Восточные мотивы в творчестве Джона Мартина
Аннотация
В статье рассматривается английская традиция взаимосвязи новых ориентальных тем и изящных искусств после Наполеоновских войн в Британии. Анализируется наследие романтического живописца Джона Мартина (1789–1854) как продолжение этой традиции в первой половине XIX столетия, как разработка новой темы в западноевропейском искусстве — реконструкции древних ассирийских городов. Разбирается вопрос о влиянии на новаторство в разработке сюжетов живописных работ Мартина, вдохновленного образами английской «восточной» литературы XVIII в., созданными Джеймсом Ридли (1736–1834) «Сказаниями джина» (1764) и «Ватеком» (1786) Уильяма Бекфорда (1799–1834). Прослеживается связь между «арабской легендой» новеллы Бекфорда и новой образной концепцией подземного мира Сатаны в мартиновских иллюстрациях к «Потерянному Раю» (1667) Мильтона (1608–1674). Композиции мастера отсылают как к тексту Мильтона, так и к «Ватеку». Автор не только исследует проблемы, связанные с переосмыслением значения творчества мастера для художественного процесса XIX в., и рассказывает о феномене универсального характера даро-
вания Джона Мартина, но и намечает некоторые пути для будущих исследований.
Ключевые слова:
английское искусство, Джон Мартин, английская литература, Джеймс Ридли, «Сказания джина», «Садак в поисках вод забвения», Вавилонская архитектура, «Падение Вавилона», «Пир Валтасара», «Архангел Гавриил с Адамом и Евой», Мильтон, «Потерянный рай», Сезинкот, Фонтхилл, «Ватек», Уильям Бекфорд, «Седьмая казнь египетская», Эдвард Ирвинг, «Падение Ниневии»
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.