Скульптурные образы в голландском портрете второй половины XVII в. Проблемы интерпретации

Авторы

  • Полина Игоревна Подшивалова Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина https://orcid.org/0000-0002-6304-9392

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2024.404

Аннотация

Предпринята попытка изучить роль скульптурных образов в голландском портрете второй половины XVII в. На материале наиболее типичных произведений этого жанра кисти К. Нетшера («Портрет Марии II Стюарт», 1683, «Портрет Гертруды Хёйгенс», 1668), Ф. Бола («Маргарита Трип в образе Минервы, обучающая свою сестру Анну Марию Трип», 1663), А. ван ден Темпела («Портрет Питера де ла Кура», 1667), М. ван Мюсхера («Автопортрет», 1685) автором выявляются особенности визуальной и символической интерпретации античной и антикизированной скульптуры и ее значение в развитии биографического сюжета. Данный подход позволил по-новому прочесть избранные голландские портреты этого периода, а также прояснить их функцию в процессе конструирования голландским зрителем второй половины XVII в. собственной социальной и культурной идентичности. Анализ полотен К. Нетшера, Ф. Бола, А. ван ден Темпела и М. ван Мюсхера показал, что одним из факторов, обусловивших распространение скульптурного мотива в живописи, было постепенное изменение восприятия скульптуры в интерьере. К 1660-м годам статуи и рельефы превращаются в предмет благородного увлечения, который престижно репрезентировать, особенно в портретной живописи. Тем не менее обращение живописцев к скульптуре было мотивировано даже не столько стремлением к эстетизации фона, сколько желанием подчеркнуть статус модели как homo nobilis (человека благородного), homo illuminatus (человека просвещенного) или homo mortalis (человека смертного). Для достижения наибольшей выразительности пластического образа художники, как правило, использовали технику гризайль и композиционные приемы масштабирования, гиперматериализации, осознанного нагромождения, а также прием наилучшей обозримости.

Ключевые слова:

голландский портрет второй половины XVII–XVIII вв., изображение скульптуры, концепция honnete homme, частная публичность, Каспар Нетшер, Михил ван Мюсхер, Абрахам ван ден Темпел, Фердинанд Бол

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Буало, Никола. Поэтическое искусство. Пер. Эльги Линецкой. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1957.

2. Franits, Wayne. “Young Women Preferred White to Brown: Some Remarks on Nicolaes Maes and the Cultural Context of Late Seventeenth-Century Dutch Portraiture”. Nederlands Kunsthistorisch Jaarboek (NKJ) / Netherlands Yearbook for History of Art, no. 46 (1995): 394–415.

3. Тилкес, Ольга. История страны Рембрандта. М.: Новое литературное обозрение, 2018.

4. Грасиан, Бальтазар. Карманный оракул, или Наука благоразумия. Изд. подгот. Евгенией Лысенко и Леонидом Пинским. М.: Наука, 1984.

5. Барт, Ролан. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994.

6. Greenblatt, Stephen. Renaissance Self-Fashioning. From More to Shakespeare. Chicago: University of Chicago Press, 2005.

7. Žakula, Tijana. “Special edition: Reforming Dutch Art: Gerard de Lairesse on Beauty, Morals and Class”. Simiolus: Netherlands Quarterly for the History of Art, no. 37, (2013): 3–142.

8. Lairesse, Gérard de. Groot schilderboek. Amsterdam: by Willem de Coup en Petrus Schenk, 1707.

9. Jongh, Eddy de. “Bol Vincit Amorem”. Simiolus: Netherlands Quarterly for the History of Art 12, no. 2/3 (1981): 147–61. https://doi.org/10.2307/3780598

10. Carroll, Margaret Deutsch. “Rembrandt’s ‘Aristotle’: Exemplary Beholder”. Artibus et Historiae 5, no. 10 (1984): 35–56. https://doi.org/10.2307/1483193

11. Hecht, Peter. “Art Beats Nature, and Painting Does so Best of All: The Paragone Competition in Duquesnoy, Dou and Schalcken”. Simiolus: Netherlands Quarterly for the History of Art 29, no. 3/4 (2002): 184–201. https://doi.org/10.2307/3780934

12. Schloss, Christine. “The Early Italianate Genre Paintings by Jan Weenix (ca. 1642–1719)”. Oud Holland 97, no. 2 (1983): 69–97.

13. Scholten, Frits. “The Larson Family of Statuary Founders: Seventeenth-Century Reproductive Sculpture for Gardens and Painters’ Studios”. Simiolus: Netherlands Quarterly for the History of Art 31, no. 1/2 (2004): 54–89.

14. Bruyn, Josua, and Jan Ameling Emmens. “De zonnebloem als embleem in een schilderijlijst”. Bulletin van het Rijksmuseum, no. 4 (1956): 3–9.

15. Haverkamp-Begemann, Egbert. Art and Autoradiography: Insights into the Genesis of Paintings by Rembrandt, Van Dyck, and Vermeer. New York: Metropolitan Museum of Art, 1982.

16. Головин, Виктор. Скульптура и живопись итальянского Возрождения. Влияние и взаимосвязь. М.: МГУ, 1985.

17. Tromp, Heimerick. Elswout te Overveen. Bijdragen tot het bronnenonderzoek naar de ontwikkeling van Nederlandse Historische tuinen, parken en buitenplaatsen. Zeist: Rijksdienst voor de Monumentenzorg, 1983.

18. Baker, Malkolm. “Public Images for Private Spaces? The Place of Sculpture in the Georgian Domestic Interior”. Journal of Design History 20, no. 4 (2007): 309–23.

19. Хабермас, Юрген. Структурное изменение публичной сферы: исследование относительно категории буржуазного общества. М.: Весь Мир, 2016.

20. Неклюдова, Мария. Искусство частной жизни. Век Людовика XIV. М.: ОГИ, 2008.

21. Huygens, Constantijn. Vitaulium. Hofwyck. Hofstede vanden Heere van Zuylichem onder Voorburgh. Graven-Hague: by Adrian Vlacq, 1653.

22. Adams, Ann Jensen. Public Faces and Private Identities in Seventeenth-Century Holland: Portraiture and the Production of Community. New York: Cambridge University Press, 2009.

23. Махов, Александр. “Изобретение многозначности: Средневековая теория смыслов как этап в истории поэтики”. Литературоведческий журнал, no. 23 (2008): 3–31.

24. Данилова, Ирина. Проблема жанров в европейской живописи: Человек и вещь. Портрет и натюрморт. М.: РГГУ, 1998.

25. Hofstede de Groot, Cornelis. A catalogue raisonné of the works of the most eminent Dutch painters of the seventeenth century based on the work of John Smith. Transl. and ed. by Edward Hawke. London: Macmillan, 1908.

26. Adams, Ann Jensen. “The Three-Quarter Length Life-Sized Portrait in 17th-century Holland: The Ideological Function of ‘Tranquillitas’”. In Looking at Seventeenth century Dutch art. Realism considered, ed. by Waine Franits, 158–238. New York: Cambridge University Press, 1997.

27. Йонг, Эрик де. “‘Paradis Batavus’: Петр Великий и нидерландская садово-парковая архитектура”. В сб. Петр I и Голландия, под ред. Натальи Копаневой, Р. Кистемакера, А. Офербека, 286–304. СПб.: Европейский дом, 1997.

28. Jacques, David, and Jan van der Horst Arend. Gardens of William and Mary. London: Christopher Helm, 1988.

29. Корндорф, Анна. “Фантом и ремесло. Театральная сценография Нового времени: от законов архитектуры к принципам живописи”. Искусствознание, no. 1–2 (2016): 378–425.

30. Comenius, Johann Amos. Pansophiae prodromus. Lugdunum: [s. n.], 1644.

31. Соколова, Ирина. Голландская живопись XVII–XVIII веков. Каталог коллекции. 5 томов. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2023, т. 3.

32. Becker, Jochen. “‘Dieses Emblematische Stück Stellet Die Erziehung Der Jugend Vor’: Zu Adriaen van Der Werff. München, Alte Pinakothek, Inv. Nr. 250”. Oud Holland 90, no. 2 (1976): 77–107.

33. Jong, Erik de. Natuur en kunst. Nederlandse tuin- en landschapsarchitectuur 1650–1740. Amsterdam: Thoth, 1993.

34. Chartier, Roger. Cultural History: Between Practices and Representations. Transl. by Lydia Cochrane. New York: Cornell University Press, 1988.

35. Кастильоне, Бальдассаре. “Придворный”. В сб. Сочинения великих итальянцев XVI века, под ред. Лидии Брагиной, 141–248. СПб.: Алетейя, 2002.

36. Bacon, Francis. Of the proficience and advancement of learning, divine and human. London: Printed by J. M’Creery for T. Payne, 1808.

37. Vossius, Gherhardus Johannes. De artium et scientarum natura. Amsterdam: [s. n.], 1696.

38. Weststeijn, Arthur. “The Making of an oeuvre”. In Commercial Republicanism in the Dutch Golden Age: The Political Thought of Johan & Pieter de La Court, 25–68. Leiden: Brill, 2012. https://doi.org/10.26530/OAPEN_402003

39. Кеведо, Франциско де. Испанский Парнас, двуглавая гора, обитель девяти кастильских муз. Ред. Иван Лихачев и Александра Косс. Л.: Худож. лит., 1980.

40. Сенека, Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию. Пер. Сергея Ошерова. Отв. ред. Михаил Гаспаров. М.: Наука, 1977.

41. Gerhardt, Robert. “The Van Musscher Family of Artists”. Oud Holland 120, no. 1/2 (2007): 107–29.

42. Алперс, Светлана. Искусство описания. Голландская живопись в XVII в. Пер. Ильи Доронченкова. М.: V-A-C Press, 2022.

43. Brusati, Celeste. “Stilled Lives: Self-Portraiture and Self-Reflection in Seventeenth-Century Netherlandish Still-Life Painting”. Simiolus: Netherlands Quarterly for the History of Art 20, no. 2/3 (1990): 168–82.

44. Хауреги, Хуан де. “Диалог природы, живописи и скульптуры, в коем оспариваются и определяются достоинства двух искусств”. В изд. Европейская поэзия XVII века, сост. И. Бочкарева, 410–3. М.: Художественная лит., 1977.

References

1. Boileau, Nicolas. L’art poétique. Rus. ed. Transl. by El’ga Linetskaia. Moscow: Gosudarstvennoie izdatel’stvo khudoghestvennoi literatury Publ., 1957. (In Russian)

2. Franits, Wayne. “Young Women Preferred White to Brown: Some Remarks on Nicolaes Maes and the Cultural Context of Late Seventeenth-Century Dutch Portraiture”. Nederlands Kunsthistorisch Jaarboek (NKJ) / Netherlands Yearbook for History of Art, no. 46 (1995): 394–415.

3. Tilkes, Ol’ga. History of the Rembrandt Country. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2018. (In Russian)

4. Grasián, Baltasar. Oráculo Manual y Arte de Prudencia. Rus. ed. Comp. by Evgeniia Lysenko and Leonid Pinskii. Moscow: Nauka Publ., 1984. (In Russian)

5. Barthes, Roland. Selected works: Semiotics. Poetics. Moscow: Progress Publ., 1994. (In Russian)

6. Greenblatt, Stephen. Renaissance Self-Fashioning. From More to Shakespeare. Chicago: University of Chicago Press, 2005.

7. Žakula, Tijana. “Special edition: Reforming Dutch Art: Gerard de Lairesse on Beauty, Morals and Class”. Simiolus: Netherlands Quarterly for the History of Art, no. 37, (2013): 3–142.

8. Lairesse, Gérard de. Groot schilderboek. Amsterdam: by Willem de Coup en Petrus Schenk, 1707.

9. Jongh, Eddy de. “Bol Vincit Amorem”. Simiolus: Netherlands Quarterly for the History of Art 12, no. 2/3 (1981): 147–61. https://doi.org/10.2307/3780598

10. Carroll, Margaret Deutsch. “Rembrandt’s ‘Aristotle’: Exemplary Beholder”. Artibus et Historiae 5, no. 10 (1984): 35–56. https://doi.org/10.2307/1483193

11. Hecht, Peter. “Art Beats Nature, and Painting Does so Best of All: The Paragone Competition in Duquesnoy, Dou and Schalcken”. Simiolus: Netherlands Quarterly for the History of Art 29, no. 3/4 (2002): 184–201. https://doi.org/10.2307/3780934

12. Schloss, Christine. “The Early Italianate Genre Paintings by Jan Weenix (ca. 1642–1719)”. Oud Holland 97, no. 2 (1983): 69–97.

13. Scholten, Frits. “The Larson Family of Statuary Founders: Seventeenth-Century Reproductive Sculpture for Gardens and Painters’ Studios”. Simiolus: Netherlands Quarterly for the History of Art 31, no. 1/2 (2004): 54–89.

14. Bruyn, Josua, and Jan Ameling Emmens. “De zonnebloem als embleem in een schilderijlijst”. Bulletin van het Rijksmuseum, no. 4 (1956): 3–9.

15. Haverkamp-Begemann, Egbert. Art and Autoradiography: Insights into the Genesis of Paintings by Rembrandt, Van Dyck, and Vermeer. New York: Metropolitan Museum of Art, 1982.

16. Golovin, Viktor. Italian Renaissance Sculpture and Painting. Moscow: Moscow State University Publ., 1985. (In Russian)

17. Tromp, Heimerick. Elswout te Overveen. Bijdragen tot het bronnenonderzoek naar de ontwikkeling van Nederlandse Historische tuinen, parken en buitenplaatsen. Zeist: Rijksdienst voor de Monumentenzorg, 1983.

18. Baker, Malkolm. “Public Images for Private Spaces? The Place of Sculpture in the Georgian Domestic Interior”. Journal of Design History 20, no. 4 (2007): 309–23.

19. Habermas, Jürgen. Strukturwandel der Öffentlichkeit: Untersuchungen zu einer Kategorie der bürgerlichen Gesellschaft. Moscow: Ves’ Mir Publ., 2016. (In Russian)

20. Nekliudova, Mariia. The Art of Privacy. The Age of Louis XIV. Moscow: Ob’edinennoe gumanitarnoe izdatel’stvo Publ., 2008. (In Russian)

21. Huygens, Constantijn. Vitaulium. Hofwyck. Hofstede vanden Heere van Zuylichem onder Voorburgh. Graven-Hague: by Adrian Vlacq, 1653.

22. Adams, Ann Jensen. Public Faces and Private Identities in Seventeenth-Century Holland: Portraiture and the Production of Community. New York: Cambridge University Press, 2009.

23. Makhov, Aleksandr. “Invention of polysemy: Medieval theory of meanings as a stage in the history of poetics”. Literaturovedcheskii zhurnal, no. 23 (2008): 3–31. (In Russian)

24. Danilova, Irina. The problem of genres in European painting: Human and Thing. Portrait and Still Life. Moscow: Rossiiskii gosudarstvennyi gumanitarnyi universitet Publ., 1998. (In Russian)

25. Hofstede de Groot, Cornelis. A catalogue raisonné of the works of the most eminent Dutch painters of the seventeenth century based on the work of John Smith. Transl. and ed. by Edward Hawke. London: Macmillan, 1908.

26. Adams, Ann Jensen. “The Three-Quarter Length Life-Sized Portrait in 17th-century Holland: The Ideological Function of ‘Tranquillitas’”. In Looking at Seventeenth century Dutch art. Realism considered, ed. by Waine Franits, 158–238. New York: Cambridge University Press, 1997.

27. Jong, Jerik de. “‘Paradis Batavus’: Peter the Great and Dutch garden architecture”. In Petr I i Gollandiia, eds Natal’ia Kopaneva, R. Kistemaker, A. Oferbek, 286–304. St. Petersburg: Evropeiskii dom Publ., 1997. (In Russian)

28. Jacques, David, and Jan van der Horst Arend. Gardens of William and Mary. London: Christopher Helm, 1988.

29. Korndorf, Anna. “Phantom and craft. Theatrical scenography of the New Age: From the truth of architecture to the richness of painting”. Iskusstvoznanie, no. 1–2 (2016): 378–425. (In Russian)

30. Comenius, Johann Amos. Pansophiae prodromus. Lugdunum: [s. n.], 1644.

31. Sokolova, Irina. The Dutch painting of the 17th and 18th Centuries. Catalogue of the Collection. 5 vols. St. Petersburg: Izdatel’stvo Gosudarstvennogo Ermitazha Publ., 2023, vol. 3. (In Russian)

32. Becker, Jochen. “‘Dieses Emblematische Stück Stellet Die Erziehung Der Jugend Vor’: Zu Adriaen van Der Werff. München, Alte Pinakothek, Inv. Nr. 250”. Oud Holland 90, no. 2 (1976): 77–107.

33. Jong, Jerik de. Natuur en kunst. Nederlandse tuin- en landschapsarchitectuur 1650–1740. Amsterdam: Thoth, 1993.

34. Chartier, Roger. Cultural History: Between Practices and Representations. Transl. by Lydia Cochrane. New York: Cornell University Press, 1988.

35. Castiglione, Baldassare. “The Courtier”. In Sochineniia velikikh ital’iantsev XVI veka, ed. by Lidiia Bragina, 141–248. St. Petersburg: Aleteiia Publ., 2002. (In Russian)

36. Bacon, Francis. Of the proficience and advancement of learning, divine and human. London: Printed by J. M’Creery for T. Payne, 1808.

37. Vossius, Gherhardus Johannes. De artium et scientarum natura. Amsterdam: [s. n.], 1696.

38. Weststeijn, Arthur. “The Making of an oeuvre”. In Commercial Republicanism in the Dutch Golden Age: The Political Thought of Johan & Pieter de La Court, 25–68. Leiden: Brill, 2012. https://doi.org/10.26530/OAPEN_402003

39. Quevedo de, Francisco. El Parnasso Español: monte en dos cumbres dividido, con las nueve musas castellanas. Rus. ed. Eds Ivan Lihachev and Aleksandr Koss. Leningrad: Khudozhestvennaia literatura Publ., 1980. (In Russian)

40. Seneka, Lutsii Annei. Moral Letters to Lucilius. Rus. ed. Transl. by. Sergei Osherov. Executive ed. by Mikhail Gasparov. Moscow: Nauka Publ., 1977. (In Russian)

41. Gerhardt, Robert. “The Van Musscher Family of Artists”. Oud Holland 120, no. 1/2 (2007): 107–29.

42. Alpers, Svetlana. The Art of Describing. Dutch Art in the Seventeenth Century. Rus. ed. Transl. by Il’ia Doronchenkov. Мoscow: V-A-C Press, 2022. (In Russian)

43. Brusati, Celeste. “Stilled Lives: Self-Portraiture and Self-Reflection in Seventeenth-Century Netherlandish Still-Life Painting”. Simiolus: Netherlands Quarterly for the History of Art 20, no. 2/3 (1990): 168–82.

44. Khauregi, Khuan de. “A dialogue between nature, painting and sculpture in which the merits of the two arts are challenged and defined”. In Evropeiskaia poeziia XVII veka, comp. by I. Bochkareva, 410–3. Moscow: Khudozhestvennaya literatura Publ., 1977. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

28.11.2024

Как цитировать

Подшивалова, П. И. (2024). Скульптурные образы в голландском портрете второй половины XVII в. Проблемы интерпретации. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 14(4), 683–707. https://doi.org/10.21638/spbu15.2024.404

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство