Площадь как социополитический топос в творчестве Бодлера и Дега
Аннотация
В статье показано, что Шарль Бодлер и Эдгар Дега в своем творчестве были исключительно восприимчивы к площади как особому типу городского пространства, которому свойственно активизировать гражданское сознание индивидов. Бодлер и Дега трактуют площадь как социо-политический топос. Но в отличие от картины Дега «Площадь Согласия» (которой в статье уделено особое внимание), мотивы площади, проскальзывающие в поэзии и эссеистике Бодлера, не превращаются в зеркало коллективного и исторического сознания эпохи. Иначе говоря, их не связать с понятием «место памяти (le lieu de mémoire)», которым Пьер Нора охарактеризовал места (будь это памятники, местности, события, тексты, идеи, явления), притягивающие к себе коллективную культурную память нации и выступающие достоянием не столько исторического прошлого, сколько исторического настоящего, точкой «управления прошлым в настоящем». А про картину Дега можно сказать, что она изображает площадь Согласия не только как социо-политический топос, но и как место памяти.
Ключевые слова:
Дега, Бодлер, площадь, площадь Согласия, социополитический топос, место памяти
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.