zebiulle Publ., 1990. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

02.10.2021

Как цитировать

Пургин, С. П. (2021). Динамизм ангела: человек в графическом цикле Пауля Клее 1939–1940 гг. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 11(3), 512–531. https://doi.org/10.21638/spbu15.2021.308

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство