Восточные мотивы в творчестве Джона Мартина

Авторы

  • Татьяна Павловна Евсеева Санкт-Петербургский государственный академический Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина

Аннотация

В статье рассматривается английская традиция взаимосвязи новых ориентальных тем и изящных искусств после Наполеоновских войн в Британии. Анализируется наследие романтического живописца Джона Мартина (1789–1854) как продолжение этой традиции в первой половине XIX столетия, как разработка новой темы в западноевропейском искусстве — реконструкции древних ассирийских городов. Разбирается вопрос о влиянии на новаторство в разработке сюжетов живописных работ Мартина, вдохновленного образами английской «восточной» литературы XVIII в., созданными Джеймсом Ридли (1736–1834) «Сказаниями джина» (1764) и «Ватеком» (1786) Уильяма Бекфорда (1799–1834). Прослеживается связь между «арабской легендой» новеллы Бекфорда и новой образной концепцией подземного мира Сатаны в мартиновских иллюстрациях к «Потерянному Раю» (1667) Мильтона (1608–1674). Композиции мастера отсылают как к тексту Мильтона, так и к «Ватеку». Автор не только исследует проблемы, связанные с переосмыслением значения творчества мастера для художественного процесса XIX в., и рассказывает о феномене универсального характера даро-
вания Джона Мартина, но и намечает некоторые пути для будущих исследований.

Ключевые слова:

английское искусство, Джон Мартин, английская литература, Джеймс Ридли, «Сказания джина», «Садак в поисках вод забвения», Вавилонская архитектура, «Падение Вавилона», «Пир Валтасара», «Архангел Гавриил с Адамом и Евой», Мильтон, «Потерянный рай», Сезинкот, Фонтхилл, «Ватек», Уильям Бекфорд, «Седьмая казнь египетская», Эдвард Ирвинг, «Падение Ниневии»

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Татьяна Павловна Евсеева, Санкт-Петербургский государственный академический Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина

аспирантка

Библиографические ссылки

Литература

1. Feaver W. The art of John Martin. Oxford: Clarendon Press, 1975. XV, 256 p.

2. Klingender F. D. Art and the industrial revolution. London: N. Carrington, 1947. XIII, 232 p.

3. Бекфорд У. Ватек. М.: Ридерс Дайджест, 2012. 88 с.

4. Евсеева Т. П. Джон Мартин, Уильям Хогарт, Джованни Пастроне, Дэвид Гриффит и Сергей Эйзенштейн: взаимосвязь эстетических взглядов // Науч. труды ин-та им. И. Е. Репина. Вып. 23: Вопросы теории культуры. СПб., 2012. Октябрь/декабрь. С. 277–287.


References

1. Feaver W. The art of John Martin. Oxford: Clarendon Press, 1975. XV, 256 p.

2. Klingender F.D. Art and the industrial revolution. London: N.Carrington, 1947. XIII, 232 p.

3. Bekford U. Vatek (Vatek). Moscow: Riders Daidzhest, 2012. 88 p.

4. Evseeva T.P. Nauch. trudy in-ta im. I.E.Repina (Sci. Works Inst. Repin). Issue 23: Voprosy teorii kul’tury. St Petersburg, 2012. Oktiabr’/dekabr’, pp.277–287.

Загрузки

Опубликован

18.03.2013

Как цитировать

Евсеева, Т. П. (2013). Восточные мотивы в творчестве Джона Мартина. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 3(1), 98–107. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/1663

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)