Социально-политический плакат эпохи перестройки: карнавально-утопическое в коммуникативном пространстве «поздней советской цивилизации»

Авторы

  • Оксана Андреевна Ващук Санкт-Петербургский государственный университет

Аннотация

Авторский социально-политический плакат 1986–1991 гг. исследуется в аспекте аксиологического дискурса и категорий смеховой культуры, трактуемой в терминах М. М. Бахтина. Независимый авторский плакат эпохи перестройки рассматривается как свидетельство коррозии советского социокультурного ландшафта, отражение интеллектуальных поисков периода «надлома империи», как фиксация «токов» общественного метаболизма. Автор интерпретирует образы и приемы, с помощью которых плакатисты развенчивали мифологизированный нарратив «великой утопии», демонстрируя зачастую в карнавально-травестийном ключе идеологемы официальной культуры «застоя». При этом автор заключает, что художник в России всегда сохраняет определенную меру идеально-утопического восприятия реальности, которая позволяет ему не порывать окончательно с парадизным метанарративом даже в сложных условиях исторических перемен.

Ключевые слова:

графический дизайн, социально-политический плакат, авторский плакат, советская графика, карнавально-утопическое мышление, коммуникация, перестройка, аксиологический дискурс

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Оксана Андреевна Ващук, Санкт-Петербургский государственный университет

кандидат искусствоведения, доцент кафедры дизайна факультета искусств

Библиографические ссылки

Литература

1. Ляхов В. Н. Советский рекламный плакат и рекламная графика. 1933–1973. М.: Советский художник, 1977. 183 с.

2. Тупицына М. Критическое оптическое. Статьи о современном русском искусстве. М.: Изд. фирма «Ad Marginem» [Б. г. (1997)]. 222 с. (Коллекция passe-partout).

3. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990. 541 с.

4. Даркевич В. П. Народная культура Средневековья: пародия в литературе и искусстве IX–XVI вв. М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2004. 328 с.

5. Плакат. 1967–2007. Антология Ленинградского — Санкт-Петербургского плаката / авт.-сост. В. В. Жуков. СПб.: СПб. Союз художников; Типогр. «Дитон», 2010. 432 с.

6. Вашик К. Реальность утопии: искусство русского плаката ХХ века / Клаус Вашик, Нина Бабурина; [пер. с нем. Кирилл Левинсон]. М.: Прогресс-Традиция, 2004. 415 с.

7. Гройс Б. Искусство утопии. М.: Художественный журнал: Прагматика культуры, 2003. 319 с. (Modus pensandi).

References

1. Liakhov V. N. Sovetskii reklamnyi plakat i reklamnaia grafika. 1933–1973. M.: Sovetskii khudozhnik, 1977. 183 p.

2. Tupitsyna M. Kriticheskoe opticheskoe. Stat'i o sovremennom russkom iskusstve. M.: Izd. firma «Ad Marginem» [B. g. (1997)]. 222 p. (Kollektsiia passe-partout).

3. Bakhtin M. M. Tvorchestvo Fransua Rable i narodnaia kul'tura srednevekov'ia i Renessansa. M.: Khudozhestvennaia literatura, 1990. 541 p.

4. Darkevich V. P. Narodnaia kul'tura Srednevekov'ia: parodiia v literature i iskusstve IX–XVI vv. M.: OOO «ITI TEKhNOLOGII», 2004. 328 p.

5. Plakat. 1967–2007. Antologiia Leningradskogo — Sankt-Peterburgskogo plakata, avt.-sost. V. V. Zhukov. SPb.: SPb. Soiuz khudozhnikov; Tipogr. «Diton», 2010. 432 p.

6. Vashik K. Real'nost' utopii: iskusstvo russkogo plakata XX veka, Klaus Vashik, Nina Baburina; [per. s nem. Kirill Levinson]. M.: Progress-Traditsiia, 2004. 415 p

7. Grois B. Iskusstvo utopii. M.: Khudozhestvennyi zhurnal: Pragmatika kul'tury, 2003. 319 p. (Modus pensandi).

Загрузки

Опубликован

27.05.2013

Как цитировать

Ващук, О. А. (2013). Социально-политический плакат эпохи перестройки: карнавально-утопическое в коммуникативном пространстве «поздней советской цивилизации». Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 3(2), 232–240. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/2375

Выпуск

Раздел

Дизайн

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)