«Долой самодержавие!» — воскликнул Иоганн Себастьян Бах

Авторы

  • Анатолий Павлович Милка Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербургский государственный университет https://orcid.org/0000-0001-5351-0117

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2024.401

Аннотация

В течение многих лет в баховедении бытует мнение о том, что на приеме у прусского короля Фридриха II «Великого» Иоганн Себастьян Бах, получив повеление сымпровизировать шестиголосную фугу на тему монарха, публично отказался от задания, избрав для этого другую тему. В статье подвергаются сомнению ряд действий И. С. Баха на приеме у короля (в частности, его обращение к монарху с просьбой дать тему для импровизации, а также объяснение, почему тема, предложенная Фридрихом II, не годится для шестиголосной фуги), которые приписываются ему авторами научных работ якобы с опорой на документальные источники. На их основе в научной литературе делается сомнительный вывод о замене Бахом королевской темы на неизвестную другую. При этом неизвестной остается не только сама тема, но и ее автор. Однако существует значительное число фактов, заставляющих поставить под вопрос многие детали этого сюжета, а вместе с ними и его достоверность. Изучение подробностей контекста происходящих событий в условиях двора Фридриха II и сопоставление их с Некрологом и газетными публикациями того времени позволило сделать вывод о том, что импровизацию шестиголосной фуги на королевскую тему Бах выполнил без какого-либо на то указания с чьей-либо стороны. Что же касается «замены» одной темы другой, то, как показывает анализ обстоятельств, подобного факта в потсдамских событиях 7 и 8 мая 1747 г., вероятнее всего, не было.

Ключевые слова:

И. С. Бах, импровизация, шестиголосная фуга, Thema Regium, замена темы, Фридрих II «Великий», Потсдам, Некролог

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Agricola, J. F., C. P. E. Bach, L. Chr. Mizler, G. Venzky. “Der dritte und letzte ist der im Orgelspielen weltberühmte HochEdle Herr Johann Sebastian Bach, Königlich-Polnischer und Churfürstlich Sächsischer Hofcompositeur, und Musikdirector in Leipzig”. In Musikalische Bibliothek…, hrsg. von Lorenz Mizler, 158–76. Leipzig: Mizlerischen Bücher-Verlag, [1754], Bd. 4, Theil. 1.

2. Marshall, Robert. “Father and Sons: Confronting a Uniquely Daunting Paternal Legacy”. In Bach Perspectives 11: J. S. Bach and His Sons, ed. by Mary Oleskiewicz, 1–23. Urbana; Chicago; Springfield: University of Illinois Press, 2017.

3. Милка, Анатолий. «Искусство фуги» И. С. Баха: к реконструкции и интерпретации. СПб.: Композитор·Санкт-Петербург, 2009.

4. Шульце, Ханс-Йоахим, сост. Документы жизни и деятельности Иоганна Себастьяна Баха. Пер. с нем. Валерия Ерохина. М.: Музыка, 1980.

5. Шульце, Ханс-Йоахим, сост. Иоганн Себастьян Бах. Жизнь и творчество: собрание документов. Пер., сост. прим. и указателей Валерия Ерохина. СПб.: Издательство имени Н. И. Новикова; Издательский дом «Галина скрипсит», 2009.

6. Сапонов, Михаил. “Любекский пробел в биографии И. С. Баха: предпосылки и последствия”. Старинная музыка, no. 2/88 (2020): 1–14.

7. Милка, Анатолий. “10 строк К. Ф. Э. Баха из Некролога”. В сб. Текст художественный: Смысл и структура, под ред. Екатерины Окуневой, Ирины Копосовой и Натальи Хилько, 196–206. Петрозаводск: VPPrint, 2021.

8. Милка, Анатолий. “К последствиям перевода Hierauf в одном из текстов К. Ф. Э. Баха”. Исследования языка и современное гуманитарное знание: [в печати].

9. Forkel, Johann Nikolaus. Ueber Johann Sebastian Bachs Leben, Kunst und Kunstwerke. Für patriotische Verehrer echter musikalischer Kunst. Leipzig: bey Hoffmeister und Kühnel (Bureau de Musique), 1802.

10. David, Hans, Artur Mendel, and Christoph Wolff, ed. The New Bach Reader: A Life of Johann Sebastian Bach in Letters and Documents. New York; London: W. W. Norton & Company, 1998.

11. Bach-Archiv Leipzig. Dokumente zum Nachwirken Johann Sebastian Bachs: 1750–1800. Vorgelegt und erläutert von Werner Neumann und Hans-Joachim Schulze. Kassel; Leipzig (u. a.): Bärenreiter; VEB Deutsche Verlag für Musik, 1972. (Bach-Dokumente, Bd. 3).

12. Форкель, Иоганн Николаус. О жизни, искусстве и о произведениях Иоганна Себастьяна Баха. Пер. с нем. Валерия Ерохина, коммент. и послесл. Николая Копчевского. М.: Музыка, 1987.

13. Spitta, Philipp. Johann Sebastian Bach. 2 Bd. Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1880, Bd. 2.

14. Schweitzer, Albert. J. S. Bach. Vorrede von Charles Marie Widor. Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1908.

15. David, Hans. J. S. Bach’s Musical Offering: History, Interpretation, Analysis. New York: G. Schirmer, Inc., 1945.

16. Wolff, Christoph, Hrsg. Johann Sebastian Bach. Neue Ausgabe Sämtliche Werke. Serie VIII, Band I. Kassel (u. a.): Bärenreiter, 1976.

17. Eidam, Klaus. Das wahre Leben des Johann Sebastian Bach. München; Zürich: Piper Verlag, 1999.

18. Boyd, Malcolm. Bach. New York: Oxford University Press, 2000.

19. Wolff, Christoph. Johann Sebastian Bach: The Learned Musician. Oxford; New York: Oxford University Press, 2000.

20. Geck, Martin. Bach: Leben und Werk. Reinbek bei Hamburg: Rowohlt Verlag, 2000.

21. Williams, Peter. J. S. Bach: A Life in Music. Cambridge, etc.: Cambridge University Press, 2007.

22. Sheveloff, Joel. J. S. Bach’s Musical Offering: An Eighteenth-Century Conundrum. Lewiston; Queenston; Lampeter: Edwin Mellen Press, 2013.

23. Williams, Peter. Bach: A Musical Biography. Cambridge, etc.: Cambridge University Press, 2016.

24. Wolff, Christoph. Bach’s Musical Universe: The Composer and His Work. New York: W. W. Norton & Company, 2020.

25. David, Hans. “Bach’s ‘Musical Offering’”. The Musical Quarterly 23, no. 3 (1937): 314–32.

26. Bach-Archiv Leipzig. Fremdschriftliche und Gedruckte Dokumente zur Lebensgeschichte Johann Sebastian Bachs. 1685–1750: Kritische Gesamtausgabe. Vorgelegt und erläutert von Werner Neumann und Hans-Joachim Schulze. Kassel; Leipzig (u. a.): Bärenreiter; VEB Deutsche Verlag für Musik, 1969. (Bach-Dokumente, Bd. 2).

References

1. Agricola, J. F., C. P. E. Bach, L. Chr. Mizler, G. Venzky. “Der dritte und letzte ist der im Orgelspielen weltberühmte HochEdle Herr Johann Sebastian Bach, Königlich-Polnischer und Churfürstlich Sächsischer Hofcompositeur, und Musikdirector in Leipzig”. In Musikalische Bibliothek…, hrsg. von Lorenz Mizler, 158–76. Leipzig: Mizlerischen Bücher-Verlag, [1754], Bd. 4, Theil 1.

2. Marshall, Robert. “Father and Sons: Confronting a Uniquely Daunting Paternal Legacy”. In Bach Perspectives 11: J. S. Bach and His Sons, ed. by Mary Oleskiewicz, 1–23. Urbana; Chicago; Springfield: University of Illinois Press, 2017.

3. Milka, Anatoly. Bach’s ‘The Aht of Fugue’: to the Reconstruction and Interpretation. St. Petersburg: Kompozitor·Sankt-Peterburg Publ., 2009. (In Russian)

4. Schulze, Hans-Joachim, compl. Dokumente zum Nachwirken Johann Sebastian Bachs. Rus. ed. Transl. by Valerii Erokhin. Moscow: Muzyka Publ., 1980. (In Russian)

5. Schulze, Hans-Joachim, Hrsg. Dokumente zum Nachwirken Johann Sebastian Bachs. Rus. ed. Transl., comp. by Valerii Erokhin. St. Petersburg: Izdatel’stvo imeni N. I. Novikova Publ.; Izdatel’skii dom “Galina skripsit” Publ., 2009. (In Russian)

6. Saponov, Mikhail. “The Lubeck lacuna in Johann Sebastian Bach’s biography: Background and implication”. Starinnaia muzyka, no. 2/88 (2020): 1–14. (In Russian)

7. Milka, Anatoly. “C. P. E. Bach’s 10 Lines from the Obituary”. In Tekst khudozhestvennyi: Smysl i struktura, eds Ekaterina Okuneva, Irina Koposova, and Natal’ia Khil’ko, 196–206. Petrozavodsk: VPPrint Publ., 2021. (In Russian)

8. Milka, Anatoly. “On the consequences of the Hierauf translation in one of С. P. E. Bach’s texts”. Issledovaniia iazyka i sovremennoe gumanitarnoe znanie: [in print]. (In Russian)

9. Forkel, Johann Nikolaus. Ueber Johann Sebastian Bachs Leben, Kunst und Kunstwerke. Für patriotische Verehrer echter musikalischer Kunst. Leipzig: bey Hoffmeister und Kühnel (Bureau de Musique), 1802.

10. David, Hans, Artur Mendel, and Christoph Wolff, ed. The New Bach Reader: A Life of Johann Sebastian Bach in Letters and Documents. New York; London: W. W. Norton & Company, 1998.

11. Bach-Archiv Leipzig. Dokumente zum Nachwirken Johann Sebastian Bachs: 1750–1800. Vorgelegt und erläutert von Werner Neumann und Hans-Joachim Schulze. Kassel; Leipzig (u. a.): Bärenreiter; VEB Deutsche Verlag für Musik, 1972. (Bach-Dokumente, Bd. 3).

12. Forkel, Johann Nikolaus. Ueber Johann Sebastian Bachs Leben, Kunst und Kunstwerke. Für patriotische Verehrer echter musikalischer Kunst. Rus. ed. Transl. by Valerii Erokhin, comment. and afterw. by Nikolai Kopchevskii. Moscow: Muzyka Publ., 1987. (In Russian)

13. Spitta, Philipp. Johann Sebastian Bach. 2 Bd. Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1880, Bd. 2.

14. Schweitzer, Albert. J. S. Bach. Vorrede von Charles Marie Widor. Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1908.

15. David, Hans. J. S. Bach’s Musical Offering: History, Interpretation, Analysis. New York: G. Schirmer, Inc., 1945.

16. Wolff, Christoph, Hrsg. Johann Sebastian Bach. Neue Ausgabe Sämtliche Werke. Serie VIII, Band I. Kassel (u. a.): Bärenreiter, 1976.

17. Eidam, Klaus. Das wahre Leben des Johann Sebastian Bach. München; Zürich: Piper Verlag, 1999.

18. Boyd, Malcolm. Bach. New York: Oxford University Press, 2000.

19. Wolff, Christoph. Johann Sebastian Bach: The Learned Musician. Oxford; New York: Oxford University Press, 2000.

20. Geck, Martin. Bach: Leben und Werk. Reinbek bei Hamburg: Rowohlt Verlag, 2000.

21. Williams, Peter. J. S. Bach: A Life in Music. Cambridge, etc.: Cambridge University Press, 2007.

22. Sheveloff, Joel. J. S. Bach’s Musical Offering: An Eighteenth-Century Conundrum. Lewiston; Queenston; Lampeter: Edwin Mellen Press, 2013.

23. Williams, Peter. Bach: A Musical Biography. Cambridge, etc.: Cambridge University Press, 2016.

24. Wolff, Christoph. Bach’s Musical Universe: The Composer and His Work. New York: W. W. Norton & Company. 2020.

25. David, Hans. “Bach’s ‘Musical Offering’”. The Musical Quarterly 23, no. 3 (1937): 314–32.

26. Bach-Archiv Leipzig. Fremdschriftliche und Gedruckte Dokumente zur Lebensgeschichte Johann Sebastian Bachs. 1685–1750: Kritische Gesamtausgabe. Vorgelegt und erläutert von Werner Neumann und Hans-Joachim Schulze. Kassel; Leipzig (u. a.): Bärenreiter; VEB Deutsche Verlag für Musik, 1969. (Bach-Dokumente, Bd. 2).

Загрузки

Опубликован

28.11.2024

Как цитировать

Милка, А. П. (2024). «Долой самодержавие!» — воскликнул Иоганн Себастьян Бах. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 14(4), 638–648. https://doi.org/10.21638/spbu15.2024.401

Выпуск

Раздел

Музыка