Картина Джона Мартина «Распятие» и концепция «возвышенного христианства» в культуре английского романтизма
Аннотация
Статья посвящена изучению закономерностей трактовки религиозных сюжетов в творчестве английского живописца Джона Мартина (1789–1854). В работе представлена широкая панорама культурных событий, сопровождавших появление картин художника на библейские темы. Обращение к исследованию художественных процессов, протекавших на фоне этих событий, позволяет автору выдвинуть гипотезу о влиянии «Распятия» Мартина на интерпретацию темы «возвышенного христианства». Важное место в статье занимает анализ столкновения классицистических и романтических традиций в западноевропейском искусстве, в результате которых вызревали эти новые идеи. Осмысление искусства как сферы сложного взаимодействия различных его видов, жанров и направлений, что получило особенное значение в XXI веке, актуализирует проблемы, затронутые Джоном Мартином. Новаторство данной теме придает не только исследование ранее малоизвестных фактов проведения нескольких выставок работ живописца и графика, но и анализ уникального синергетического дара художника, создававшего циклы изображений, которые были предназначены для экспонирования в определенном пространстве. Представленная статья позволяет взглянуть на Джона Мартина как на родоначальника синтетических видов искусства в европейской традиции.
Ключевые слова:
возвышенное христианство, Джон Мартин, «Голгофа», «Распятие», диорама, панорама, «Падение Иерусалима», «Падение Ниневии», Гюстав Доре, иллюстрации к Библии, «Инферно», Лев Толстой, «Анна Каренина»
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.