Осмысление идеи элитности в контексте исторического развития отечественной системы дизайн-образования

Авторы

  • Нина Петровна Валькова Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная Академия имени А. Л. Штиглица

Аннотация

В статье исследованы этапы становления элитного образования отечественных дизайнеров. Работа основана на материалах XVIII–XXI вв. Под элитой дизайна автор понимает слой или группу специалистов, которые обладают специфическими личностными особенностями и профессиональными качествами, делающими их лучшими, «избранными» в профессиональной среде дизайнеров. В широкой трактовке данное понятие представляет наиболее активную и дееспособную часть дизайнеров, определяющую его развитие и процветание и которая задает в обществе образцы, высшие уровни профессиональной деятельности. Становление и развитие современных дизайнерских элит оценивается научной мыслью как сложный, противоречивый, в некотором смысле, болезненный, но в целом позитивный процесс, являющийся одним из необходимых условий дальнейшего развития профессии. Создание в обществе благоприятных условий для воспитания и деятельности профессиональной элиты дизайна выступает фактором ее собственной динамики. Отсюда, воспитание профессиональной элиты — это задача, стоящая перед всей ныне действующей системой непрерывного дизайнерского образования. В статье прослеживаются этапы становления отечественного элитного образования дизайнеров. Делается вывод о необходимости возрождения элитных школ дизайна.

Ключевые слова:

элитное образование, элита дизайна, элитное дизайн-образование, этапы становления

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Нина Петровна Валькова, Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная Академия имени А. Л. Штиглица

кандидат искусствоведения, профессор кафедры программного дизайна факультета дизайна

Библиографические ссылки

Литература

1. Бохеньский Ю. Краткий философский словарь предрассудков / пер. с польск. М.: Прогресс, 1993. 187 с.

2. Самарцева Е. Ю. Элитарное образование в России XIX — начала XX века (на материале Смоленской губернии): автореф. дис. … канд. пед. наук. Смоленск: Смоленский государственный университет, 2012. 23 с.

3. Гизе М. Э. Зарождение и развитие художественного конструирования в России XVIII — начала XX в.: реферат дис. в виде научного доклада … д-ра искусствоведения. М.: МГХПУ им. С. Г. Строганова, 1997. 64 с.

4. Строгановская школа композиции. М.: МГХПУ им. С. Г. Строганова, 2005. 351 с.

5. Гартвиг А. Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам, учрежденная в 1825 г. графом С. Г. Строгановым. М.: [Б. и.], 1901. 535 с.

6. Сидоренко В. Ф., Устинов А. Г. Московская школа дизайна. Опыт подготовки специалистов в МВХПУ (б. Строгановском): методические материалы. М.: ВНИИТЭ, 1991. 180 с.

7. Боровская Е. А. Санкт-Петербургская рисовальная школа для вольноприходящих учеников и ее роль в развитии русского искусства. Опыт историко-художественной реконструкции (1839–1917): автореф. дис. … д-ра искусствоведения. М.: НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств. 2012. 52 с.

8. Валькова Н. П. Хронотоп протодизайна Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица (часть 1) // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 15. 2011. Вып. 3. С. 50–57.

9. Валькова Н. П. Хронотоп протодизайна Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица (часть 2. Второй этап самоопределения школы) // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 15. 2012. Вып. 1. С. 155–166.

10. Кольцова Н. Вопросы художественно-промышленного образования в документальных источниках фонда отдела ИЗО Наркомпроса (1918–1920 гг.) // Художественно-конструкторское образование. Вып. 1. М.: ВНИИТЭ, 1969. С. 74–83.

11. Основы построения ВХУТЕМАСа как ВУЗа // ЦГАЛИ. Ф. 681. Оп.2. Ед.хр.65. Л. 203.

12. Бюллетень Главпрофобра. 1922. № 20.

13. Лаврентьев А. Н. История дизайна. М.: Гардарики, 2006. 303 с.

14. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 9 мая 1963 г. № 533 «О мерах по дальнейшему развитию высшего и среднего специального образования, улучшения подготовки и использования специалистов высшего и среднего звена» // Знамя коммунизма. 1963. 15 июня.

15. Лаврентьев А. Н. К истории подготовки дизайнеров в СССР // Проблемы развития дизайнерского образования (Труды ВНИИТЭ. Сер. Техническая эстетика. Вып. 49). М.: ВНИИТЭ, 1964. С. 24–33.

16. Валькова Н. П. Свой среди чужих, чужой среди своих // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер.15. 2012. Вып. 3. С. 196–209.

References

1. Bokhen'skii Iu. Kratkii filosofskii slovar' predrassudkov, per. s pol'sk. M.: Progress, 1993. 187 p.

2. Samartseva E. Iu. Elitarnoe obrazovanie v Rossii XIX — nachala XX veka (na materiale Smolenskoi gubernii): avtoref. dis. … kand. ped. nauk. Smolensk: Smolenskii gosudarstvennyi universitet, 2012. 23 p.

3. Gize M. E. Zarozhdenie i razvitie khudozhestvennogo konstruirovaniia v Rossii XVIII — nachala XX v.: referat dis. v vide nauchnogo doklada … d-ra iskusstvovedeniia. M.: MGKhPU im. S. G. Stroganova, 1997. 64 p.

4. Stroganovskaia shkola kompozitsii. M.: MGKhPU im. S. G. Stroganova, 2005. 351 p.

5. Gartvig A. Shkola risovaniia v otnoshenii k iskusstvam i remeslam, uchrezhdennaia v 1825 g. grafom S. G. Stroganovym. M.: [B. i.], 1901. 535 p.

6. Sidorenko V. F., Ustinov A. G. Moskovskaia shkola dizaina. Opyt podgotovki spetsialistov v MVKhPU (b. Stroganovskom): metodicheskie materialy. M.: VNIITE, 1991. 180 p.

7. Borovskaia E. A. Sankt-Peterburgskaia risoval'naia shkola dlia vol'noprikhodiashchikh uchenikov i ee rol' v razvitii russkogo iskusstva. Opyt istoriko-khudozhestvennoi rekonstruktsii (1839–1917): avtoref. dis. … d-ra iskusstvovedeniia. M.: NII teorii i istorii izobrazitel'nykh iskusstv Rossiiskoi akademii khudozhestv. 2012. 52 p.

8. Val'kova N. P. Khronotop protodizaina Sankt-Peterburgskoi gosudarstvennoi khudozhestvenno-promyshlennoi akademii im. A. L. Shtiglitsa (chast' 1), Vestn. S.-Peterb. un-ta. Ser. 15. 2011. Vyp. 3. p. 50–57.

9. Val'kova N. P. Khronotop protodizaina Sankt-Peterburgskoi gosudarstvennoi khudozhestvenno-promyshlennoi akademii im. A. L. Shtiglitsa (chast' 2. Vtoroi etap samoopredeleniia shkoly), Vestn. S.-Peterb. un-ta. Ser. 15. 2012. Vyp. 1. p. 155–166.

10. Kol'tsova N. Voprosy khudozhestvenno-promyshlennogo obrazovaniia v dokumental'nykh istochnikakh fonda otdela IZO Narkomprosa (1918–1920 gg.), Khudozhestvenno-konstruktorskoe obrazovanie. Vyp. 1. M.: VNIITE, 1969. p. 74–83.

11. Osnovy postroeniia VKhUTEMASa kak VUZa. TsGALI. F. 681. Op.2. Ed.khr.65. L. 203.

12. Biulleten' Glavprofobra. 1922. № 20.

13. Lavrent'ev A. N. Istoriia dizaina. M.: Gardariki, 2006. 303 p.

14. Postanovlenie TsK KPSS i Soveta Ministrov SSSR ot 9 maia 1963 g. № 533 «O merakh po dal'neishemu razvitiiu vysshego i srednego spetsial'nogo obrazovaniia, uluchsheniia podgotovki i ispol'zovaniia spetsialistov vysshego i srednego zvena», Znamia kommunizma. 1963. 15 iiunia.

15. Lavrent'ev A. N. K istorii podgotovki dizainerov v SSSR, Problemy razvitiia dizainerskogo obrazovaniia (Trudy VNIITE. Ser. Tekhnicheskaia estetika. Vyp. 49). M.: VNIITE, 1964. S. 24–33.

16. Val'kova N. P. Svoi sredi chuzhikh, chuzhoi sredi svoikh, Vestn. S.-Peterb. un-ta. Ser.15. 2012. Vyp. 3. S. 196–209.

Загрузки

Опубликован

02.12.2013

Как цитировать

Валькова, Н. П. (2013). Осмысление идеи элитности в контексте исторического развития отечественной системы дизайн-образования. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 3(4), 166–181. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/2463

Выпуск

Раздел

Дизайн

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)