К истории балета П.Шевалье де Бриссоля «Деревенская героиня» (1800)

Авторы

  • Александра Евгеньевна Максимова Московская государственная консерватория им. П.И.Чайковского https://orcid.org/0000-0001-8360-9599

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2021.101

Аннотация

Статья посвящена истории создания и композиционным особенностям балета П.Шевалье де Бриссоля на музыку Г.А.Пари «Деревенская героиня». Собраны и уточнены сведения о постановках спектакля, его авторах и исполнителях, в исследованиях выявлены разночтения (не совпадают дата и место премьеры, количество действий, имена хореографов и композиторов). Отмечена творческая преемственность балетмейстеров в работе с сюжетом, приведены документальные сведения о возобновлениях балета, выполненных О.Пуаро, И.Вальберхом и А.Глушковским. Найдено и изучено либретто сочинения. Рассмотрена история сюжета, связанного с оперой П.Монсиньи «Дезертир», одноименным балетом Ж.Доберваля и другими произведениями. Впервые обсуждаются малоизвестные рукописные нотные источники балета и его музыкальный материал. Изучены текстовые особенности, в том числе рукописные пометы, содержащие имена создателей, даты исполнения балета, а также редкий автограф композитора и капельмейстера И.Ф.Керцелли. Определено место сочинения в творчестве Пари, сделан вывод о компилятивности его партитуры, собранной из известных произведений разных авторов. В поисках авторов музыкальных фрагментов произведена полная сверка партитуры оперы П.Монсиньи «Дезертир» и нотного источника «Деревенской героини», обнаружена цитата из оперы К.В.Глюка «Орфей и Эвридика». Выявлены достоинства инструментовки и музыкальной драматургии балета, построенной на сквозном развитии и системе тематических реприз. Установлено, что Пари написал музыку к его продолжению — балету в трех актах «Следствие Деревенской героини» (1806?) с хореографией О.Пуаро и И.Вальберха.

Ключевые слова:

Россия, история, театр, балет, Пари, Шевалье, Вальберх, Глушковский

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Александра Евгеньевна Максимова, Московская государственная консерватория им. П.И.Чайковского

кандидат искусствоведения, доцент

Библиографические ссылки

Литература

1. Вальберх, Иван. Из архива балетмейстера. Дневники. Переписка. Сценарии. 2-е изд. СПб.: Планета Музыки; Лань, 2010.

2. Гозенпуд, Абрам. Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки. Л.: Музгиз, 1959.

3. Борисоглебский, Михаил, сост. Материалы по истории русского балета. 2 тома. Л.: ЛГХУ, 1939, т. 2: Прошлое балетного отделения Петербургского театрального училища, ныне Ленинградского государственного хореографического училища, 1888–1918.

4. Корженьянц, Татьяна. “Хронологическая таблица”. В изд. История русской музыки, ред. Юрий Келдыш, 354–406. 10 томов. М.: Музыка, 1986, т. 4: 1800–1825.

5. Пешкова, Галина. “Музыка русского балета первой четверти XIX века”. Дис. канд. искусствоведения, Уральская государственная консерватория им. М.П.Мусоргского, 1999.

6. Добровольская, Галина. “Балет”. В изд. Музыкальный Петербург: энциклопедический словарь, отв. ред. Анна Порфирьева, т. 1: XVIII век, кн. 1: 79–116. 14 томов. СПб.: Композитор, 1996.

7. Дулова, Екатерина. Балетный жанр как музыкальный феномен (русская традиция конца XVIII — начала XX века). Минск: Четыре четверти, 1999.

8. Добровольская, Галина. “Шевалье”. В изд. Музыкальный Петербург: энциклопедический словарь, отв. ред. Анна Порфирьева, т. 1: XVIII век, кн. 3: 262–3. 14 томов. СПб.: Композитор, 1999.

9. Ходорковская, Елена. “Шевалье”. В изд. Музыкальный Петербург: энциклопедический словарь, отв. ред. Анна Порфирьева, т. 1: XVIII век, кн. 3: 263–4. 14 томов. СПб.: Композитор, 1999.

10. Charlton, David. French Opera 1730–1830: Meaning and Media. Aldershot: Ashgate, 2001.

11. Слонимский, Юрий. Драматургия балетного театра XIX века. М.: Искусство, 1977.

12. Красовская, Вера. Западноевропейский балетный театр: очерки истории. Преромантизм. Л.: Искусство, 1983.

13. Красовская, Вера. Западноевропейский балетный театр: очерки истории. Эпоха Новерра. Л.: Искусство, 1981.

14. Глушковский, Адам. Воспоминания балетмейстера. Подгот. и коммент. А.Мовшенсон и А.Степанов, общ. ред. П.Гусев. Л.; М.: Искусство, 1940.

15. Воробьева, Елена. “Французская императорская труппа в Москве и Петербурге (1806–1812)”. В изд. Музыкальный Петербург: энциклопедический словарь-исследование, ред. Наталия Огаркова, т. 13: XIX век, 1801–1861: 134–60. 14 томов. СПб.: Композитор, 2014.

16. Giust, Anna. “Il grand tour del granduca Pavel Petrovič Romanov: Andata e ritorno tra Russia ed Europa”. Diciottesimo secolo 2 (2017): 143–63.

17. Погожев, Владимир, Анатолий Молчанов, и Константин Петров, сост. Архив Дирекции императорских театров / по поручению господина министра Императорскаго двора. СПб.: Дирекция императорских театров, 1892, вып. 1. (1746–1801), отд. 3: Систематический свод сведений о личном составе, репертуаре и хозяйстве императорских театров.

18. Корженьянц, Татьяна. “Хронологическая таблица”. В изд. История русской музыки, отв. ред. Юрий Келдыш, 458–509. 10 томов. М.: Музыка, 1988, т. 5: 1826–1850.

19. Максимова, Александра. “Гатчинские балеты А.Пари и Дж.Сарти 1799 года: неизвестные источники”. В изд. Вопросы музыкознания: Теория. История. Методика, ред.-сост. Л.Бакши, 78–96. М.: МГИМ им. А.Г.Шнитке, 2013, вып. 6.

20. Груцынова, Анна. Западноевропейский романтический балет: либретто, музыка, постановка, критика. Саратов: Саратовская государственная консерватория им. Л.В.Собинова, 2019.

Нотные издания и источники

I. Деревенская героиня. Большой героико-комический балет в 4-х действиях <…> соч. Г.Шевалье, <…> поставл. Г Глушковским: либретто. СПб.: тип. Императорского театра, 1820.

II. ЦМБ. I4A ре. Дер. № 18395.

III. ЦМБ. I4A о. Дер. № 18393.

IV. Пуаро, Огюст. Следствие деревенской героини: Большой пантомический балет в 3 д. / Программа г-на Огюста; Поставлено на сцену им же и г. Валберхом. Муз. г. Париса, исключая некоторых отрывков, взятых из французских опер: либретто. СПб.: Театральная тип., 1806.

References

1. Val’berkh, Ivan. From the Archive of the Choreographer. Diaries. Correspondence. Scenarios. 2nd ed. St. Petersburg: Planeta Muzyki Publ.; Lan’ Publ., 2010. (In Russian)

2. Gozenpud, Abram. Musical Theater in Russia. From the Origins to Glinka. Leningrad: Muzgiz Publ., 1959. (In Russian)

3. Borisoglebskii, Mikhail, comp. Materials on the History of Russian Ballet. 2 vols. Leningrad: LGHU Publ., 1939, vol. 2: Proshloe baletnogo otdeleniia Peterburgskogo teatral’nogo uchilishcha, nyne Leningradskogo gosudarstvennogo khoreograficheskogo uchilishcha, 1888–1918. (In Russian)

4. Korzhen’iants, Tat’iana. “Chronological Table”. In Istoriia russkoi muzyki, ed. by Iurii Keldysh, 354–406. 10 vols. Moscow: Muzyka Publ., 1986, vol. 4: 1800–1825. (In Russian)

5. Peshkova, Galina. "Music of Russian Ballet in the First Quarter of the 19th Century". PhD diss., Ural’skaia gosudarstvennaia konservatoriia im. M.P.Musorgskogo Publ., 1999. (In Russian)

6. Dobrovol’skaia, Galina. “Ballet”. In Muzykal’nyi Peterburg: entsiklopedicheskii slovar’, ed. by Anna Porfir’eva, vol. 1: XVIII vek, bk. 1: 79–116. 14 vols. St. Petersburg: Kompozitor Publ., 1996. (In Russian)

7. Dulova, Ekaterina. Ballet Genre as a Musical Phenomenon (Russian Tradition of the Late 18th — early 20th Centuries). Minsk: Chetyre chetverti Publ., 1999. (In Russian)

8. Dobrovol’skaia, Galina. “Chevalier”. In Muzykal’nyi Peterburg: entsiklopedicheskii slovar’, ed. by Anna Porfir’eva, vol. 1: XVIII vek, bk. 3: 262–3. 14 vols. St. Petersburg: Kompozitor Publ., 1999. (In Russian)

9. Khodorkovskaia, Elena. “Chevalier”. In Muzykal’nyi Peterburg: entsiklopedicheskii slovar’, ed. by Anna Porfir’eva, vol. 1: XVIII vek, bk. 3: 263–4. 14 vols. St. Petersburg: Kompozitor Publ., 1999. (In Russian)

10. Charlton, David. French Opera 1730–1830: Meaning and Media. Aldershot: Ashgate, 2001.

11. Slonimskii, Iurii. Dramaturgy of the Ballet Theater of the 19th Century. Moscow: Iskusstvo Publ., 1977. (In Russian)

12. Krasovskaia, Vera. West European Ballet Theater: History Essays. Preromantism. Leningrad: Iskusstvo Publ., 1983. (In Russian)

13. Krasovskaia, Vera. West European Ballet Theater: History Essays. The Era of Noverre. Leningrad: Iskusstvo Publ., 1981. (In Russian)

14. Glushkovskii, Adam. Memories of the Сhoreographer. Prepared and comment. by A.Movshenson and A. Stepanov, ed. by P.Gusev. Leningrad; Moscow: Iskusstvo Publ., 1940. (In Russian)

15. Vorob’eva, Elena. “French Imperial Troupe in Moscow and St. Petersburg (1806–1812)”. In Muzykal’nyi Peterburg: entsiklopedicheskii slovar’-issledovanie, ed. by Nataliia Ogarkova, vol. 13: XIX vek, 1801–1861: 134–60. 14 vols. St. Petersburg: Kompozitor Publ., 2014. (In Russian)

16. Giust, Anna. “Il grand tour del granduca Pavel Petrovič Romanov: Andata e ritorno tra Russia ed Europa”. Diciottesimo secolo, no. 2 (2017): 143–63.

17. Pogozhev, Vladimir, Anatolii Molchanov, and Konstantin Petrov, comp. Archive of the Directorate of the Imperial Theaters / On Behalf of Mr. Minister of the Imperial Court. St. Petersburg: Direktsiia imperatorskikh teatrov Publ., 1892, iss. 1. (1746–1801), depart. 3: Sistematicheskii svod svedenii o lichnom sostave, repertuare i khoziaistve imperatorskikh teatrov. (In Russian)

18. Korzhen’iants, Tat’iana. “Chronological Table”. In Istoriia russkoi muzyki, ed. by Iurii Keldysh, 458–509. 10 vols. Moscow: Muzyka Publ., 1988, vol. 5: 1826–1850. (In Russian)

19. Maximova, Aleksandra. “The Gatchina Ballets of A.Pari and J. Sarti of 1799: Unknown Sources”. In Voprosy muzykoznaniia: Teoriia. Istoriia. Metodika, ed. and comp. by L.Bakshi, 78–96. Moscow: MGIM im. A.G. Shnitke Publ., 2013, iss. 6. (In Russian)

20. Grutsynova, Anna. Western European Romantic Ballet: Libretto, Music, Staging, Criticism. Saratov: Saratovskaia gosudarstvennaia konservatoriia im. L.V. Sobinova Publ., 2019. (In Russian)

Music Editions and Sources

I. Village Heroine. The Great Heroic-Comic Ballet in 4 Acts of the Composition of Mr. Chevalier, Staged by Mr. Glushkovsky: Libretto. St. Petersburg: tipografiia Imperatorskogo teatra Publ., 1820. (In Russian)

II. TsMB [Music Library of the Mariinsky Theater]. I4A re. Der. № 18395. (In Russian)

III. TsMB [Music Library of the Mariinsky Theater]. I4A o. Der. № 18393. (In Russian)

IV. Poireau, Auguste. Consequence of the Village Heroine: Grand Pantomic Ballet in 3 actions / Program of Mr. Auguste; Put on the Stage by Him and Mr. Walberch. The Music of Mr. Paris, Excluding Some Passages Taken From French Operas: Libretto. St. Petersburg: Teatral’naia tipografiia Publ., 1806. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

24.03.2021

Как цитировать

Максимова, А. Е. . (2021). К истории балета П.Шевалье де Бриссоля «Деревенская героиня» (1800). Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 11(1), 4–20. https://doi.org/10.21638/spbu15.2021.101

Выпуск

Раздел

Музыка