Фреска «Видение Божией Матери апостолом Петром в преломлении хлеба» и проблема софийной иконографии в древнерусской монументальной живописи второй половины XVII — первой половины XVIII века (на примере росписей храмов Верхнего Поволжья)
Аннотация
Cтатья посвящена анализу одной из основных композиций центральной апсиды храмов Верхнего Поволжья второй половины XVII — первой половины XVIII в., представляющей апокрифический сюжет «Явления Божией Матери апостолу Петру в преломлении хлеба». До настоящего времени внимание исследователей привлекали, прежде всего, иконописные памятники на эту тему, принадлежащие второй половине XVI — началу XVII в. В данном исследовании поставлена цель выявить новые смыслы, появившиеся в изображении «Преломления» в результате его включения в роспись алтарного пространства, что позволяет по-новому взглянуть на сам сюжет. Выводы, полученные автором, проливают свет на логику размещения важнейших композиций центральной апсиды и на понимание идеи Святой Софии Премудрости Божией в русском иконографическом богословии рассматриваемого периода.
Ключевые слова:
Верхнее Поволжье, фреска, София Премудрость Божия, видение, преломление
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.