Идеи и символы христианства в операх П. Дюка и О. Мессиана

Авторы

  • Валентина Владимировна Азарова Санкт-Петербургский государственный университет

Аннотация

В статье рассмотрена проблема претворения идей и символов христианства в операх крупных французских композиторов XIX–ХХ вв.: П. Дюка («Ариана и Синяя Борода») и О. Мессиана («Святой Франциск Ассизский»). В музыкальной драматургии этих произведений выявлены элементы общности, основанные на глубоком понимании основ христианской веры. Впервые исследовано расширительное истолкование идей христианства, ведущее к изменениям жанров и форм во французском музыкальном театре; определены исторические предпосылки его эволюции: от лирической оперы и оперы-миракль (Ш. Гуно, Ж. Массне) к символистской и импрессионистической лирической драме и мистерии (К. Дебюсси, П. Дюка); позднее — к «французской музыкальной драме» (В. д’Энди) и мелодраме (И. Стравинского); к синтезу различных жанровых аспектов в операх Ф. Пуленка и О. Мессиана.

Ключевые слова:

П. Дюка, О. Мессиан, «Ариана и Синяя Борода», «Святой Франциск Ассизский», идеи и символы христианства, духовное единство композиторов, христианская вера, эволюция французской оперы, музыкальная драматургия, музыкально-театральные жанры

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Валентина Владимировна Азарова, Санкт-Петербургский государственный университет

доктор искусствоведения, профессор кафедры органа, клавесина и карильона

Библиографические ссылки

Литература

1. Азарова В. В. Античная тема в творчестве И. Стравинского. Лекция. Л.: Ленинградская консерватория, 1988. 49 c.

2. Метерлинк М. Ариана и Синяя Борода, или Бесполезное освобождение // Метерлинк Морис. Избранное. М.: «Гудьял Пресс», 1999. 528 с.

3. Messiaen О. Saint François d’Assise (Scènes franciscaines). Opéra en trois actes et huit tableaux. Libretto. Paris: Éditions Alphonse Leduc & Cie, 1983. 159 p.

4. Азарова B. B. Античность во французской опере 1890–1900-х годов. Saabrücken: LAP Lambert Academic Publishing GMbH & Co., 2011. 464 с.

5. Messiaen О. Ariane et Barbe-Bleue // La Revue Musicale. 1936. Mai-Juin. 136 p.

6. Dukas Р. Ariane et Barbe-Bleue. Klavier pour piano. Paris: Éditions Durand & Fils, 1906. 249 p.

7. Розанов B. B. Религия и культура [: в 2 т.]. Т. 1. М.: «Правда», 1990. 639 с.

8. L’Avant-Scène Opéra. Opéra aujourd’hui. Hors série. 1992. n. 4. 132 p.

9. Цветочки Святого Франциска Ассизского. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 480 с.

10. Седакова O. A. Четыре тома. Т. II: Переводы. M.: «Русский Фонд Содействия Образованию и науке», 2010. 576 с.

11. Messiaen О. Saint François d’Assise (Scènes Franciscaines). Opéra en 3 Actes et 8 Tableaux. Acte III — 8e Tableau. La mort et la nouvelle vie. Paris: Éditions Alphonse Leduc, 1990. 202 p.

12. Messiaen О. Saint François d’Assise (Scènes Franciscaines). Opéra en 3 Actes et 8 Tableaux. Poèmes et Musique d’Olivier Messiaen. Acte I — 2e Tableau. Les Laudes. Éditions Alphonse Leduc. 1991. 244 p.

13. Канонические Евангелия. M.: «Наука», 1992. 350 c.

14. Азарова B. B. Тема христианского гуманизма в лирических операх Ж. Массне: «Таис», «Сафо», «Жонглер Богоматери». Очерки. Воронеж, «Истоки», 2000. 208 с.

15. Честертон Г. К. Вечный человек / пер. с англ. М.: Политиздат, 1991. 544 с.

References

1. Azarova V. V. Antichnaia tema v tvorchestve I. Stravinskogo. Lektsiia. L.: Leningradskaia konservatoriia, 1988. 49 p.

2. Meterlink M. Ariana i Siniaia Boroda, ili Bespoleznoe osvobozhdenie. Meterlink Moris. Izbrannoe. M.: «Gud'ial Press», 1999. 528 p.

3. Messiaen O. Saint François d’Assise (Scènes franciscaines). Opéra en trois actes et huit tableaux. Libretto. Paris: Éditions Alphonse Leduc & Cie, 1983. 159 p.

4. Azarova B. B. Antichnost' vo frantsuzskoi opere 1890–1900-kh godov. Saabrücken: LAP Lambert Academic Publishing GMbH & Co., 2011. 464 p.

5. Messiaen O. Ariane et Barbe-Bleue, La Revue Musicale. 1936. Mai-Juin. 136 p.

6. Dukas R. Ariane et Barbe-Bleue. Klavier pour piano. Paris: Éditions Durand & Fils, 1906. 249 p.

7. Rozanov B. B. Religiia i kul'tura [: v 2 t.]. T. 1. M.: «Pravda», 1990. 639 p.

8. L’Avant-Scène Opéra. Opéra aujourd’hui. Hors série. 1992. n. 4. 132 p.

9. Tsvetochki Sviatogo Frantsiska Assizskogo. M.: EKSMO-Press, 2000. 480 p.

10. Sedakova O. A. Chetyre toma. T. II: Perevody. M.: «Russkii Fond Sodeistviia Obrazovaniiu i nauke», 2010. 576 p.

11. Messiaen O. Saint François d’Assise (Scènes Franciscaines). Opéra en 3 Actes et 8 Tableaux. Acte III — 8e Tableau. La mort et la nouvelle vie. Paris: Éditions Alphonse Leduc, 1990. 202 p.

12. Messiaen O. Saint François d’Assise (Scènes Franciscaines). Opéra en 3 Actes et 8 Tableaux. Poèmes et Musique d’Olivier Messiaen. Acte I — 2e Tableau. Les Laudes. Éditions Alphonse Leduc. 1991. 244 p.

13. Kanonicheskie Evangeliia. M.: «Nauka», 1992. 350 c.

14. Azarova B. B. Tema khristianskogo gumanizma v liricheskikh operakh Zh. Massne: «Tais», «Safo», «Zhongler Bogomateri». Ocherki. Voronezh, «Istoki», 2000. 208 p.

15. Chesterton G. K. Vechnyi chelovek, per. s angl. M.: Politizdat, 1991. 544 p.

Загрузки

Опубликован

16.07.2013

Как цитировать

Азарова, В. В. (2013). Идеи и символы христианства в операх П. Дюка и О. Мессиана. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 3(3), 3–15. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/2388

Выпуск

Раздел

Музыка