Картина Джона Мартина «Распятие» и концепция «возвышенного христианства» в культуре английского романтизма

Авторы

  • Татьяна Павловна Евсеева Санкт-Петербургский государственный академический Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина

Аннотация

Статья посвящена изучению закономерностей трактовки религиозных сюжетов в творчестве английского живописца Джона Мартина (1789–1854). В работе представлена широкая панорама культурных событий, сопровождавших появление картин художника на библейские темы. Обращение к исследованию художественных процессов, протекавших на фоне этих событий, позволяет автору выдвинуть гипотезу о влиянии «Распятия» Мартина на интерпретацию темы «возвышенного христианства». Важное место в статье занимает анализ столкновения классицистических и романтических традиций в западноевропейском искусстве, в результате которых вызревали эти новые идеи. Осмысление искусства как сферы сложного взаимодействия различных его видов, жанров и направлений, что получило особенное значение в XXI веке, актуализирует проблемы, затронутые Джоном Мартином. Новаторство данной теме придает не только исследование ранее малоизвестных фактов проведения нескольких выставок работ живописца и графика, но и анализ уникального синергетического дара художника, создававшего циклы изображений, которые были предназначены для экспонирования в определенном пространстве. Представленная статья позволяет взглянуть на Джона Мартина как на родоначальника синтетических видов искусства в европейской традиции.

Ключевые слова:

возвышенное христианство, Джон Мартин, «Голгофа», «Распятие», диорама, панорама, «Падение Иерусалима», «Падение Ниневии», Гюстав Доре, иллюстрации к Библии, «Инферно», Лев Толстой, «Анна Каренина»

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Татьяна Павловна Евсеева, Санкт-Петербургский государственный академический Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина

кандидат искусствоведения

Библиографические ссылки

Литература

1. Евсеева Т. П. Влияние Филиппа де Лоутербурга на творчество Джона Мартина // Проблемы развития зарубежного искусства. Германия — Россия: сб. ст. СПб.: Изд-во Института им. И. Е. Репина, 2013. Ч. 1. С. 74–82.

2. Feaver W. The art of John Martin. Oxford: Clarendon Press, 1975. 256 p.

3. Берк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. М.: Искусство, 1979. 237 с.

4. Rosenblum R. Resurrecting Gustave Dore // Zafran E. Fantasy and Faith: The Art of Gustave Dore. Yale University Press, 2007. Р. 17–31.

5. Klingender F. D. Art and the industrial revolution. London: N. Carrington, 1947. 232 p.

6. Рескин Д. Современные художники. М.: Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1901. 476 c.

7. Martin J. Descriptive catalogue of the picture of the Fall of Nineveh, the Fall of Babylon, the Crucifixion. London: Plummer and Brewis, 1828. 40 p.

8. Евсеева Т. П. Художественные параллели эпохи романтизма: Джон Мартин и русское искусство // Вестник СПбГУ. Сер. 15: Искусствоведение. 2013. Вып. 4. С. 74–92.

9. The Court Journal: Court Circular and Fashionable Gazette of the Fashionable World. London: Alabaster, Pasemore and sons, Limited, 1835. N 301.

10. The Athenaeum. Journal of English and Foreign Literature, Science and the Fine Arts. 1835. N 379.

11. Евсеева T. П. Прошлое и настоящее Нортумберленда: Джон Мартин — архитектор будущего // Вестник СПбГУ. Сер. 15: Искусствоведение. 2013. Вып. 2. С. 176–189.

12. Sykes J. Local records: or, Historical register of remarkable event, which have occurred in Northumberland and Durham, Newcastle upon Tyne, and Berwick upon Tweed, from the earliest period of authentic records, to the present time; with biographical notices of deceased persons of talent, eccentricity, and longevity. 1833. Vol. 2.

13. The Inventors Advocate, and Journal of Industry: A British and Foreign Miscellany of Science, Inventions, Manufactures, And Arts. 11 apr. 1840.

14. Кожина Е. Ф. Романтическая битва. Л.: Искусство, 1969. 271 с.

15. Humphreys H. N. Paul-Gustave Dore and his works // The Gentleman’s Magazine. May 1866. Vol. 221. P. 705–717.

16. Толстой Л. Н. Собрание сочинений в 12 т. Т. 9. Анна Каренина. Роман в восьми частях. Части пятая — восьмая / примеч. Э. Г. Бабаева. М.: Художественная литература, 1975. 448 с.

17. The Court magazine and monthly critic. August, 1836.

18. Веерт Г. Очерки общественно-политической жизни британцев // Избранные произведения в 2 т. М.: Художественная литература, 1957. Т. 2. 572 с.

19. Толстой Л. Н. Собрание сочинений в 12 т. Т. 8. Анна Каренина. Роман в восьми частях. Части первая — четвертая / примеч. Э. Г. Бабаева. М.: Художественная литература, 1974. 480 с.

20. Блинова Л. Н. Панорамы на евангельские темы в России // Императорское Православное Палестинское общество. URL: http://ippo.ru/christian-culture/evangelie/text/panorama/7/ (дата обращения: 20.01.2015).

21. Корнилова А. В. Карл Брюллов в Петербурге. Л.: Лениздат, 1976. 175 с.

22. Eisenman S. F. Nineteenth century art a critical history. London: Thames and Hudson, 1994. 428 p.

References

1. Evseeva T. P. Vliianie Filippa de Louterburga na tvorchestvo Dzhona Martina, Problemy razvitiia zarubezhnogo iskusstva. Germaniia — Rossiia: sb. st. SPb.: Izd-vo Instituta im. I. E. Repina, 2013. Ch. 1. p. 74–82.

2. Feaver W. The art of John Martin. Oxford: Clarendon Press, 1975. 256 p.

3. Berk E. Filosofskoe issledovanie o proiskhozhdenii nashikh idei vozvyshennogo i prekrasnogo. M.: Iskusstvo, 1979. 237 p.

4. Rosenblum R. Resurrecting Gustave Dore, Zafran E. Fantasy and Faith: The Art of Gustave Dore. Yale University Press, 2007. p. 17–31.

5. Klingender F. D. Art and the industrial revolution. London: N. Carrington, 1947. 232 p.

6. Reskin D. Sovremennye khudozhniki. M.: Tovarishchestvo tipografii A. I. Mamontova, 1901. 476 p.

7. Martin J. Descriptive catalogue of the picture of the Fall of Nineveh, the Fall of Babylon, the Crucifixion. London: Plummer and Brewis, 1828. 40 p.

8. Evseeva T. P. Khudozhestvennye paralleli epokhi romantizma: Dzhon Martin i russkoe iskusstvo, Vestnik SPbGU. Ser. 15: Iskusstvovedenie. 2013. Vyp. 4. S. 74–92.

9. The Court Journal: Court Circular and Fashionable Gazette of the Fashionable World. London: Alabaster, Pasemore and sons, Limited, 1835. N 301.

10. The Athenaeum. Journal of English and Foreign Literature, Science and the Fine Arts. 1835. N 379.

11. Evseeva T. P. Proshloe i nastoiashchee Nortumberlenda: Dzhon Martin — arkhitektor budushchego, Vestnik SPbGU. Ser. 15: Iskusstvovedenie. 2013. Vyp. 2. S. 176–189.

12. Sykes J. Local records: or, Historical register of remarkable event, which have occurred in Northumberland and Durham, Newcastle upon Tyne, and Berwick upon Tweed, from the earliest period of authentic records, to the present time; with biographical notices of deceased persons of talent, eccentricity, and longevity. 1833. Vol. 2.

13. The Inventors Advocate, and Journal of Industry: A British and Foreign Miscellany of Science, Inventions, Manufactures, And Arts. 11 apr. 1840.

14. Kozhina E. F. Romanticheskaia bitva. L.: Iskusstvo, 1969. 271 p.

15. Humphreys H. N. Paul-Gustave Dore and his works, The Gentleman’s Magazine. May 1866. Vol. 221. P. 705–717.

16. Tolstoi L. N. Sobranie sochinenii v 12 t. T. 9. Anna Karenina. Roman v vos'mi chastiakh. Chasti piataia — vos'maia, primech. E. G. Babaeva. M.: Khudozhestvennaia literatura, 1975. 448 p.

17. The Court magazine and monthly critic. August, 1836.

18. Veert G. Ocherki obshchestvenno-politicheskoi zhizni britantsev, Izbrannye proizvedeniia v 2 t. M.: Khudozhestvennaia literatura, 1957. T. 2. 572 p.

19. Tolstoi L. N. Sobranie sochinenii v 12 t. T. 8. Anna Karenina. Roman v vos'mi chastiakh. Chasti pervaia — chetvertaia, primech. E. G. Babaeva. M.: Khudozhestvennaia literatura, 1974. 480 p.

20. Blinova L. N. Panoramy na evangel'skie temy v Rossii, Imperatorskoe Pravoslavnoe Palestinskoe obshchestvo. URL: http://ippo.ru/christian-culture/evangelie/text/panorama/7/ (accessed: 20.01.2015).

21. Kornilova A. V. Karl Briullov v Peterburge. L.: Lenizdat, 1976. 175 p.

22. Eisenman S. F. Nineteenth century art a critical history. London: Thames and Hudson, 1994. 428 p.

Загрузки

Опубликован

15.06.2015

Как цитировать

Евсеева, Т. П. (2015). Картина Джона Мартина «Распятие» и концепция «возвышенного христианства» в культуре английского романтизма. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 5(2), 45–63. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/2266

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)