К истории художественных имитационных отделок русской мебели XIX в.
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu15.2020.307Аннотация
Во второй половине XIX в. в отделке мебели большой популярностью пользовалась имитация дешевых пород дерева под дорогие. Рассматриваются технологии и сфера применения самого распространенного приема имитации — разделка под орех. В рассматриваемый период эта отделка получила повсеместное распространение. Она использовалась в изготовлении как дворцовой, так и обиходной мебели для разных социальных слоев общества. Многочисленные пособия и руководства, которые стали появляться в то время, публикуют рецепты и технологии производства работ по имитации дорогих материалов. Проведенный анализ рецептов, опубликованных в рецептурных справочниках, выявил их частую повторяемость. Экспериментальные работы дали возможность отбора оригинальных рецептов, уточнения характеристик наиболее популярных материалов и способов их применения. Особого внимания заслуживают сведения о технологиях разделок мебели второго рококо по отделочному слою. Такой разделке подвергалась не только новая мебель в формах рококо, но и старая мебель периода классицизма, которая вводилась в обстановочные комплексы эклектичных интерьеров. Мебель рассматриваемого периода, как и архитектура, долгое время считалась искусством второго сорта. Это мнение небезосновательно, однако следует произвести качественную оценку мебели этого периода и по достоинству оценить художественные качества той ее части, которая отражает эволюцию эстетических воззрений своего времени. Основную массу мебели с имитационными отделками составляют предметы, воплотившие формы и декор стилистических веяний своего времени. Характер имитационных отделок, как и самой эклектики, претерпевал изменения во времени. На начальной ее фазе это повальное увлечение разделками под орех, в 1880-е годы — под черное дерево, в начале XX в. — под красное дерево. При этом разделки под орех сопровождали изготовление мебели до начала XX в. Внимание авторов сфокусировано на анализе методов именно такого приема. Проблема современного этапа реставрации состоит в том, что при реконструкции предметов с подобной отделкой вследствие отсутствия знаний о ней имитационные отделки снимаются вместе с отделочным слоем. Их сохранение и восстановление — неотложная задача для реставраторов.
Ключевые слова:
мебель, мастер, рококо, орех, разделка под орех, реставрация, эклектика, интерьер
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.