Площадь как социополитический топос в творчестве Бодлера и Дега

Авторы

Аннотация

В статье показано, что Шарль Бодлер и Эдгар Дега в своем творчестве были исключительно восприимчивы к площади как особому типу городского пространства, которому свойственно активизировать гражданское сознание индивидов. Бодлер и Дега трактуют площадь как социо-политический топос. Но в отличие от картины Дега «Площадь Согласия» (которой в статье уделено особое внимание), мотивы площади, проскальзывающие в поэзии и эссеистике Бодлера, не превращаются в зеркало коллективного и исторического сознания эпохи. Иначе говоря, их не связать с понятием «место памяти (le lieu de mémoire)», которым Пьер Нора охарактеризовал места (будь это памятники, местности, события, тексты, идеи, явления), притягивающие к себе коллективную культурную память нации и выступающие достоянием не столько исторического прошлого, сколько исторического настоящего, точкой «управления прошлым в настоящем». А про картину Дега можно сказать, что она изображает площадь Согласия не только как социо-политический топос, но и как место памяти.

Ключевые слова:

Дега, Бодлер, площадь, площадь Согласия, социополитический топос, место памяти

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Мария Александровна Чернышева, Санкт-Петербургский государственный университет

кандидат искусствоведения, доцент кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств факультета свободных искусств и наук

Библиографические ссылки

Литература

1. Бодлер Ш. Цветы зла / пер. с фр. М.: Наука, 1970. 480 с.

2. Baudelaire. Oeuvres completes. Paris: Gallimard, 1954.

3. Бодлер Ш. Об искусстве / пер. с фр. М.: Искусство, 1986. 422 с.

4. Беньямин В. Шарль Бодлер в эпоху зрелого капитализма // Беньямин В. Маски времени. Эссе о культуре и литературе / пер. с нем. и фр. СПб.: Симпозиум, 2004. C. 47–234.

5. Гофман Э. Т. А. Крейслериана. Новеллы / пер. с нем. М.: Музыка, 1990. 400 с.

6. Agulhon M. Paris, la traversée d’Est en Ouest // Les lieux de mémoire. 4 tomes / Dir. P. Nora. Paris: Gallimard, 1997. P. 4589–4624.

7. Meller M. K. Degas’s ‘Place de la Concorde: Vicomte Lepic and His Daughters’ // The Burlington Magazine. Vol. 145. No. 1201 (apr.). 2003. P. 273–281.

8. Tartakowsky D. La construction sociale de l’espace politique: Les usages politiques de la place de la Concorde des années 1880 à nos jours // French Historical Studies. Vol. 27. No. 1 (winter). 2004. P. 145–173.

9. Dombrowski A. History, memory, and instantaneity in Edgar Degas’s Place de la Concorde // Art Bulletin. Vol. 93 (2). 2011. P. 195–219.

10. Clark T. J. The Painting of Modern Life. Paris in the Art of Manet and his Followers. Princeton: Princeton University Press, 1984.

11. Varnedoe K. A Fine Disregard: What Makes Modern Art Modern. New York: Abrams, 1990.

12. Костеневич А. Г. Эдгар Дега. Площадь Согласия. Заметки о картине. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2012. 152 с.

13. Boggs J. S. Portraits by Degas. Berkeley, Los Angeles: University of California Press, 1962.

14. Buchanan H. Edgar Degas and Ludovic Lepic: An Impressionist Friendship // Cleveland Studies in the History of Art. Vol. 2. 1997. P. 32–121.

15. Чернышева М. А. Историзм вне исторического жанра. Три примера из французской живописи 1870-х годов // Проблемы развития зарубежного искусства. Франция. Материалы научной конференции, посвященной памяти М. В. Доброклонского; под ред. Н. М. Леняшиной. СПб.: С.-Петербургский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, 2011. С. 142–149.

16. Нора П., Озуф М., де Пюимеж Ж., Винок М. Франция-память / пер. с фр. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1999. 328 с.

References

1. Bodler Sh. Tsvety zla, per. s fr. M.: Nauka, 1970. 480 p.

2. Baudelaire. Oeuvres completes. Paris: Gallimard, 1954.

3. Bodler Sh. Ob iskusstve, per. s fr. M.: Iskusstvo, 1986. 422 p.

4. Ben'iamin V. Sharl' Bodler v epokhu zrelogo kapitalizma. Ben'iamin V. Maski vremeni. Esse o kul'ture i literature, per. s nem. i fr. SPb.: Simpozium, 2004. p. 47–234.

5. Gofman E. T. A. Kreisleriana. Novelly, per. s nem. M.: Muzyka, 1990. 400 p.

6. Agulhon M. Paris, la traversée d’Est en Ouest, Les lieux de mémoire. 4 tomes / Dir. P. Nora. Paris: Gallimard, 1997. P. 4589–4624.

7. Meller M. K. Degas’s ‘Place de la Concorde: Vicomte Lepic and His Daughters’, The Burlington Magazine. Vol. 145. No. 1201 (apr.). 2003. P. 273–281.

8. Tartakowsky D. La construction sociale de l’espace politique: Les usages politiques de la place de la Concorde des années 1880 à nos jours, French Historical Studies. Vol. 27. No. 1 (winter). 2004. P. 145–173.

9. Dombrowski A. History, memory, and instantaneity in Edgar Degas’s Place de la Concorde, Art Bulletin. Vol. 93 (2). 2011. P. 195–219.

10. Clark T. J. The Painting of Modern Life. Paris in the Art of Manet and his Followers. Princeton: Princeton University Press, 1984.

11. Varnedoe K. A Fine Disregard: What Makes Modern Art Modern. New York: Abrams, 1990.

12. Kostenevich A. G. Edgar Dega. Ploshchad' Soglasiia. Zametki o kartine. SPb.: Izdatel'stvo Gosudarstvennogo Ermitazha, 2012. 152 s.

13. Boggs J. S. Portraits by Degas. Berkeley, Los Angeles: University of California Press, 1962.

14. Buchanan H. Edgar Degas and Ludovic Lepic: An Impressionist Friendship, Cleveland Studies in the History of Art. Vol. 2. 1997. P. 32–121.

15. Chernysheva M. A. Istorizm vne istoricheskogo zhanra. Tri primera iz frantsuzskoi zhivopisi 1870-kh godov, Problemy razvitiia zarubezhnogo iskusstva. Frantsiia. Materialy nauchnoi konferentsii, posviashchennoi pamiati M. V. Dobroklonskogo; pod red. N. M. Leniashinoi. SPb.: S.-Peterburgskii gosudarstvennyi institut zhivopisi, skul'ptury i arkhitektury im. I. E. Repina, 2011. p. 142–149.

16. Nora P., Ozuf M., de Piuimezh Zh., Vinok M. Frantsiia-pamiat', per. s fr. SPb.: Izdatel'stvo S.-Peterburgskogo universiteta, 1999. 328 p.

Загрузки

Опубликован

03.06.2014

Как цитировать

Чернышева, М. А. (2014). Площадь как социополитический топос в творчестве Бодлера и Дега. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 4(2), 197–207. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/4504

Выпуск

Раздел

Междисциплинарные исследования