Китч и метанарративы современного дизайн-проектирования

Авторы

  • Оксана Андреевна Ващук Санкт-Петербургский государственный университет

Аннотация

В статье рассматривается проблема китча в структуре современной художественно-проектной культуры. Автор представляет социально-культурные истоки и историю возникновения китча как особой культурной категории. Внимание также уделяется анализу взаимоотношений китча с авангардом, постутопическим искусством, а также его месту и роли в зарубежной практике дизайн-проектирования второй половины 1960-х — 2010-х годов. Автор обращается к концепции кэмпового искусства С. Зонтаг, исследует соотношения китча и гламура. Китч трактуется как один из методологических принципов формообразования в дизайне постмодернистской эпохи. Отдельные аспекты китчевой эстетики анализируются применительно к творчеству лидеров мирового дизайна современности А. Мендини, Э. Соттсасса, А. Росси, Ф. Старка, Г. Пеше, М. Умеда, Р. Арада, К. Рашида и др.

Ключевые слова:

китч, дизайн, арт-мебель, кэмп, постмодернизм, методология дизайн-проектирования, поп-арт, антидизайн

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Оксана Андреевна Ващук, Санкт-Петербургский государственный университет

кандидат искусствоведения, доцент кафедры дизайна факультета искусств

Библиографические ссылки

Литература

1. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / пер. с фр., послесл. и примеч. Е. А. Самарской. М.: Республика; Культурная революция, 2006. 269 с.

2. Гринберг К. Авангард и китч / пер. с англ. А. Калинина // Художественный журнал. 2005. № 60. С. 48–58. URL: http://www.xz.gif.ru/numbers/60/avangard-i-kitch/ (дата обращения: 10.10.2012).

3. Андреева Е. Ю. Постмодернизм: искусство второй половины ХХ — начала XXI века. СПб.: Азбука-классика, 2007. 488 с.

4. Рыков А. В. Постмодернизм как «радикальный консерватизм»: проблема художественно-теоретического консерватизма и американская теория современного искусства 1960–1990-х гг. СПб.: Алетейя, 2007. 376 с.

5. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе / предисл., сост., пер. и прим. С. А. Ромашко. М.: Медиум, 1996. С. 15–65.

6. Уорхол Э. Философия Энди Уорхола (от А к Б и наоборот) / пер. с англ. М.: Изд. Д. Аронов, 2005. 320 с.

7. Роуз Б. Американская живопись: XX век / пер. с фр. Ж. Петивара. Женева; Париж: Editions d’Art Albert Skira S. A. : Bookking International, 1995. 175 c.

8. Зонтаг С. Заметки о кэмпе // Зонтаг С. Мысль как страсть: избранные эссе 1960–1970-х годов / сост., общ. ред., пер. с фр. Б. Дубина. М.: Русское феноменологическое общество, 1997. С. 48–64.

9. Modernism in Dispute: Art since the Forties / P. Wood, F. Franscina, J. Harris, Ch. Harrison. New Haven; London: Yale University Press, 1994. 267 p.

10. Михайлов С. М. История дизайна: учеб. для вузов; в 2 т. Т. 2. М.: Союз Дизайнеров России, 2004. 396 с.


References

1. Baudrillard J. Obshchestvo potreblenija. Ego mify i struktury (The consumer society: myths and structures). Per. s fr., poslesl. i primech. E.A. Samarskoi. Moscow: Respublika; Kul’turnaia revoliutsiia, 2006. 269 p.

2. Greenberg C. Khudozhestvennyi zhurnal. 2005. N 60, pp.48–58. URL: http://www.xz.gif.ru/numbers/60/avangardi-kitch/ (accessed: 10.10.2012).

3. Andreeva E.J. Postmodernizm: iskusstvo vtoroi poloviny XX — nachala XXI veka (Postmodernism: the art of the second half of the XX – beginning of the XXI century). St Petersburg: Azbuka-klassika, 2007. 488 p.

4. Rykov A.V. Postmodernizm kak «radikal’nyi konservatizm»: problema khudozhestvenno-teoreticheskogo konservatizma i amerikanskaia teoriia sovremennogo iskusstva 1960–1990-kh gg. (Postmodernism as a “radical conservatism”: the problem of art theory conservatism and American theory of contemporary art of 1960–1990s.) St Petersburg: Aletheia, 2007. 376 p.

5. Benjamin V. Proizvedenie iskusstva v epokhu ego tekhnicheskoi vosproizvodimosti (The Work of Art in the Age of its Technological Reproducibility). Izbrannye esse. Predisl., sost., per. i prim. S.A.Romashko. Moscow: Medium, 1996, pp.15–65.

6. Warhol A. Filosofiia Andy Warholа (ot A k B i naoborot) (The Philosophy of Andy Warhol (from A to B and back again)). Per. s angl. Moscow: Izd. D. Aronov, 2005. 320 p.

7. Rose B. Amerikanskaia zhivopis’: XX vek (American painting: XX century). Per. s fr. Zh.Petivara. Zheneva; Parizh: Editions d’Art Albert Skira S.A.: Bookking International, 1995. 175 p.

8. Sontag S. Mysl’ kak strast’: izbrannye esse 1960–1970-kh godov (Thought as Passion: Selected essays of 1960–1970-s). Sost., ed. by, per. s fr. B.Dubina. Moscow: Russkoe fenomenologicheskoe obshchestvo, 1997, pp.48–64.

9. Wood P. Modernism in Dispute: Art since the Forties. Paul Wood, Francis Franscina, Jonathan Harris, Charles Harrison. New Haven; London: Yale University Press, 1994. 267 p.

10. Mikhailov S.M. Istoriia dizaina (History of design): ucheb. dlia vuzov; v 2 t. T.2. Moscow: Soiuz Dizainerov Rossii, 2004. 396 p.

Загрузки

Опубликован

18.03.2013

Как цитировать

Ващук, О. А. (2013). Китч и метанарративы современного дизайн-проектирования. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 3(1), 211–223. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/1674

Выпуск

Раздел

Дизайн

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)