Паблик-арт: страницы истории. Поиски архитектурно-художественного синтеза в британском искусстве второй половины XX века

Авторы

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы, связанные с размещением британской скульптуры второй половины XX в. в общественном пространстве. В контексте использования скульптуры в урбанистическом организме сделан вывод о том, что примеры этой тенденции в целом продолжают старую традицию городской монументальной скульптуры. В 1960-е годы тенденция внедрения современной пластики в градостроительную среду достигла апогея, и именно тогда выявилось отсутствие возможности возникновения новой «общественной скульптуры», адекватной по масштабу и значению факту своего расположения, в обществе, где нет очевидного диктата государственной или религиозной идеи. В то же время, английская городская скульптура в отличие от помпезного американского варианта (плаза-арта) оказалась ближе к индивидуальному пространству человека. Сформировавшийся образ городского пространства — художественной галереи представляет собой очевидное достижение в этой области. Создававшаяся в эти годы скульптура в большинстве случаев не несла в себе архитектонической функции, необходимой при включении в архитектурную среду. Однако в 1970-е годы начал происходить процесс, существенно отличавшийся от той системы синтеза, к которой стремились мастера старшего поколения. С этого времени изменяется само понятие скульптуры, обогащается вариативность ее формы, и одной из новых модификаций скульптуры становится скульптура-архитектура, когда скульптура сама принимает архитектурные формы. Что касается поисков органичного включения скульптуры в пространственную среду, то для Британии второй половины XX в. наиболее плодотворным вариантом решения данной проблемы оказались не попытки синтеза с городской средой, а синтез скульптуры и природного пространства.

Ключевые слова:

паблик-арт, городская скульптура, современная скульптура, британская скульптура, английская скульптура, монументальная скульптура, Генри Мур, Барбара Хепворт, Джекоб Эпстайн, Джоффри Кларк

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Александр Олегович Котломанов, Санкт-Петербургский государственный университет

кандидат искусствоведения, доцент кафедры реставрации факультета искусств

Библиографические ссылки

Литература

1. Краусс Р. Скульптура в расширенном поле // Краусс Р. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы / [пер. с англ. А. Матвеевой, К. Кистяковской, А. Обуховой]. М.: Художественный журнал, 2003. С. 272–288.

2. Read H. E. The art of sculpture. London: Faber and Faber, 1956. 152 p.

3. Giedion-Welcker C. Contemporary sculpture: an evolution in volume and space. London: Faber and Faber, 1963. 400 p.

4. Causey A. Sculpture since 1945. Oxford; New York: Oxford University Press, 1988. 304 p.

5. Котломанов А. О. Джейкоб Эпштейн и Анри Годье-Бржеска. У истоков современной английской скульптуры // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 15, Искусствоведение. 2011. Вып. 4. С. 106–114.

6. Garlake M. New art new world: British art in postwar society. New Haven; London: Yale University Press, 1998. 279 p.

7. Senie H. E. Contemporary public sculpture: tradition, transformation and controversy. New York; Oxford: Oxford university press, 1992. 276 p.

8. Gropius W. The theory and organization of the Bauhaus // Art in theory, 1900–1990: An anthology of changing ideas / ed. by Ch. Harrison and P. Wood. Oxford: Blackwell, 1999. P. 209–212.

9. Mellville R. Sculpture on the streets // The Architectural review. 1968. Vol. 143, No 853. P. 209–212.

References

1. Krauss R. Skul'ptura v rasshirennom pole. Krauss R. Podlinnost' avangarda i drugie modernistskie mify, [per. s angl. A. Matveevoi, K. Kistiakovskoi, A. Obukhovoi]. M.: Khudozhestvennyi zhurnal, 2003. p. 272–288.

2. Read H. E. The art of sculpture. London: Faber and Faber, 1956. 152 p.

3. Giedion-Welcker C. Contemporary sculpture: an evolution in volume and space. London: Faber and Faber, 1963. 400 p.

4. Causey A. Sculpture since 1945. Oxford; New York: Oxford University Press, 1988. 304 p.

5. Kotlomanov A. O. Dzheikob Epshtein i Anri God'e-Brzheska. U istokov sovremennoi angliiskoi skul'ptury, Vestn. S.-Peterb. un-ta. Ser. 15, Iskusstvovedenie. 2011. Vyp. 4. p. 106–114.

6. Garlake M. New art new world: British art in postwar society. New Haven; London: Yale University Press, 1998. 279 p.

7. Senie H. E. Contemporary public sculpture: tradition, transformation and controversy. New York; Oxford: Oxford university press, 1992. 276 p.

8. Gropius W. The theory and organization of the Bauhaus, Art in theory, 1900–1990: An anthology of changing ideas, ed. by Ch. Harrison and P. Wood. Oxford: Blackwell, 1999. P. 209–212.

9. Mellville R. Sculpture on the streets, The Architectural review. 1968. Vol. 143, No 853. P. 209–212.

Загрузки

Опубликован

02.12.2013

Как цитировать

Котломанов, А. О. (2013). Паблик-арт: страницы истории. Поиски архитектурно-художественного синтеза в британском искусстве второй половины XX века. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 3(4), 60–73. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/2456

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 3 4 > >>