Произведения Арнольда Бёклина в творчестве Александра Бенуа

Авторы

  • Анна Евгеньевна Завьялова Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств https://orcid.org/0000-0003-2704-0486

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu15.2018.306

Аннотация

Впервые рассмотрен вопрос о влиянии произведений Арнольда Бёклина на творчество Александра Бенуа в символическом и мифологическом аспектах. Благодаря воспоминаниям художника выявлен и проанализирован источник знакомства Бенуа с искусством Бёклина — черно-белое воспроизведение картины «Остров мертвых» на страницах мюнхенского журнала “Die Kunst für alle”. На основе формально-стилистического анализа автор пришел к выводу, что это воспроизведение повлияло на художественное решение и символическое звучание таких графических работ Бенуа, как «Замок», «Замок. Две башни», «Надгробие шута». Образы фавнов в картинах Бёклина оказали влияние на аналогичные образы в произведениях Бенуа («Сады Дианы», рисунок обложки для сборника «Книга о новом театре», «Аполлон и Дафна»). На основании комплексного метода, совместившего формально-стилистические наблюдения с анализом данных дневников Бенуа, его работ по истории европейского искусства и архивных документов (опись коллекции Бенуа), автор пришел к выводу, что на образы фавнов в работах Бенуа также повлияли аналогичные образы в произведениях Никола Пуссена и Джованни Бенедетто Кастильоне. Также впервые рассмотрен вопрос о влиянии взглядов Рихарда Мутера на искусство Бёклина, изложенных в его книге «История живописи в XIX веке», на восприятие Бёклина Бенуа. Установлено, что именно слова Мутера о мифологических персонажах в творчестве швейцарского художника повлияли на образы античной мифологии и даже фольклора (листы «Буква “Л”: Лес, Луна, Лешие» и «Буква “О”: Озеро» из «Азбуки в картинах Александра Бенуа», «Аполлон и Дафна») в творчестве Бенуа.

Ключевые слова:

Александр Бенуа, Арнольд Бёклин, русское искусство конца XIX — начала XX века, символизм, неоклассицизм, Рихард Мутер, пейзаж, мифологические образы

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Анна Евгеньевна Завьялова, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств

кандидат искусствоведения; ведущий научный сотрудник отдела русского искусства XVIII — начала XX века

Библиографические ссылки

Литература

1. Эрнст, Сергей. Александр Бенуа. Пг.: Комитет популяризации изданий при Российской академии истории материальной культуры, 1921.

2. Бенуа, Александр. Мои воспоминания. 5 книг. 2-е изд. М.: Наука, 1993, кн. 1–3.

3. Чечот, Иван. “Бёклин и русская культура XIX–XX вв. Иван Коневский”. В сб. Зарубежные художники и Россия, науч. ред. Вера Раздольская, 51–64. 2 части. СПб.: Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, 1991, ч. 2.

4. Andree, Rolf. Arnold Böcklin. Die Gemälde. Basel: Friedrich Reinhardt Verlag; München: Prestel Verlag, 1977.

5. Эткинд, Марк. Александр Николаевич Бенуа. 1870–1960. Л.; М.: Искусство, 1965.

6. Лапшин, Владимир. “Из истории художественных связей России и Германии в конце XIX — начале XX века”. В сб. Взаимосвязи русского и советского искусства и немецкой художественной культуры, отв. ред. Зинаида Пышновская, 193–235. М.: Наука, 1980.

7. Бенуа, Александр. Мои воспоминания. 5 книг. 2-е изд. М.: Наука, 1993, кн. 4–5.

8. Метерлинк, Морис. “Смерть Тентажиля”. В сб. Метерлинк, Морис. Пьесы, 191–7. М.: Гудьял-Пресс, 1999.

9. Выдрин, Иван, Ирина Лапина и Галина Марушина. “Бенуа, Александр. Дневник 1905 года: Окончание”. Наше наследие, no. 58 (2001): 104–25.

10. Марушина, Галина, и Иван Выдрин. “Бенуа А. Дневник 1906 года”. Наше наследие, no. 77 (2006): 72–104.

11. Сахарова, Екатерина, сост., и Алексей Леонов, ред. Василий Дмитриевич Поленов, Елена Дмитриевна Поленова. Хроника семьи художников. М.: Искусство, 1964.

12. Репин, Иван. “Письма об искусстве. Письмо седьмое”. В кн. Репин, Иван. Далекое близкое, 430–9. 8-е изд. Л.: Художник РСФСР, 1982.

13. Зильберштейн, Илья, и Владимир Самков, сост. Валентин Серов в переписке, документах и интервью. 2 тома. М.: Художник РСФСР, 1985, т. 1.

14. Подкопаева, Юлия, и Анастасия Свешникова, сост. Константин Андреевич Сомов. Письма. Дневники. Суждения современников. М.: Искусство, 1979.

15. Бенуа, Александр. История живописи в XIX веке. Русская школа. СПб.: Товарищество «Знание», 1902.

16. Асварищ, Борис. “Калам в России”. В сб. Труды Государственного Эрмитажа. Из истории мирового искусства: Памяти Бориса Алексеевича Зернова (1928–2003), ред. Сергей Андросов, Борис Асварищ и Алексей Лепорк, 175–83. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2007, т. 33.

17. Сомов, Андрей. “И. И. Шишкин как гравер”. Вестник изящных искусств I, вып. 1 (1883): 183–6.

18. Мутер, Рихард. История живописи в XIX веке, пер. Зинаида Венгерова, ред. Всеволод Протопопов. 3 тома. СПб.: Товарищество «Знание», 1901, т. 3.

19. Blunt, Anthony. The drawings of Poussin. New Haven: Yale University Press, 1979.

20. Бенуа, Александр. Дневник. 1918–1924. М.: Захаров, 2010.

21. Бенуа, Александр. История живописи всех времен и народов. 4 тома. СПб.: Шиповник, 1912, [т. 1], вып. 19.

22. Круглов, Владимир. “Русский неоклассицизм”. В кн. Леняшин, Владимир, Владимир Круглов, и Ольга Мусакова. Неоклассицизм в России: материалы выставки. Альманах Государственного Русского музея, 13–29. СПб.: Palace Editions, 2008, вып. 212.

23. Бенуа, Александр. “Рерих на выставке ‘Салона’”. В кн. Бенуа, Александр. Художественные письма. 1908–1917. Газета «Речь». Петербург, сост. и комм. Ю. Н. Подкопаев и др., 74–80. СПб.: Сад искусств, 2006, т. 1.


Источники

I. ОР ГЭ. Ф. 4. 1919. Ед. хр. 1475.


References

1. Ernst, Sergei. Aleksandr Benua. Petrograd: Komitet populiarizatsii izdanii pri Rossiiskoi akademii istorii memorial’noi kul’tury, 1921. (In Russian)

2. Benua, Aleksandr. Moi vospominaniia. 5 books. 2nd ed. Moscow: Nauka, 1993, bks 1–3. (In Russian)

3. Chechot, Ivan. “Beklin i russkaia kul’tura XIX–XX vv. Ivan Konevskii”. In Zarubezhnye khudozhniki i Rossiia, edited by Vera Razdol’skaia, 51–64. 2 parts. St. Petersburg: Institut zhivopisi, skul’ptury i arkhitektury im. I. E. Repina, 1991, pt. 2. (In Russian)

4. Andree, Rolf. Arnold Böcklin. Die Gemälde. Basel: Friedrich Reinhardt Verlag; München: Prestel Verlag, 1977.

5. Etkind, Mark. Aleksandr Nikolaevich Benua. 1870–1960. Leningrad; Moscow: Iskusstvo, 1965. (In Russian)

6. Lapshin, Vladimir. “Iz istorii khudozhestvennykh sviazei Rossii i Germanii v kontse XIX — nachale XX veka”. In Vzaimosviazi russkogo i sovetskogo iskusstva i nemetskoi khudozhestvennoi kul’tury, edited by Zinaida Pyshnovskaia, 193–235. M.: Nauka, 1980. (In Russian)

7. Benua, Aleksandr. Moi vospominaniia. 5 books. 2nd ed. Moscow: Nauka, 1993, bks 4–5. (In Russian)

8. Meterlink, Moris. “Smert’ Tentazhilia”. In Meterlink, Moris. P’esy, 191–7. Moscow: Gud’ial-Press, 1999. (In Russian)

9. Vydrin, Ivan, Irina Lapina, and Galina Marushina. “Benua, Aleksandr. Dnevnik 1905 goda: Okonchanie”. Nashe nasledie, no. 58 (2001): 104–25. (In Russian)

10. Marushina, Galina, and Ivan Vydrin. “Benua A. Dnevnik 1906 goda”. Nashe nasledie, no. 77 (2006): 72–104. (In Russian)

11. Sakharova, Ekaterina, comp., and Aleksei Leonov, ed. Vasilii Dmitrievich Polenov, Elena Dmitrievna Polenova. Khronika sem’i khudozhnikov. Moscow: Iskusstvo, 1964. (In Russian)

12. Repin, Ivan. “Pis’ma ob iskusstve. Pis’mo sed’moe”. In Repin, Ivan. Dalekoe blizkoe, 430–9. 8th ed. Leningrad: Khudozhnik RSFSR, 1982. (In Russian)

13. Zil’bershtein, Il’ia, and Vladimir Samkov, comp. Valentin Serov v perepiske, dokumentakh i interv’iu. 2 vols. Moscow: Khudozhnik RSFSR, 1985, vol. 1. (In Russian)

14. Podkopaeva, Iuliia, and Anastasia Sveshnikova, comp. Konstantin Andreevich Somov. Pis’ma. Dnevniki. Suzhdeniia sovremennikov. Moscow: Iskusstvo, 1979. (In Russian)

15. Benua, Aleksandr. Istoriia zhivopisi v XIX veke. Russkaia shkola. St. Petersburg: Tovarishchestvo “Znanie”, 1902. (In Russian)

16. Asvarishch, Boris. “Kalam v Rossii”. In Trudy Gosudarstvennogo Ermitazha. Iz istorii mirovogo iskusstva: Pamiati Borisa Alekseevicha Zernova (1928–2003), edited by Sergei Androsov, Boris Asvarishch, and Aleksei Lepork, 175–83. St. Petersburg: Izdatel’stvo gosudarstvennogo Ermitazha, 2007, vol. 33. (In Russian)

17. Somov, Andrei. “I. I. Shishkin kak graver”. Vestnik iziashchnykh iskusstv I, iss. 1 (1883): 183–6. (In Russian)

18. Muter, Rikhard. Istoriia zhivopisi v XIX veke, translated by Zinaida Vengerova, edited by Vsevolod Protopopov. 3 vols. St. Petersburg: Tovarishchestvo “Znanie”, 1901, vol. 3. (In Russian)

19. Blunt, Anthony. The drawings of Poussin. New Haven: Yale University Press, 1979.

20. Benua, Aleksandr. Dnevnik. 1918–1924. Moscow: Zakharov, 2010. (In Russian)

21. Benua, Aleksandr. Istoriia zhivopisi vsekh vremen i narodov. 4 vols. St. Petersburg: Shipovnik, 1912, [vol. 1], iss. 19. (In Russian)

22. Kruglov, Vladimir. “Russkii neoklassitsizm”. In Leniashin, Vladimir, Vladimir Kruglov, and Ol’ga Musakova. Neoklassitsizm v Rossii: materialy vystavki. Al’manakh Gosudarstvennogo Russkogo Muzeia, 13–29. St. Petersburg: Palace Editions, 2008, iss. 212. (In Russian)

23. Benua, Aleksandr. “Rerikh na vystavke ‘Salona’”. In Benua, Aleksandr. Khudozhestvennye pis’ma. 1908–1917. Gazeta “Rech’”. Peterburg, compiled and commented by Iu. N. Podkopaev et al., 74–80. St. Petersburg: Sad iskusstv, 2006, vol. 1. (In Russian)


Sources

I. OR GH. F. 4. 1919. Ed. hr. 1475. [State Hermitage. Manuscripts Department. Stock 4. 1919. Record 1475]. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

27.08.2018

Как цитировать

Завьялова, А. Е. (2018). Произведения Арнольда Бёклина в творчестве Александра Бенуа. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 8(3), 420–436. https://doi.org/10.21638/11701/spbu15.2018.306

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство