Иконография буддизма: традиция изображения Белого старца

Авторы

  • Баазр Александрович Бичеев Калмыцкий государственный университет им. Б.Б.Городовикова https://orcid.org/0000-0002-9352-7367

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2023.310

Аннотация

Белый старец — почитаемое буддистами России божество местного культа. Его узнаваемый облик, сформулированный текстовой традицией и культовой живописью буддизма, послужил основой для общепринятого наименования. В культовых текстах он неизменно называется эпитетом “Покоритель и усмиритель земли и воды”. Ранние иконографические образы Белого старца возникли под влиянием китайской традиции изображения древних божеств местностей Ту-ди, а более поздние — под влиянием изображения божества долголетия Шоу Cина. В ранней традиции он предстает в виде жреца или сановника, функции которого переданы через образы его спутников — духов-хозяев гор, сочетающих в себе черты животного и человека, ритуальные предметы (посох, четки, свиток), животных и птиц. В поздней традиции присутствует символика долголетия (образ старца) и плодовитости (голова фаллической формы, пещера, персик). В тексте «Сутры Белого старца» дается описание его внешнего облика (белобородый старец в белом одеянии), атрибутов (посох с головой дракона) и аллегоричного пейзажа (гора с плодовыми деревьями). Этому описанию в полной мере не соответствуют ни ранние, ни поздние монгольские и бурятские изображения. Наиболее идентичной текстовому описанию является калмыцкая традиция изображения Белого старца. У калмыков-кочевников он традиционно изображается в виде одинокой фигуры старца с непокрытой головой, с длинными седыми волосами, собранными на макушке в виде триратны. Его одеяние — подпоясанный халат, поверх которого накинут другой распашной халат. В правой руке он держит посох с головой дракона, а в левой — четки. Спутников и животных нет. Символичный пейзаж дополняет одинокую стоящую фигуру старца. Однако некоторые детали пейзажа и одеяния Белого старца свидетельствуют о былом влиянии китайской традиции.

Ключевые слова:

буддизм, божества местного культа, Белый старец, текстовая традиция, культовая живопись, традиция изображения божества, художественное влияние

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Позднеев, Алексей. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношением сего последнего к народу. СПб.: Тип. Имп. акад. наук, 1887. [Репринт. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1993.]

2. Галданова, Галина, Ксения Герасимова, Дандар Дашиев, и Гуро Митупов. Ламаизм в Бурятии XVIII — начала XX века: структура и социальная роль культовой системы, отв. ред. Вячеслав Мантатов. Новосибирск: Наука, 1983.

3. Герасимова, Ксения. “О некоторых аспектах ассимиляции добуддийских культов по тибетским обрядникам”. В кн. Буддизм и средневековая культура народов Центральной Азии, отв. ред. Ксения Герасимова, 54–82. Новосибирск: Наука, 1980.

4. Жуковская, Наталия. Ламаизм и ранние формы религии. М.: Наука, 1977.

5. Потанин, Григорий. Очерки Северо-Западной Монголии: Результаты путешествия, исполненного в 1876–1877 г. по поручению Императорского Русского географического общества, вып. 4. СПб: Тип. В. Киршбаума, 1883.

6. Мефодий, иеромонах. Буддийское мировоззрение или ламаизм и обличение его. СПб.: Издание книгопродавца И. Л. Тузова, 1902.

7. Birtalan, Ágnes. “Ritual Texts Dedicated to the White Old Man with Examples from the Classical Mongolian and Oirat (Clear Script) Textual Corpora”. In Sources of Mongolian Buddhism, ed. by Vesna A. Wallace, 269–93. Oxford: Oxford University Press, 2020. https://doi.org/10.1093/oso/9780190900694.003.0013

8. Самбудорж, Очирбатын. Хэл зохиолын хүрээлэнгийн тод үсгийн номын бүртгэл. Сан тахилгын судар [Каталог рукописей на “ясном письме” Института языка и литературы. Тексты ‘воскурений’ и жертвоприношений]. Уланбаатар: ШУА-ийн Хэл зохиол, 1997.

9. Heissig, Walter. Mongolische volksreligiose und folklorische Texte. Wiesbaden: Franz Steiner Verlag, 1966.

10. Futaki, Hiroshi. “Classification of Texts Related to the White Old Man”. Queastiones Mongolorum Disputatae, no. 1 (2005): 35–46.

11. Pallas, Peter. Sammlungen historischer Nachrichten über die Mongolischen Völkerschaften. 2 vols. St Petersburg, 1801, vol. 2.

12. Бичеев, Баазр. “Ойратские тексты сангов Белого старца”. Mongolica 24, no. 3 (2021): 22–32. https://doi.org/10.25882/2qrz-8731

13. Яхонтова, Наталия. Ойратский словарь поэтических выражений. Факсимиле рукописи, транслитерация, введение, перевод с ойратского, словарь с комментариями, приложения. М.: Вост. лит., 2010.

14. Хабунова, Евдокия. Калмыцкая свадебная обрядовая поэзия. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1998.

15. Сумъяа, Доржпаламын. Монгол Ногоон Дара эхийн тууж [Монгольские повествования о Зеленой Таре]. Отв. ред. Академич Цэрэнсодном. Улаанбаатар: ШУА-ийн Хэл зохиол, 2011.

16. Елихина, Юлия. “Культ Белого старца по изобразительным и текстовым источникам”. В сб. Владимирцовские чтения. Тезисы докладов и сообщений. II Всесоюзная конференция монголоведов, 24–6. М.: Наука, 1989.

17. «Обитель милосердия». Искусство тибетского буддизма: каталог выставки. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2015.

18. Герасимова, Ксения. Обряды защиты жизни в буддизме Центральной Азии. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999.

19. Birtalan, Ágnes. “Cagān Öwgön — The White Old Man in the Leder Collections. The Textual and Iconographic Tradition of the Cult of the White Old Man among the Mongols”. In The Mongolian Collections. Retracing Hans Leder. Austrian Academy of Sciences Press, 2013. 84–94.

20. Батчулуун, Селенген. “Образ хозяина земли Белого старца в искусстве Монголии, Бурятии и Калмыкии как отражение взаимодействия культур”. В сб. Путь Востока: Межкультурная коммуникация. Вып. 30. Материалы VI Молодежной научной конференции по проблемам философии, религии, культуры Востока, 53–60. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.

21. Mostaert, Antoine. “Note sur le culte du Vieillard blanc chez les Ordos”. In Studia Altaica. Festschrift für Nikolaus Poppe, 108–17. Wiesbaden: Otto Harrassowitz, 1957.

22. Бакаева, Эльза. Добуддийские верования калмыков. Элиста: АПП «Джангар», 2003.

23. Батырева, Светлана. Старокалмыцкое искусство XVII — начала XX века. М.: Наука, 2005.

24. Дулам, Санжавин. Монголын буриад бөө нэрийн Цагаан өвгөний шүтлэг, тахилга. Эрдэм шинжилгээний өгүүлэл. I боть. Домог зүй, бөө мөргөлийн судалгаа [Шаманский культ Белого старца у монгольских бурят. Сборник статей. Т. I. Исследование мифологии и шаманизма]. Улаан-баатар: Их сургуулийн хэвлжэлжэл, 2018.

25. Бичеев, Баазр. Ойратская версия «Истории Белой Тары» («Повести о Багамай-хатун»). Факсимиле рукописей. Исследование, транслитерация перевод с ойратского, комментарии. Элиста: КИГИ РАН, 2013.

26. Климова, Юлия. “Калмыцкие тханки из собрания Саратовского областного музея краеведения”. В сб. Буддизм Ваджраяны в России: актуальная история и социокультурная аналитика. Материалы VI Международной научно-практической конференции, отв. ред. Анатолий Алексеев-Апраксин, сост. Вера Дронова, 633–7. СПб.: Алмазный путь, 2020.

27. Шабанов, Сергей. “Регалии и предметы культа Третьего Донского калмыцкого конного полка (из коллекции Новочеркасского музея истории донского казачества)”. В сб. Буддизм Ваджраяны в России: актуальная история и социокультурная аналитика. Материалы VI Международной научно-практической конференции, отв. ред. Анатолий Алексеев-Апраксин, сост. Вера Дронова, 685–94. М.: Алмазный путь, 2020.

References

1. Pozdneev, Aleksei. Essays on the life of Buddhist monasteries and Buddhist clergy in Mongolia in connection with the attitude of this latter to the people. St Petersburg: Tipografiia Imperatorskoj akademii nauk Publ., 1887. [Reprint. Elista: Kalmykskoe knizhnoe izdatel’stvo Publ., 1993.] (In Russian)

2. Galdanova, Galina, Kseniia Gerasimova, Dandar Dashiev, and Guro Mitupov. Lamaism in Buryatia of the 18th — early 20th century: The structure and social role of the cult system. Ed. by V. V. Mantatov. Novosibirsk: Nauka Publ., 1983. (In Russian)

3. Gerasimova, Kseniia. “On some aspects of assimilation of pre-Buddhist cults according to Tibetan the ritual texts”. In Buddhism and Medieval culture of the peoples of Central Asia, ed. by Ksenija Gerasimova. 54–82. Novosibirsk: Nauka Publ., 1980. (In Russian)

4. Zhukovskaya, Natalia. Lamaism and early forms of religion. Moskow: Nauka Publ., 1977.

5. Potanin, Grigorii. Essays of North-Western Mongolia: The results of the journey performed in 1876–1877 on behalf of the Imperial Russian Geographical Society, iss. 4. St Petersburg: Tipografiia V. Kirshbauma, 1883 (In Russian)

6. Mefodii, hieromonk. Buddhist worldview or Lamaism and its denunciation. St Petersburg: Izdanie knigoprodavtsa I. L. Tuzova Publ., 1902. (In Russian)

7. Birtalan, Ágnes. “Ritual Texts Dedicated to the White Old Man with Examples from the Classical Mongolian and Oirat (Clear Script) Textual Corpora”. In Sources of Mongolian Buddhism, ed. by Vesna A. Wallace, 269–93. Oxford: Oxford University Press, 2020. https://doi.org/10.1093/oso/9780190900694.003.0013

8. Sambudorzh, Ochirbatyn. Catalogue of manuscripts on the “clear letter” Institute of Language and Literature. Texts of ‘incense’ and sacrifices. Ulaanbaatar: ShUA-ijn Hjel zohiolyn hjevljel Publ., 1997. (In Mongolian)

9. Heissig, Walter. Mongolische volksreligiose und folklorische Texte. Wiesbaden: Franz Steiner Verlag, 1966.

10. Futaki, Hiroshi. “Classification of Texts Related to the White Old Man”. Queastiones Mongolorum Disputatae, no. 1 (2005): 35–46.

11. Pallas, Peter. Sammlungen historischer Nachrichten über die Mongolischen Völkerschaften. 2 vols. St Petersburg, 1801, vol. 2.

12. Bicheev, Baazr. “Oirat texts of the sangs of the White Old Man”. Mongolica 24, no. 3 (2021): 22–32. https://doi.org/10.25882/2qrz-8731 (In Russian)

13. Jahontova, Nataliia. Oirat Vocabulary of Poetical Names. Facsimile of the manuscript, transliteration, introduction, translation from Oirat, dictionary with comments, appendices. Moscow: Vostochnaia literatura Publ., 2010. (In Russian)

14. Habunova, Evdokiia. Kalmyk wedding ritual poetry. Kalmykskoe knizhnoe izdatel’stvo Publ., 1998. (In Russian)

15. Sumyaah, Dorzhpalamyn. Mongolian Narratives of the Green Tara, exec. ed. Akademich Tserensodnom. Ulaanbaatar: ShUA-ijn Hjel zohiolyn hjevljel Publ., 2011. (In Mongolian)

16. Elihina, Iuliia. “The Cult of the White Old Man by pictorial and textual sources”. In Vladimirtsovskie chteniia. Tezisy dokladov i soobshhenii. II Vsesoiuznaia konferentsiia mongolovedov. 24–6. Moscow: Nauka Publ., 1989. (In Russian)

17. “Abode of Charity”. Tibetan Buddhist Art. Exhibition Catalogue. St Petersburg: Hermitage Museum Press, 2015. (In Russian)

18. Gerasimova, Kseniia. Rites of Life protection in Central Asian Buddhism. Ulan-Udje: Izdatel’stvo Buriatskogo nauchnogo tsentra SO RAN Publ., 1999. (In Russian)

19. Birtalan, Agness. “Cagān Öwgön — The White Old Man in the Leder Collections. The Textual and Iconographic Tradition of the Cult of the White Old Man among the Mongols”. In The Mongolian Collections. Retracing Hans Leder, 84–94. Austrian Academy of Sciences Press, 2013.

20. Batchuluun, Selengen. “The image of the owner of the Land of the White Old Man in the art of Mongolia, Buryatia and Kalmykia as a reflection of the interaction of cultures”. In Put’ Vostoka: Mezhkul’turnaia kommunikatsiia. Vyp. 30. Materialy VI Molodezhnoi nauchnoi konferentsii po problemam filosofii, religii, kul’tury Vostoka, 53–60. St Petersburg: Sankt-Peterburgskoe filosofskoe obshchestvo Publ., 2003. (In Russian)

21. Mostaert, Antoine. “Note sur le culte du Vieillard blanc chez les Ordos”. In Studia Altaica. Festschrift für Nikolaus Poppe, 108–17. Wiesbaden: Otto Harrassowitz, 1957.

22. Bakaeva, El’za. Pre-Buddhist beliefs of the Kalmyks. Elista: APP “Dzhangar” Publ., 2003. (In Russian)

23. Batyreva, Svetlana. Old Kalmyk art of the 17th — early 20th century. Moscow: Nauka Publ., 2005. (In Russian)

24. Dulam, Sanzhavin. Shamanic cult of the White Elder among the Mongolian Buryats. Collection of articles. Ulaanbaatar: Jehe surgaalijn hjevljejel Publ., 2018. Vol. I. (In Mongolian)

25. Bicheev, Baazr. Oirat version of “The Story of White Tara” (“The Tale of Bahamai-Khatun”). Facsimiles of manuscripts. Research, transliteration translation from Oirat, comments. Elista: KIGI RAN Publ., 2013. (In Russian)

26. Klimova, Iuliia. “Kalmyk tanks from the collection of the Saratov Regional Museum”. In Buddizm Vadzhraiany v Rossii: Aktual’naia istoriia i sotsiokul’turnaia analitika. Materialy VI Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, exec. ed. Anatolii Alekseev-Apraksin, comp. by Vera Dronova, 633–7. St Petersburg: Almaznyi put’ Publ., 2020. (In Russian)

27. Shabanov, Sergei. “Regalia and objects of worship of the Third Don Kalmyk Cavalry Regiment (from the collection of the Novocherkassk Museum of the History of the Don Cossacks)”. In Buddizm Vadzhraiany v Rossii: aktual’naia istoriia i sotsiokul’turnaia analitika. Materialy VI Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, exec. ed. Anatolii Alekseev-Apraksin, comp. by Vera Dronova, 633–7. St Petersburg: Almaznyi put’ Publ., 2020. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

29.09.2023

Как цитировать

Бичеев, Б. А. (2023). Иконография буддизма: традиция изображения Белого старца. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 13(3), 576–597. https://doi.org/10.21638/spbu15.2023.310

Выпуск

Раздел

История культуры