Социально-политический плакат эпохи перестройки: карнавально-утопическое в коммуникативном пространстве «поздней советской цивилизации»
Аннотация
Авторский социально-политический плакат 1986–1991 гг. исследуется в аспекте аксиологического дискурса и категорий смеховой культуры, трактуемой в терминах М. М. Бахтина. Независимый авторский плакат эпохи перестройки рассматривается как свидетельство коррозии советского социокультурного ландшафта, отражение интеллектуальных поисков периода «надлома империи», как фиксация «токов» общественного метаболизма. Автор интерпретирует образы и приемы, с помощью которых плакатисты развенчивали мифологизированный нарратив «великой утопии», демонстрируя зачастую в карнавально-травестийном ключе идеологемы официальной культуры «застоя». При этом автор заключает, что художник в России всегда сохраняет определенную меру идеально-утопического восприятия реальности, которая позволяет ему не порывать окончательно с парадизным метанарративом даже в сложных условиях исторических перемен.
Ключевые слова:
графический дизайн, социально-политический плакат, авторский плакат, советская графика, карнавально-утопическое мышление, коммуникация, перестройка, аксиологический дискурс
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.