Сценическая судьба и особенности драматургии "музыкального романа" Г. Шарпантье "Луиза"

Авторы

  • Валентина Владимировна Азарова Санкт-Петербургский государственный университет

Аннотация

В статье рассмотрены особенности сценической судьбы и музыкальной драматургии оперы Г. Шарпантье «Луиза», которые вызывали и продолжают вызывать интерес к этому произведению. Исследование необычного для французской лирической драмы соотношения музыкально-сценической и литературно-драматической сторон в «Луизе» приводит к обнаружению в отдельных аспектах композиции феномена взаимодействия элементов различных тенденций французского искусства эпохи fin du siècle. Составляющие «поэтическую реальность» художественного текста «Луизы» «квинтэссенция жизни Монмартра»,  парижская жизнь 1880–1900 годов», сцены из жизни «детей богемы» представляют собой новые категории художественной концепции Г. Шарпантье, впервые освещенные в отечественном музыкознании.

Ключевые слова:

Г. Шарпантье, «музыкальный роман», «Луиза», музыкальная драматургия, эстетические принципы композитора

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Валентина Владимировна Азарова, Санкт-Петербургский государственный университет

доктор искусствоведения, профессор кафедры органа, клавесина и карильона

Библиографические ссылки

Литература

1. Dumesnil R. Histoire du Théâtre lyrique. Paris: Edititons d’Histoire et d’ Art, 1953. 240 p.

2. Garden M. L’ envers du décor: souvenirs d'une grande cantatrice. Paris: Ed. de Paris, 1952. 237 p.

3. Французская музыка второй половины XIX века. Сб. переводных работ / вступ. ст. и ред. М. С. Друскина. М.: Искусство, 1938. 252 с.

4. Yon J.-C. Louise, du stéréotype à la subversion // L’ Avant-Scène Opéra. 2000. Juillet. № 197. P. 72–75.

5. Азарова В. В. Тема христианского гуманизма в лирических операх Ж. Массне «Таис», «Сафо», «Жонглер Богоматери»: очерки. Воронеж: Истоки, 2000. 208 с.

6. Сharpentier G. Louise. Roman Musical en 4 actes. Partition pour chant et piano réduite par l’auteur. Paris: Editeurs Ménestrel, copyright by Heugel et Cie, 1900. 422 p.

7. Мюрже А. Сцены из жизни богемы. СПб.: Азбука-классика, 2008. 352 с.

8. Статьи и рецензии композиторов Франции: конец XIX — начало XX в. / сост., пер., вступ. ст. и коммент. А. Бушен. Л.: Музыка, 1972. 252 с.

9. Асафьев Б. В. Г. Шарпантье. Праздник // Асафьев Б. В. Об опере. Избранные статьи. Л.: Музыка, 1985. С. 259–262.


References

1. Dumesnil R. Histoire du Théâtre lyrique. Paris, Edititons d’Histoire et d’ A rt, 1953. 240 p.

2. Garden M. L’ envers du décor: souvenirs d'une grande cantatrice. Paris, Ed. de Paris, 1952. 237 p.

3. Frantsuzskaia muzyka vtoroi poloviny XIX veka.Sb. perevodnykh rabot. Edited by M. S. Druskin. Moscow, Iskusstvo Publ., 1938. 252 s. (In Russian)

4. Yon J.-C. Louise, du stéréotype à la subversion. L’ A vant-Scène Opéra, 2000, Juillet, no. 197, pp. 72–75.

5. Azarova V. V. Tema khristianskogo gumanizma v liricheskikh operakh Zh. Massne "Tais", "Safo", "Zhongler Bogomateri": ocherki. Voronezh, Istoki, 2000. 208 s. (In Russian)

6. Sharpentier G. Louise. Roman Musical en 4 actes. Partition pour chant et piano réduite par l’auteur. Paris, Editeurs Ménestrel, copyright by Heugel et Cie, 1900. 422 p.

7. Miurzhe A. Stseny iz zhizni bogemy. St. Petersburg, Azbuka-klassika, 2008. 352 p. (In Russian)

8. Stat'i i retsenzii kompozitorov Frantsii: konets XIX — nachalo XX v. Compiled, translated snd edited by A. Bushen. Leningrad, Muzyka Publ., 1972. 252 p. (In Russian)

9. Asaf'ev B. V. G. Sharpant'e. Prazdnik. Asaf'ev B. V. Ob opere. Izbrannye stat'i. Leningrad, Muzyka Publ., 1985, pp. 259–262. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

15.03.2012

Как цитировать

Азарова, В. В. (2012). Сценическая судьба и особенности драматургии "музыкального романа" Г. Шарпантье "Луиза". Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 2(1), 3–20. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/1345

Выпуск

Раздел

Музыка