Источники Figurenlehren эпохи барокко в немецкоязычном музыкознании

Авторы

  • Анастасия Александровна Мальцева Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки https://orcid.org/0000-0001-9265-1975

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2023.103

Аннотация

На вопрос о том, каково точное число авторов музыкально-теоретических трудов, содержащих перечни музыкально-риторических фигур, едва ли удастся сразу дать точный ответ. Однако весьма часто «общепринятым» числом (с довольно стабильным набором теоретических источников) принято считать пятнадцать. Как ученые немецкого языкового пространства постепенно обнаруживали перечни музыкальных фигур в трактатах и включали их в научный оборот? Можно ли считать «общепринятый» список трудов пятнадцати теоретиков эпохи барокко исчерпывающим? Почему он прочно закрепился в музыкознании? Кто из музыковедов стремился расширить спектр трактатов и исходя из каких соображений? Поиску ответов на эти вопросы посвящена статья. В результате анализа словарных и научных статей, книг и диссертаций таких авторов, как К. Ю. А. Хофман (1830), К. Коссмали (1846), Х. Герман (1891), А. Шеринг (1908), К. Циблер (1933), Г. Брандес (1935), Г. Г. Унгер (1941), A. Шмитц (1955), Х. Г. Эггебрехт (1957), Д. Бартель (1985, 1997), В. Браун (1994), Х. Кронес (1997), Я. Классен (2001) и других, сделаны выводы о том, что у исследователей не сложилось единого мнения в отборе источников и принадлежности их к дискурсу о Figurenlehren. Неоднородность перечней фигур, присутствие в них манер, приемов диминуирования и позднеренессансных правил контрапункта явились главными причинами потенциальной открытости списка трактатов, причастных к учению о фигурах. Для объяснения причин формирования «общепризнанного» списка авторов (во многом благодаря английскому изданию книги Д. Бартеля) и определенной инерции музыкознания разных стран в вопросе источников Figurenlehren в нынешнем столетии в статье привлечены исследования представителей американского, английского, болгарского, итальянского, израильского, мексиканского, польского, российского музыкознания.

Ключевые слова:

музыкальная риторика, музыкально-риторические фигуры, учение о музыкальных фигурах, Figurenlehre, эпоха барокко, трактат, музыкально-теоретический источник, musica poetica, музыкальная историография, немецкое музыкознание

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Forkel, Johann Nikolaus. Allgemeine Geschichte der Musik. Bd. 1. Leipzig: Schwickert, 1788. Дата обращения январь 26, 2022. https://www.digitale-sammlungen.de/en/view/bsb10527179?page=,1.

2. Захарова, Ольга. Риторика и западноевропейская музыка XVII — первой половины XVIII века: принципы, приемы. М.: Музыка, 1983.

3. Schering, Arnold. “Die Lehre von den musikalischen Figuren”. Kirchenmusikalisches Jahrbuch, Jg. 21 (1908): 106–14.

4. Шеринг, Арнольд. “Учение о музыкально-риторических фигурах”. Вестник музыкальной науки, no. 1/23 (2019): 20–6. https://doi.org/10.24411/2308-1031-2019-00003

5. Мальцева, Анастасия. “Шеринг и музыкальная риторика эпохи барокко”. Вестник музыкальной науки, no. 1/23 (2019): 13–9. https://doi.org/10.24411/2308-1031-2019-00002

6. Hoffmann, Carl Julius Adolph. “Nucius (F. Johannes)”. In Hoffmann, Carl Julius Adolph. Die Tonkünstler Schlesiens. Ein Beitrag zur Kunstgeschichte Schlesiens vom Jahre 930 bis 1830. 331–6. Breslau: In Komm. bei Aderholz. 1830. Дата обращения январь 26, 2022. https://www.digitale-sammlungen.de/en/view/bsb10599994?page=346,347.

7. Kossmaly, Carl. “Nucius (Friedr. Johannes)”. In Kossmaly, Carl. Schlesisches Tonkünstler-Lexikon: enthaltend die Biographieen aller schlesischen Tonkünstler, Componisten, Cantoren, Organisten, Tongelehrten, Textdichter, Orgelbauer, Instrumentenmacher &c. &c. Nebst genauer angabe aller schlesischen Musikalischen Institute, Vereine, Musikschulen, Liedertafeln etc. 137–40. Breslau: E. Trewendt, 1846. Дата обращения январь 26, 2022. https://www.digitale-sammlungen.de/en/view/bsb10599996?page=52,53.

8. Gehrmann, Hermann. “Johann Gottfried Walther als Theoretiker”. Vierteljahresschrift für Musikwissenschaft, no. 7 (1891): 468–578.

9. Романов, Иван. “Совершенный лексикограф: некоторые факты из жизни и творчества Иоганна Готфрида Вальтера”. Музыка и время, no. 2 (2017): 3–10.

10. Мальцева, Анастасия. “Природа и значение перечня фигур И. Г. Але в контексте музыкально-теоретических источников эпохи барокко”. Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания, no. 3/13 (2021): 53–9.

11. Ziebler, Karl. “Zur Ästhetik der Lehre von den musikalischen Redefiguren im 18. Jahrhundert”. Zeitschrift für Musikwissenschaft 15, no. 7 (1933): 289–301.

12. Мальцева, Анастасия, и Анна Полонова. “Иоахим Бурмейстер: три версии учения о музыкальнo-риторических фигурах”. Вестник музыкальной науки 8, no. 3 (2020): 14–28. https://doi.org/10.24411/2308-1031-2020-10041

13. Brandes, Heinz. Studien zur musikalischen Figurenlehre im 16. Jahrhundert. Berlin: Trillsch & Huther, 1935.

14. Bernhard, Christoph. “Ausführlicher Bericht vom Gebrauchen Con- und Dissonantien”. In Müller-Blattau, Josef Maria. Die Kompositionslehre Heinrich Schützens in der Fassung seines Schülers Christoph Bernhard, 132–53. Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1926.

15. Bernhard, Christoph. “Tractatus compositionis augmentatus”. In Müller-Blattau, Josef Maria. Die Kompositionslehre Heinrich Schützens in der Fassung seines Schülers Christoph Bernhard, 40–131. Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1926.

16. Катунян, Маргарита. “Учение о композиции Генриха Шютца”. В кн. Генрих Шютц: сб. статей, cост. Татьяна Дубравская, 76–118. М.: Музыка, 1985.

17. Чернова, Елена. “Техника сочинения Генриха Шютца и его учение о композиции в изложении Кристофа Бернхарда: ключ к разгадке или замкнутый круг?”. В кн. Техника музыкального сочинения в разъяснениях автора. Материалы междунар. науч. конференции (16–17 апреля 2015 г.), сост. Лариса Гервер и др., 60–73. М.: Российская академия музыки им. Гнесиных, 2016.

18. Deggeller, Kurt. “Materialien zu den Musiktraktaten Christoph Bernhards“. In Basler Studien zur Interpretation der alten Musik. 142–3. Winterthur: Amadeus, 1980.

19. Mattheson, Johann. Der vollkommene Capellmeister. Hamburg: Christian Herold, 1739.

20. Unger, Heinz Heinrich. Die Beziehungen zwischen Musik und Rhetorik im 16–18. Jahrhundert [Repr. 1941]. 5 Aufl. Hildesheim; Zürich; New York: Georg Olms, 1992.

21. Schmitz, Arnold. “Figuren, musikalisch-rhetorische”. In Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Bd. 4. 176–7. Kassel: Bärenreiter, 1955.

22. Eggebrecht, Heinz Heinrich. “Über Bachs geschichtlichen Ort”. Deutsche Vierteljahrsschrift für Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte 31, no. 1 (1957): 527–56.

23. Bartel, Dietrich. Handbuch der musikalischen Figurenlehre. Laaber: Laaber, 1985.

24. Bartel, Dietrich. Musica poetica: musical-rhetorical figures in German Baroque music. Lincoln and London: University of Nebraska Press, 1997.

25. Scheibe, Johann Adolph. “Compendium Musices”. In Benary, Peter. Die deutsche Kompositionslehre des 18. Jahrhunderts. Anhang. 3–85. Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1961.

26. Buelow, George “Rhetoric and music. I: Up to 1750. 3. Musical figures”. In The New Grove Dictionary of Music and Musicians, ed. by Stanley Sadie. New York: Macmillan Publishers Limited, 2001. (DVD)

27. Гирфанова, Марина. “Вольфганг Каспар Принц: история жизни, рассказанная от первого лица”. Музыка и время, no. 5 (2014): 32–8.

28. Krones, Hartmut. “Musik und Rhetorik”. In Die Musik in Geschichte und Gegenwart: Allgemeine Enzyklopädie der Musik, Hg. von Friedrich Blume, Ludwig Finscher. Bd. 21. 814–51. Kassel; Basel; London; New York; Prag: Bärenreiter, 1997.

29. Printz, Wolfgang Caspar. Phrynidis Mytilenæi, Oder des Satyrischen Componisten. Dresden; Leipzig: Joh. Christoph Mieth und Joh. Christ. Zimmermann, 1696.

30. López Cano, Rubén. “De la Retórica a la Ciencia Cognitiva. Un estudio intersemiótico de los Tonos Humanos de José Marín (ca. 1618–1699)”. Diss. Universidad de Valladolid, 2004.

31. Toumpoulidis, Themistoklis D. “Aspects of musical rhetoric in baroque organ music”. Diss. University of Sheffield, 2005.

32. Cipollone, Elvio. “Musica Rhetoricans: Entre figures de Sciarrino, Unités sémiotiques temporelles et Figurenlehren baroques”. In Vers une sémiotique générale du temps dans les arts, eds by Emmanuelle Rix, Marcel Formosa, 129–30. Paris: Delatour France, 2008.

33. Shohat, Yifat. “Haydn’s musical rhetoric: compositional strategy, audience reception, and connection with classical oration”. Diss. Graduate School — New Brunswick, The State University of New Jersey, 2006.

34. Son, Se Ra. “Figures of Musica Poetica in the Passacaglias of Dieterich Buxtehude and J. S. Bach”. Diss. University of Cincinnati, 2012.

35. Korpanty, Katarzyna. “Jan Sebastian Bach i retoryka Analiza muzyczno-retoryczna kantaty Sehet, wir gehn hinauf gen Jerusalem BWV 159”. Młoda Muzykologia, 2008: 36–61.

36. Стефанова, Петя. “Реторичната изразност на Карл Филип Емануел Бах в първата част на соната в ми минор за флейта и чембало”. Научни трудове на Русенския университет 50, серия 6.3 (2011): 161–6.

37. Kwon, Heabin Yu. “A Singer’s Guide to a Rhetorical Performance of Gottfried August Homilius’ Johannespassion (HoWV I.4)”. Diss. The Temple University Graduate Board, 2017.

38. Rome, Suzanne. “A Musical Rhetorical Analysis and Performance Perspective of Franz Berwald’s Sinfonie Singulière”. Diss. Ball State University, 2019.

39. Braun, Werner. Deutsche Musiktheorie des 15. bis 17. Jahrhunderts. Teil 2. Von Calvisius bis Mattheson. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1994.

40. Дуда, Наталья. “Музыкально-риторические фигуры в сольных светских песнях Генри Пёрселла”. Южно-российский музыкальный альманах, no. 3/24 (2016): 11–7.

41. Розанов, Иван. “Музыкально-риторические фигуры в клавирных трактатах Франции и Германии первой половины XVIII века”. В кн. Музыкальная риторика и фортепианное искусство. Сборник трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 104, 26–44. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1989.

42. Мальцева, Анастасия. “Музыкально-риторические фигуры в наследии эпохи романтизма: дискуссии о методологии анализа”. Манускрипт 13, no. 2 (2020): 157–61. https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.2.28

43. Klassen, Janina. “Musica poetica und musikalische Figurenlehre — ein produktives Missverständnis“. Jahrbuch des Staatlichen Instituts für Musikforschung Preußischer Kulturbesitz, Hrsg. von Günther Wagner, 73–83. Stuttgart: J. B. Metzler Publ., 2001.

44. Thuringus, Joachim. Opusculum bipartitum, De primordiis musicis. Berоlini: Georgij Rungij, 1624. Дата обращения январь 26, 2022. https://www.digitale-sammlungen.de/en/view/bsb10528218?q=%28Thuringus,+Joachim.+Opusculum+bipartitum%29&page=,1.

45. Kircher, Athanasius. Musurgia universalis sive Ars magna consoni et dissoni. Vol. 1. Romae: Hæredum Prancisci Corbelletti, 1650. Дата обращения январь 26, 2022. https://www.digitale-sammlungen.de/en/view/bsb00104449?page=,1.

46. Насонов, Роман. “Музыкальная риторика Афанасия Кирхера: к истории ‘готовых слов’”. В сб. Музыкальное искусство и наука в XXI веке: история, теория, исполнительство, педагогика: сборник статей по материалам Международной научной конференции, посвященной 40-летию Астраханской государственной консерватории, гл. ред. Людмила Саввина, ред.-сост. Владислав Петров, 115–21. Астрахань: ОГОУ ДПО “АИПКП”, 2009.

References

1. Forkel, Johann Nikolaus. Allgemeine Geschichte der Musik. Bd. 1. Leipzig: Schwickert, 1788. Accessed January 26, 2022. https://www.digitale-sammlungen.de/en/view/bsb10527179?page=,1.

2. Zakharova, Ol’ga. Rhetoric and the West European music of the 17th — first half of 18th century: principles, techniques. Moscow: Muzyka Publ., 1983. (In Russian)

3. Schering, Arnold. “Die Lehre von den musikalischen Figuren”. Kirchenmusikalisches Jahrbuch, Jg. 21 (1908): 106–14.

4. Schering, Arnold. “The Doctrine of Musical-Rhetorical Figures”. Vestnik muzykal’noi nauki, no. 1/23 (2019): 20–6. https://doi.org/10.24411/2308-1031-2019-00003 (In Russian)

5. Maltseva, Anastasiya. “Arnold Schering and musical rhetoric of the Baroque”. Vestnik muzykal’noi nauki, no. 1/23 (2019): 13–9. https://doi.org/10.24411/2308-1031-2019-00002 (In Russian)

6. Hoffmann, Carl Julius Adolph. “Nucius (F. Johannes)”. In Hoffmann, Carl Julius Adolph. Die Tonkünstler Schlesiens. Ein Beitrag zur Kunstgeschichte Schlesiens vom Jahre 930 bis 1830. 331–6. Breslau: In Komm. bei Aderholz. 1830. Accessed January 26, 2022. https://www.digitale-sammlungen.de/en/view/bsb10599994?page=346,347.

7. Kossmaly, Carl. “Nucius (Friedr. Johannes)”. In Kossmaly, Carl. Schlesisches Tonkünstler-Lexikon: enthaltend die Biographieen aller schlesischen Tonkünstler, Componisten, Cantoren, Organisten, Tongelehrten, Textdichter, Orgelbauer, Instrumentenmacher &c. &c. Nebst genauer angabe aller schlesischen Musikalischen Institute, Vereine, Musikschulen, Liedertafeln etc. 137–40. Breslau: E. Trewendt, 1846. Дата обращения январь 26, 2022. https://www.digitale-sammlungen.de/en/view/bsb10599996?page=52,53.

8. Gehrmann, Hermann. “Johann Gottfried Walther als Theoretiker”. Vierteljahresschrift für Musikwissenschaft, no. 7 (1891): 468–578.

9. Romanov, Ivan. “Perfect Lexicographer: Some Facts of Life and Works of Johann Gottfried Walther”. Muzyka i vremia, no. 2 (2017): 3–10. (In Russian)

10. Maltseva, Anastasiya. “The Nature and Significance of the I. G. Ahle’s Catalogue of the Figures in the Context of musical-theoretical Sources of the Baroque Era”. Vestnik Saratovskoi konservatorii. Voprosy iskusstvoznaniia, no. 3/13 (2021): 53–9. (In Russian)

11. Ziebler, Karl. “Zur Ästhetik der Lehre von den musikalischen Redefiguren im 18. Jahrhundert”. Zeitschrift für Musikwissenschaft 15, no. 7 (1933): 289–301.

12. Maltseva, Anastasiya, and Anna Polonova. “Joachim Burmeister: three Versions of the Doctrine of the musical-rhetorical Figures”. Vestnik muzykal’noi nauki 8, no. 3 (2020): 14–28. https://doi.org/10.24411/2308-1031-2020-10041 (In Russian)

13. Brandes, Heinz. Studien zur musikalischen Figurenlehre im 16. Jahrhundert. Berlin: Trillsch & Huther, 1935.

14. Bernhard, Christoph. “Ausführlicher Bericht vom Gebrauchen Con- und Dissonantien”. In Müller-Blattau, Josef Maria. Die Kompositionslehre Heinrich Schützens in der Fassung seines Schülers Christoph Bernhard, 132–53. Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1926.

15. Bernhard, Christoph. “Tractatus compositionis augmentatus”. In Müller-Blattau, Josef Maria. Die Kompositionslehre Heinrich Schützens in der Fassung seines Schülers Christoph Bernhard, 40–131. Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1926.

16. Katunian, Margarita. “The doctrine of the composition by Heinrich Schutz”. In Heinrich Schütz: Sbornik statei, ed. by Tat’iana Dubravskaia. 76–118. Мoscow: Muzyka Publ., 1985. (In Russian)

17. Chernova, Elena. “Heinrich Schütz’s composing Technique and his doctrine of composition in Presented by Christoph Bernhard: A Key to a Clue or a closed Circle?” In Tekhnika muzykal’nogo sochineniia v raz”iasneniiakh avtora. Materialy mezhdunar. nauch. konferentsii, ed. by Larisa Gerver et al., 60–73. Мoscow: Rossiiskaia akademiia muzyki im. Gnesinykh Publ., 2016. (In Russian)

18. Deggeller, Kurt. “Materialien zu den Musiktraktaten Christoph Bernhards“. In Basler Studien zur Interpretation der alten Musik. 142–3. Winterthur: Amadeus, 1980.

19. Mattheson, Johann. Der vollkommene Capellmeister. Hamburg: Christian Herold, 1739.

20. Unger, Heinz Heinrich. Die Beziehungen zwischen Musik und Rhetorik im 16–18. Jahrhundert [Repr. 1941]. 5 Aufl. Hildesheim; Zürich; New York: Georg Olms, 1992.

21. Schmitz, Arnold. “Figuren, musikalisch-rhetorische”. In Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Bd. 4. 176–7. Kassel: Bärenreiter, 1955.

22. Eggebrecht, Heinz Heinrich. “Über Bachs geschichtlichen Ort”. Deutsche Vierteljahrsschrift für Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte 31, no. 1 (1957): 527–56.

23. Bartel, Dietrich. Handbuch der musikalischen Figurenlehre. Laaber: Laaber, 1985.

24. Bartel, Dietrich. Musica poetica: musical-rhetorical figures in German Baroque music. Lincoln and London: University of Nebraska Press, 1997.

25. Scheibe, Johann Adolph. “Compendium Musices”. In Benary, Peter. Die deutsche Kompositionslehre des 18. Jahrhunderts. Anhang. 3–85. Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1961.

26. Buelow, George “Rhetoric and music. I: Up to 1750. 3. Musical figures”. In The New Grove Dictionary of Music and Musicians, ed. by Stanley Sadie. New York: Macmillan Publishers Limited, 2001. (DVD)

27. Girfanova, Marina. “Wolfgang Caspar Printz Life Story, told in the first Person”. Muzyka i vremia, no. 5 (2014): 32–8. (In Russian)

28. Krones, Hartmut. “Musik und Rhetorik”. In Die Musik in Geschichte und Gegenwart: Allgemeine Enzyklopädie der Musik, Hg. von Friedrich Blume, Ludwig Finscher. Bd. 21. 814–51. Kassel; Basel; London; New York; Prag: Bärenreiter, 1997.

29. Printz, Wolfgang Caspar. Phrynidis Mytilenæi, Oder des Satyrischen Componisten. Dresden; Leipzig: Joh. Christoph Mieth und Joh. Christ. Zimmermann, 1696.

30. López Cano, Rubén. “De la Retórica a la Ciencia Cognitiva. Un estudio intersemiótico de los Tonos Humanos de José Marín (ca. 1618–1699)”. Diss. Universidad de Valladolid, 2004.

31. Toumpoulidis, Themistoklis D. “Aspects of musical rhetoric in baroque organ music”. Diss. University of Sheffield, 2005.

32. Cipollone, Elvio. “Musica Rhetoricans: Entre figures de Sciarrino, Unités sémiotiques temporelles et Figurenlehren baroques”. In Vers une sémiotique générale du temps dans les arts, eds by Emmanuelle Rix, Marcel Formosa, 129–30. Paris: Delatour France, 2008.

33. Shohat, Yifat. “Haydn’s musical rhetoric: compositional strategy, audience reception, and connection with classical oration”. Diss. Graduate School — New Brunswick, The State University of New Jersey, 2006.

34. Son, Se Ra. “Figures of Musica Poetica in the Passacaglias of Dieterich Buxtehude and J. S. Bach”. Diss. University of Cincinnati, 2012.

35. Korpanty, Katarzyna. “Jan Sebastian Bach i retoryka Analiza muzyczno-retoryczna kantaty Sehet, wir gehn hinauf gen Jerusalem BWV 159”. Młoda Muzykologia, 2008: 36–61.

36. Stefanova, Petia. “Rhetorical expressiveness of Carl Philipp Emanuel Bach in the first movement of the Sonata in E minor for flute and harpsichord”. Nauchni trudove na Rusenskiia universitet 50, seriia 6.3 (2011): 161–6. (In Bulgarian)

37. Kwon, Heabin Yu. “A Singer’s Guide to a Rhetorical Performance of Gottfried August Homilius’ Johannespassion (HoWV I.4)”. Diss. The Temple University Graduate Board, 2017.

38. Rome, Suzanne. “A Musical Rhetorical Analysis and Performance Perspective of Franz Berwald’s Sinfonie Singulière”. Diss. Ball State University, 2019.

39. Braun, Werner. Deutsche Musiktheorie des 15. bis 17. Jahrhunderts. Teil 2. Von Calvisius bis Mattheson. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1994.

40. Duda, Natal’ia. “Musical-rhetorical Figures in the secular solo Songs by Henry Purcell”. Iuzhno-Rossiiskii muzykal’nyi al’manakh, no. 3/24 (2016): 11–7. (In Russian)

41. Rozanov, Ivan. “Musical-rhetorical figures in keyboard treatises of France and Germany in the first half of the 18th century”. In Muzykal’naia ritorika i fortepiannoe iskusstvo. Sbornik trudov GMPI im. Gnesinykh. Iss. 104, 26–44. Moscow: GMPI im. Gnesinykh Publ., 1989. (In Russian)

42. Maltseva, Anastasiya. “Musical-Rhetorical Figures in Romanticism Heritage: Discussions on Research Methodology”. Manuskript 13, no. 2 (2020): 157–61. https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.2.28 (In Russian)

43. Klassen, Janina. “Musica poetica und musikalische Figurenlehre — ein produktives Missverständnis“. Jahrbuch des Staatlichen Instituts für Musikforschung Preußischer Kulturbesitz, Hrsg. von Günther Wagner, 73–83. Stuttgart: J. B. Metzler Publ., 2001.

44. Thuringus, Joachim. Opusculum bipartitum, De primordiis musicis. Berоlini: Georgij Rungij, 1624. Accessed January 26, 2022. https://www.digitale-sammlungen.de/en/view/bsb10528218?q=%28Thuringus,+Joachim.+Opusculum+bipartitum%29&page=,1.

45. Kircher, Athanasius. Musurgia universalis sive Ars magna consoni et dissoni. Vol. 1. Romae: Hæredum Prancisci Corbelletti, 1650. Accessed January 26, 2022. https://www.digitale-sammlungen.de/en/view/bsb00104449?page=,1.

46. Nasonov, Roman. “Musical rhetoric of Athanasius Kircher: to the history of ‘finished words’”. In Muzykal’noe iskusstvo i nauka v XXI veke: istoriia, teoriia, ispolnitel’stvo, pedagogika: sbornik statei po materialam Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, posviashhennoi 40-letiiu Astrakhanskoi gosudarstvennoi konservatorii, ed. by Liudmila Savvina, ed. and comp. by Vladislav Petrov, 115–21. Astrakhan: OGOU DPO “AIPKP” Publ., 2009. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.03.2023

Как цитировать

Мальцева, А. А. (2023). Источники Figurenlehren эпохи барокко в немецкоязычном музыкознании. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 13(1), 40–61. https://doi.org/10.21638/spbu15.2023.103

Выпуск

Раздел

Музыка