Паблик-арт: страницы истории. Поиски архитектурно-художественного синтеза в британском искусстве второй половины XX века
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы, связанные с размещением британской скульптуры второй половины XX в. в общественном пространстве. В контексте использования скульптуры в урбанистическом организме сделан вывод о том, что примеры этой тенденции в целом продолжают старую традицию городской монументальной скульптуры. В 1960-е годы тенденция внедрения современной пластики в градостроительную среду достигла апогея, и именно тогда выявилось отсутствие возможности возникновения новой «общественной скульптуры», адекватной по масштабу и значению факту своего расположения, в обществе, где нет очевидного диктата государственной или религиозной идеи. В то же время, английская городская скульптура в отличие от помпезного американского варианта (плаза-арта) оказалась ближе к индивидуальному пространству человека. Сформировавшийся образ городского пространства — художественной галереи представляет собой очевидное достижение в этой области. Создававшаяся в эти годы скульптура в большинстве случаев не несла в себе архитектонической функции, необходимой при включении в архитектурную среду. Однако в 1970-е годы начал происходить процесс, существенно отличавшийся от той системы синтеза, к которой стремились мастера старшего поколения. С этого времени изменяется само понятие скульптуры, обогащается вариативность ее формы, и одной из новых модификаций скульптуры становится скульптура-архитектура, когда скульптура сама принимает архитектурные формы. Что касается поисков органичного включения скульптуры в пространственную среду, то для Британии второй половины XX в. наиболее плодотворным вариантом решения данной проблемы оказались не попытки синтеза с городской средой, а синтез скульптуры и природного пространства.
Ключевые слова:
паблик-арт, городская скульптура, современная скульптура, британская скульптура, английская скульптура, монументальная скульптура, Генри Мур, Барбара Хепворт, Джекоб Эпстайн, Джоффри Кларк
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.