Источники Figurenlehren эпохи барокко в немецкоязычном музыкознании
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu15.2023.103Аннотация
На вопрос о том, каково точное число авторов музыкально-теоретических трудов, содержащих перечни музыкально-риторических фигур, едва ли удастся сразу дать точный ответ. Однако весьма часто «общепринятым» числом (с довольно стабильным набором теоретических источников) принято считать пятнадцать. Как ученые немецкого языкового пространства постепенно обнаруживали перечни музыкальных фигур в трактатах и включали их в научный оборот? Можно ли считать «общепринятый» список трудов пятнадцати теоретиков эпохи барокко исчерпывающим? Почему он прочно закрепился в музыкознании? Кто из музыковедов стремился расширить спектр трактатов и исходя из каких соображений? Поиску ответов на эти вопросы посвящена статья. В результате анализа словарных и научных статей, книг и диссертаций таких авторов, как К. Ю. А. Хофман (1830), К. Коссмали (1846), Х. Герман (1891), А. Шеринг (1908), К. Циблер (1933), Г. Брандес (1935), Г. Г. Унгер (1941), A. Шмитц (1955), Х. Г. Эггебрехт (1957), Д. Бартель (1985, 1997), В. Браун (1994), Х. Кронес (1997), Я. Классен (2001) и других, сделаны выводы о том, что у исследователей не сложилось единого мнения в отборе источников и принадлежности их к дискурсу о Figurenlehren. Неоднородность перечней фигур, присутствие в них манер, приемов диминуирования и позднеренессансных правил контрапункта явились главными причинами потенциальной открытости списка трактатов, причастных к учению о фигурах. Для объяснения причин формирования «общепризнанного» списка авторов (во многом благодаря английскому изданию книги Д. Бартеля) и определенной инерции музыкознания разных стран в вопросе источников Figurenlehren в нынешнем столетии в статье привлечены исследования представителей американского, английского, болгарского, итальянского, израильского, мексиканского, польского, российского музыкознания.
Ключевые слова:
музыкальная риторика, музыкально-риторические фигуры, учение о музыкальных фигурах, Figurenlehre, эпоха барокко, трактат, музыкально-теоретический источник, musica poetica, музыкальная историография, немецкое музыкознание
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.