Сцены из жизни монмартрской богемы: о Гюставе Шарпантье (1860–1956) и его творчестве

Авторы

  • Валентина Владимировна Азарова Санкт-Петербургский государственный университет

Аннотация

В статье рассмотрена творческая эволюция крупнейшего французского композитора, создавшего новую разновидность оперы — «музыкальный роман» «Луиза» (1900), приведены основные произведения Г. Шарпантье. Жизнь и деятельность Шарпантье показаны на фоне изменений в культурном пространстве Франции периодов fin du siècle и la Belle époque. Раскрыты эстетические взгляды Шарпантье, верившего, что гуманистические идеалы Великой французской революции, как и идеи республиканской демократии, могли стать достоянием национального музыкального театра. Освещены сцены из жизни монмартрской молодежи, прослежена связь богемы с движением Парижской коммуны, стихийного социализма и анархизма. Сцены из жизни монмартрской богемы содержат психологически и этически значимые аспекты, создающие праздничность атмосферы «Луизы». Названные аспекты творчества Шарпантье исследованы в отечественном музыкознании впервые.

Ключевые слова:

Гюстав Шарпантье, «Луиза», «музыкальный роман», образ богемы, основные произведения, творческая эволюция, общественные идеи республиканской демократии, эстетические взгляды

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Валентина Владимировна Азарова, Санкт-Петербургский государственный университет

доктор искусствоведения, профессор кафедры органа, клавесина и карильона

Библиографические ссылки

Литература

1. Французская музыка второй половины XIX века. Сб. переводных работ / вступит. ст. и ред. М. С. Друскина. М.: Искусство, 1938. 252 с.

2. Дебюсси К. Статьи. Рецензии. Беседы. М.; Л.: Музыка, 1964. 278 с.

3. Статьи и рецензии композиторов Франции: конец XIX — начало XX в. / сост., пер., вступ. ст. и коммент. А. Бушен. Л.: Музыка, 1972. 252 с.

4. L’Avant-Scène Opéra. 2000. Juillet. No 197. 130 p.

5. Dumesnil R. Histoire du Théâtre lyrique. Paris: Edititons d’Histoire et d’Art, 1953. 240 p.

6. Азарова В. В. Античность во французской опере 1890–1900-х годов. Saarbrücken: LAP Lambert Academic Publishing GmbH & Co., 2011. 464 c.

7. Combarieu J. Histoire de la musique. T. I–V. Paris: Librairie Arnaud Colin, 1919. T. III. 667 p.

8. Charpentier G. Louise. Roman musical en 4 actes. Partition pour chant et piano réduite par l’auteur. Paris: Editeurs Ménestrel, copyright by Heugel et Cie, 1900. 422 p.

9. Dumesnil R. Histoire de la musique. T. I–V. Paris: Librairie Arnaud Colin, 1958. T. IV. 527 p.

10. Асафьев Б. В. Об опере. Л.: Музыка, 1985. 343 с.

11. Мюрже А. Сцены из жизни богемы. СПб.: Азбука-классика, 2008. 352 с.

12. Гонкур Э. и Ж. де. Дневник. Записки о литературной жизни: в 2 т. М.: Художественная литература, 1964. Т. 1. 711 с.; Т. 2. 750 с.

13. Гонкур Э. и Ж. де. Жермини Ласерте. Актриса Фостэн. Отрывки из «Дневника». М.: Правда, 1990. 592 с.

14. Доде А. Флобер Г. «Сафо». «Госпожа Бовари» / пер. с фр. М.: МП «Фирма Арт», 1992. 432 с.

15. Азарова В. В. Тема христианского гуманизма в лирических операх Ж. Массне «Таис», «Сафо», «Жонглер Богоматери»: очерки. Воронеж: Истоки, 2000. 208 с.

16. Рембо А. Стихи. Последние стихотворения. Озарения. Одно лето в аду / пер., сост. ст. и примеч. Н. И. Балашова. М.: Наука, 1982. 495 с.


References

1. Frantsuzskaia muzyka vtoroi poloviny XIX veka. Sb. perevodnykh rabot. Ed. by M. S. Druskin. Moscow, Iskusstvo Publ., 1938. 252 p. (In Russian)

2. Debiussi K. Stat'i. Retsenzii. Besedy. Moscow; Leningrad, Muzyka Publ., 1964. 278 p. (In Russian)

3. Stat'i i retsenzii kompozitorov Frantsii: konets XIX — nachalo XX v. /Comp., transl and comment. by A. Bushen. Leningrad, Muzyka Publ., 1972. 252 p. (In Russian)

4. L’Avant-Scène Opéra, 2000, Juillet, No 197, 130 p.

5.Dumesnil R. Histoire du Théâtre lyrique. Paris, Edititons d’Histoire et d’Art, 1953. 240 p.

6. Azarova V. V. Antichnost' vo frantsuzskoi opere 1890–1900-kh godov. Saarbrücken, LAP Lambert Academic Publishing GmbH & Co., 2011. 464 p. (In Russian)

7. Combarieu J. Histoire de la musique. T. I–V. Paris, Librairie Arnaud Colin, 1919, t. III. 667 p.

8. Charpentier G. Louise. Roman musical en 4 actes. Partition pour chant et piano réduite par l’auteur. Paris, Editeurs Ménestrel, copyright by Heugel et Cie, 1900. 422 p.

9. Dumesnil R. Histoire de la musique. T. I–V. Paris, Librairie Arnaud Colin, 1958, t. IV. 527 p.

10. Asaf'ev B. V. Ob opere. Leningrad, Muzyka Publ., 1985. 343 p. (In Russian)

11. Miurzhe A. Stseny iz zhizni bogemy. St. Petersburg, Azbuka-klassika Publ., 2008. 352 p. (In Russian)

12. Gonkur E. i Zh. de. Dnevnik. Zapiski o literaturnoi zhizni. 2 vols. Moscow, Khudozhestvennaia literatura Publ., 1964, vol. 1. 711 p.; vol. 2. 750 p. (In Russian)

13. Gonkur E. i Zh. de. Zhermini Laserte. Aktrisa Fosten. Otryvki iz "Dnevnika". Moscow, Pravda Publ., 1990. 592 p. (In Russian)

14. Dode A. Flober G. "Safo". "Gospozha Bovari". Transl. from French. Moscow, MP "Firma Art", 1992. 432 p. (In Russian)

15. Azarova V. V. Tema khristianskogo gumanizma v liricheskikh operakh Zh. Massne "Tais", "Safo", "Zhongler Bogomateri": ocherki. Voronezh, Istoki Publ. , 2000. 208 p. (In Russian)

16. Rembo A. Stikhi. Poslednie stikhotvoreniia. Ozareniia. Odno leto v adu. Transl., comp., comment. by N. I. Balashov. Moscow, Nauka Publ., 1982. 495 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

15.06.2012

Как цитировать

Азарова, В. В. (2012). Сцены из жизни монмартрской богемы: о Гюставе Шарпантье (1860–1956) и его творчестве. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 2(2), 3–15. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/1486

Выпуск

Раздел

Музыка