Музыкально-теоретические проблемы изучения русского обиходного многоголосия

Авторы

  • Татьяна Алексеевна Старостина Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского https://orcid.org/0000-0002-5357-8696

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2019.103

Аннотация

Статья посвящена актуальным проблемам теоретического исследования звуковысотного строения современного обиходного многоголосия Русской православной церкви. Наиболее подробно рассматриваются вопросы модальной организации напевов разных ихосов, методы гармонизации уставных мелодий, особенности тональности в богослужебных песнопениях, характерные гармонические формулы обиходного многоголосия. Автор опирается на методы гармонического анализа, разработанные Ю. Н. Холоповым и его научной школой в Московской государственной консерватории. Также в статье привлекается аналитическая методика, которая используется представителями структурно-типологического направления. Кроме того, автором учитывается исполнительский аспект хорового пения, что характерно для современной этномузыкологии. В статье также применяется метод графического отображения иерархии тонов и созвучий в обиходных напевах. В работе последовательно  роанализирована модальная структура напевов стихир и тропарей всех восьми ихосов. Модальный анализ монодии позволяет увидеть формы воздействия модального фактора на итоговое строение тонального многоголосия. Тональность многоголосных напевов обладает своими особенностями: она имеет сравнительно слабый тонический центр и богата быстрыми сменами тональных опор. Кроме того, по мнению автора, обиходная фактура имеет явное полифоническое происхождение. Эти свойства сближают русское церковное многоголосие с явлениями западноевропейской музыкальной культуры. Затрагивается проблема формообразования в напевах обиходного многоголосия. Несмотря на ведущую роль словесного текста, обиходные песнопения нельзя безоговорочно отнести к роду тексто-музыкальных форм, в которых музыкальная структура опосредована вербальной. Внутри формы, построенной в целом по строчнóму принципу, обнаруживается различие в музыкальном облике начальных, срединных и заключительных строк напевов; наиболее явственно обозначены каденционные зоны, повторению подлежат преимущественно срединные строки. В этом ощущается подспудное действие общих логических закономерностей строения автономно музыкальной малой формы. Научная новизна статьи заключается в применении современных методов музыкально-теоретического анализа к русскому обиходному многоголосию и обосновании тезиса о русском обиходном пении как индивидуализированной ветви хоровой культуры христианского мира.

Ключевые слова:

модальная монодия, обиходная гармонизация, многоголосный напев, диаграмма, модальная функциональность, гармоническая формула, линеарная гармония

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Татьяна Алексеевна Старостина, Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского

кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории русской музыки историко-теоретического факультета

Библиографические ссылки

Литература

1. Беляев, Виктор. Древнерусская музыкальная письменность. Общ. ред. Сергея Аксюка. М.: Советский композитор, 1962.

2. Успенский, Николай. Древнерусское певческое искусство. М.: Музыка, 1965.

3. Успенский, Николай. Образцы древнерусского певческого искусства. 2-е изд. М.: Музыка, 1971.

4. Бражников, Максим. Древнерусская теория музыки. Л.: Искусство, 1972.

5. Кандинский, Алексей. “‘Всенощное бдение’ Рахманинова и русское искусство рубежа веков”. Советская музыка, no. 5 (1991): 4–9; no. 7 (1991): 91–7.

6. Протопопов, Владимир. Музыка русской литургии: проблема цикличности. М.: Композитор, 1999.

7. Гуляницкая, Наталья. Русское гармоническое пение. М.: РАМ им. Гнесиных, 1995.

8. Гуляницкая, Наталья. Поэтика музыкальной композиции. Теоретические проблемы русской духовной музыки XX века. М.: Языки славянской культуры, 2002.

9. Лебедева-Емелина, Антонина. Русская духовная музыка эпохи классицизма (1765–1825). М.: Прогресс-Традиция, 2004.

10. Плотникова, Наталья. Русская духовная музыка XIX — начала XX века: страницы истории. М., 2007.

11. Потемкина, Нора. “Проблемы изучения полного круга песнопений современного церковного обихода на примере московской традиции”. Дис. канд. иск. Российская академия музыки им. Гнесиных, 1999.

12. Давыдова, Екатерина. “Тамбовская церковно-певческая традиция конца XIX — начала XX в.” Дис. канд. иск. Российская академия музыки им. Гнесиных, 2005.

13. Гиливеря, Виктория. “Осмогласие как интонационная основа современного православного богослужения”. Дис. канд. иск. Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки, 2008.

14. Хватова, Светлана. “Православная певческая традиция на рубеже XX–XXI столетий”. Дис. д-ра иск. Ростовская государственная консерватория, 2012.

15. Наумов, Александр, и Марина Рахманова, сост. Русская духовная музыка в документах и материалах. 9 томов. Вступит. ст. и коммент. Марина Рахманова. М.: Языки славянской культуры, 2002, т. 3.

16. Заманская, Любовь, и Ольга Тартаковская, сост. Азбука осмогласия. 2 выпуска. М.: ПСТГУ, 2008, вып. 1.

17. Рахманова, Марина, ред.-сост. Князь Владимир Одоевский. Дневник. Переписка. Материалы. К 200-летию со дня рождения. Вступит. ст. и коммент. Ольга Кузина и Марина Рахманова, науч. ред. Маргарита Есипова. М.: Дека-ВС, 2005.

18. Смоленский, Степан. “Значение XVII века, его кантов и псальмов в области современного церковного пения так называемого ‘простого напева’”. Музыкальная старина, no. V–VI (1911): 47–81.

19. Кастальский, Александр. Практическое руководство к выразительному пению стихир при помощи различных гармонизаций. 1909. Репринт. М.: Московские православные регентские курсы, 2005.

20. Чайковский Петр. “Краткий учебник гармонии [1874]”. В кн. Чайковский, Петр. Полное собрание сочинений, подгот. Владимир Протопопов, 164–216. 16 томов. М.: Государственное музыкальное издательство, 1957, т. III-А.

21. Мясоедов, Андрей. Гармония. Учебник для регентов. М.: ПСТБИ, 2002.

22. Кустовский, Евгений, и Нора Потемкина. Пособие по освоению осмогласия современной московской традиции. 3-е изд. М.: Московские православные регентские курсы, 2014.

23. Абрамова, Анна. Толковое осмогласие употребительных роспевов Русской Православной Церкви. 8 тетрадей. М.: Московские православные регентские курсы, 2010–2015.

24. Четина, Ольга, сост. Азбука осмогласия. Тропари. Ирмосы. Учебное пособие. Ред. Любовь Заманская. М.: ПСТГУ, 2016, вып. 2.

25. Обиход нотного пения употребительных церковных роспевов. Части 1 и 2. 3-е изд. М.: Синодальная типография, 1909.

26. Фролов, Сергей. “Многороспевность как типологическое свойство древнерусского певческого искусства”. В кн. Проблемы русской музыкальной текстологии (по памятникам русской хоровой литературы XII–XVIII веков), отв. ред. Александр Белоненко, 12–47. Л.: ЛГК им. Н. А. Римского-Корсакова, 1983.

27. Шиндин, Борис. “Жанровая типология в певческом искусстве Древней Руси”. Журнал Общества теории музыки, no. 2 (2013): 134–41.

28. Киприан [Керн, Константин, архим.]. Литургика: гимнография и эортология. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 2002.

29. Перелешина, Вероника. “Древнерусские песнопения книги Обиход в литургическом контексте: типология и структура; на материале рукописей Антониево-Сийского монастыря”. Дис. канд. иск. Государственный институт искусствознания, 2008.

30. Холопов, Юрий. Гармония. Теоретический курс. СПб.; М.; Краснодар: Лань, 2003.

31. Денисов, Николай. Стрельниковский хор Костромской земли. Традиции старообрядческого церковного пения. М.: Прогресс-Традиция, 2005.

32. Маркевич, Сергий [протоиерей]. Осмогласие Киевского распева. История, современность, пути возрождения. Киев: Издательский отдел Украинской Православной Церкви, 2010.

33. Кудрявцев, Илья, ред. Собрания Д. В. Разумовского и В. Ф. Одоевского и архив Д. В. Разумовского. Описания. М.: ГБИЛ, 1960.

34. Главнейшие песнопения божественной литургии, молебного пения, панихиды и всенощного бдения, переложенные С. В. Смоленским для мужского хора. 3 выпуска. СПб.: Паровая скоропечатня П. О. Яблонского, 1893.

35. Кастальский, Александр. Обиход церковного пения Синодального хора. 2 части. 1915. Репринт, М.: Живоносный источник, 1998.

36. Старостина, Татьяна. “Об особенностях обиходной гармонии (на примере cтихирных напевов московской традиции)”. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 5: Вопросы истории и теории христианского искусства, no. 4/24 (2016): 135–65.

37. Старостина, Татьяна. “Утреня Великого Пятка архимандрита Матфея (Мормыля): творческое преломление принципов обиходной гармонизации”. В кн. Рыцарь регентского служения отец Матфей (Мормыль). Материалы. Воспоминания. Исследования, сост. Николай Денисов и Николай Филатов, 205–336. СПб.: Пушкинский Дом, 2017.

38. Старостина, Татьяна. “Об индивидуальном преломлении обиходной гармонизации в Утрени Великого Пятка архимандрита Матфея (Мормыля)”. Южно-Российский музыкальный альманах, no. 1/30 (2018): 10–8.

39. Зверева, Светлана. Александр Кастальский: идеи, творчество, судьба. М.: Вузовская книга, 1999.

40. Dahlhaus, Carl. “Untersuchungen über die Entstehung der harmonischenTonalität”. In Saarbrücker Studien zur Musikwissenschaft, begründet von Walter Wiora, fortgeführt von Werner Braun, Herbert Schneider und Rainer Kleinertz. 19 Bänden. Kassel: Bärenreiter, 1968, Bd 2.

41. Плотникова Наталья. Партесные гармонизации знаменного и греческого роспевов: на материале стихиры “Совет превечный” из Службы Благовещения Пресвятой Богородице. Исследование и публикация. М.: Композитор, 2005.

42. Лыжов, Григорий. “Теоретические проблемы мотетной композиции второй половины XVI века (на материале Magnumopusmusicum Орландо ди Лассо)”. Дис. канд. иск. Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 2003.

43. Пинчуков, Евгений. “Формула старинного пассамеццо. К предыстории тональной гармонии”. Старинная музыка, no. 1–2 (2011): 28–34.

44. Карманов, Константин. “Музыкальное творчество архимандрита Матфея (Мормыля)”. Вестник Екатеринбургской духовной семинарии, no. 1/3 (2012): 145–84.

45. Артемова, Евгения. “Духовно-музыкальная культура Петербурга конца XIX — начала XX вв. Историко-стилевой аспект”. Дис. д-ра иск. Московский государственный педагогический институт, 2015.

46. Каплун, Татьяна. “Греческий роспев в контексте русской церковно-певческой практики середины XVII–XVIII веков”. Дис. канд. иск. Одесская государственная консерватория, 2005.

47. Холопов, Юрий. “‘Странные бемоли’ в связи с модальными функциями в русской монодии”. В кн. Проблемы дешифровки древнерусских нотаций, отв. ред. Сергей Кравченко и Альбина Кручинина, 106–28. Л.: ЛГК им. Н. А. Римского-Корсакова, 1987.

48. Лебедев, Сергей. “Прототональность в музыке западноевропейского Средневековья и Возрождения”. В кн. Ad Musicum. К 75-летию со дня рождения Юрия Николаевича Холопова. Статьи и воспоминания, сост. Валентина Холопова, 33–47. М.: МГК, 2008.

49. Рымко, Григорий. “Теоретические проблемы тексто-музыкальной формы”. Дис. канд. иск. Московская государственная консерватория, 2014.

50. Асафьев, Борис. Музыкальная форма как процесс. Ред. Елена Орлова. 2-е изд. 2 книги. Ленинград: Музыка, 1971.

51. Холопов, Юрий. “Метрическая структура периода и песенных форм”. В кн. Холопов, Юрий. Музыкальные формы классической традиции. Статьи. Материалы, ред.-сост. Татьяна Кюрегян, 266–323. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2012.

52. Фраёнов, Виктор. Музыкальная форма. Курс лекций. Ред.-сост. Ольга Фраёнова; коммент. Ольга Фраёнова, Татьяна Сорокина, Анна Иванова-Дятлова. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2003.


References

1. Beliaev, Viktor. Drevnerusskaia muzykal’naia pis’mennost’. Edited by Sergei Aksiuk. Moscow: Sovetskii kompozitor, 1962. (In Russian)

2. Uspenskii, Nikolai. Drevnerusskoe pevcheskoe iskusstvo. Moscow: Muzyka, 1965. (In Russian)

3. Uspenskii, Nikolai. Obraztsy drevnerusskogo pevcheskogo iskusstva. 2nd ed. Moscow: Muzyka, 1971. (In Russian)

4. Brazhnikov, Maksim. Drevnerusskaia teoriia muzyki. Leningrad: Iskusstvo, 1972. (In Russian)

5. Kandinskii, Aleksei. “‘Vsenoshchnoe bdenie’ Rakhmaninova i russkoe iskusstvo rubezha vekov”. Sovetskaia muzyka, no. 5 (1991): 4–9; no. 7 (1991): 91–7. (In Russian)

6. Protopopov, Vladimir. Muzyka russkoi liturgii: problema tsiklichnosti. Mosow: Kompozitor, 1999. (In Russian)

7. Gulianitskaia, Natal’a. Russkoe garmonicheskoe penie. Moscow: RAM im. Gnesinykh, 1995. (In Russian)

8. Gulianitskaia, Natal’a. Poetika muzykal’noi kompozitsii. Teoreticheskie problemy russkoi dukhovnoi muzyki XX veka. Moscow: Iazyki slavianskoi kul‘tury, 2002. (In Russian)

9. Lebedeva-Emelina, Antonina. Russkaia dukhovnaia muzyka epokhi klassitsizma (1765–1825). Moscow: Progress-Traditsiia, 2004. (In Russian)

10. Plotnikova, Natal’ia. Russkaia dukhovnaia muzyka XIX — nachala XX veka: stranitsy istorii. Moscow, 2007. (In Russian)

11. Potemkina, Nora. “Problemy izucheniia polnogo kruga pesnopenii sovremennogo tserkovnogo obikhoda na primere moskovskoi traditsii”. PhD diss. Rossiiskaia akademiia muzyki im. Gnesinykh, 1999. (In Russian)

12. Davydova, Ekaterina. “Tambovskaia tserkovno-pevcheskaia traditsiia kontsa XIX — nachala XX vv.” PhD diss. Rossiiskaia akademiia muzyki im. Gnesinykh, 2005. (In Russian)

13. Giliveria, Viktoriia. “Osmoglasie kak intonatsionnaia osnova sovremennogo pravoslavnogo bogosluzheniia”. PhD diss. Novosibirskaia gosudarstvennaia konservatoriia im. M. I. Glinki, 2008. (In Russian)

14. Khvatova, Svetlana. “Pravoslavnaia pevcheskaia traditsiia na rubezhe XX–XXI stoletii”. PhD diss. Rostovskaia gosudarstvennaia konservatoriia, 2012. (In Russian)

15. Naumov, Aleksandr, and Marina Rakhmanova, comp. Russkaia dukhovnaia muzyka v dokumentakh i materialakh. 9 vols. Introductory article and commentary of Marina Rakhmanova. Moscow: Iazyki slavianskoi kul’tury, 2002, vol. 3. (In Russian)

16. Zamanskaia, Liubov’, and Ol’ga Tartakovskaia, comp. Azbuka osmoglasiia. 2 issues. Moscow: PSTGU, 2008, iss. 1. (In Russian)

17. Rakhmanova, Marina, ed. and comp. Kniaz’ Vladimir Odoevskii. Dnevnik. Perepiska. Materialy. K 200-letiiu so dnia rozhdeniia. Introductory article and commentary of Ol’ga Kuzina and Marina Rakhmanova, edited by Margarita Esipova. Moscow: Deka-VS, 2005. (In Russian)

18. Smolenskii, Stepan. “Znachenie XVII veka, ego kantov i psal’mov v oblasti sovremennogo tserkovnogo peniia tak nazyvaemogo ‘prostogo napeva’”. Muzykal’naia starina, no. V–VI (1911): 47–81. (In Russian)

19. Kastal’skii, Aleksandr. Prakticheskoe rukovodstvo k vyrazitel’nomu peniiu stikhir pri pomoshchi raz lichnykh garmonizatsii. 1909. Reprint. Moscow: Moskovskie pravoslavnye regentskie kursy, 2005. (In Russian)

20. Chaikovskii Petr. “Kratkii uchebnik garmonii [1874]”. In Chaikovskii, Petr. Polnoe sobranie sochinenii, prepared by Vladimir Protopopov, 164–216. 16 vols. Moscow: Gosudarstvennoe muzykal’noe izdatel’stvo, 1957, vol. III-A. (In Russian)

21. Miasoedov, Andrei. Garmoniia. Uchebnik dlia regentov. Moscow: PSTBI, 2002. (In Russian)

22. Kustovskii, Evgenii, and Nora Potemkina. Posobie po osvoeniiu osmoglasiia sovremennoi moskovskoi traditsii. 3nd ed. Moscow: Moskovskie pravoslavnye regentskie kursy, 2014. (In Russian)

23. Abramova, Anna. Tolkovoe osmoglasie upotrebitel'nykh rospevov Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. 8 books. Moscow: Moskovskie pravoslavnye regentskie kursy, 2010–2015. (In Russian)

24. Chetygina, Ol’ga, comp. Azbuka osmoglasiia. Tropari. Irmosy. Uchebnoe posobie. Edited by Liubov’ Zamanskaia. Moscow: PSTGU, 2016, iss. 2. (In Russian)

25. Obikhod notnogo peniia upotrebitel’nykh tserkovnykh rospevov. Parts 1 and 2. Ed. 3. Moscow: Sinodal’naia tipografiia, 1909. (In Russian)

26. Frolov, Sergei. “Mnogorospevnost’ kak tipologicheskoe svoistvo drevnerusskogo pevcheskogo iskusstva”. In Problemy russkoi muzykal'noi tekstologii (po pamiatnikam russkoi khorovoi literatury XII–XVIII vekov), edited by Aleksandr Belonenko, 12–47. Leningrad: LGK im. N. A. Rimskogo-Korsakova, 1983. (In Russian)

27. Shindin, Boris. “Zhanrovaia tipologiia v pevcheskom iskusstve Drevnei Rusi”. Zhurnal obshchestva teorii muzyki, no. 2 (2013): 134–41. (In Russian)

28. Kiprian [Kern, Konstantin, arkhim.]. Liturgika: gimnografiia i eortologiia. Moscow: Krutitskoe Patriarshee Podvor’e, 2002. (In Russian)

29. Pereleshina, Veronika. “Drevnerusskie pesnopeniia knigi Obikhod v liturgicheskom kontekste: tipologiia i struktura; na materiale rukopisei Antonievo-Siiskogo monastyria”. PhD diss. Gosudarstvennyi institut iskusstvoznaniia, 2008. (In Russian)

30. Kholopov, Iurii. Garmoniia. Teoreticheskii kurs. St. Petersburg; Moscow; Krasnodar: Lan’, 2003. (In Russian)

31. Denisov, Nikolai. Strel’nikovskii khor Kostromskoi zemli. Traditsii staroobriadcheskogo tserkovnogo peniia. Moscow: Progress-Traditsiia, 2005. (In Russian)

32. Markevich, Sergii [protoierei]. Osmoglasie Kievskogo raspeva. Istoriia, sovremennost’, puti vozrozhdeniia. Kiev: Izdatel’skii otdel Ukrainskoi Pravoslavnoi Tserkvi, 2010. (In Russian)

33. Kudriavtsev, Il’ia, ed. Sobraniia D. V. Razumovskogo i V. F. Odoevskogo i arkhiv D. V. Razumovskogo. Opisaniia. Moscow: GBIL, 1960. (In Russian)

34. Glavneishie pesnopeniia bozhestvennoi liturgii, molebnogo peniia, panikhidy i vsenoshchnogo bdeniia, perelozhennye S. V. Smolenskim dlia muzhskogo khora. 3 issues. St. Petersburg: Parovaia skoropechatnia P. O. Iablonskogo, 1893. (In Russian)

35. Kastal’skii, Aleksandr. Obikhod tserkovnogo peniia Sinodal’nogo khora. 2 parts. 1915. Reprint, Moscow: Zhivonosnyi istochnik, 1998. (In Russian)

36. Starostina, Tat’iana. “Ob osobennostiakh obikhodnoi garmonii (na primere ctikhirnykh napevov moskovskoi traditsii)” [“About the Peculiarities of Obikhod Harmony (on the Material of Moscow Tradition Stikhera Tunes)”]. Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia 5: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva, no. 4/24 (2016): 135–65. (In Russian)

37. Starostina, Tat’iana. “Utrenia Velikogo Piatka arkhimandrita Matfeia (Mormylia): tvorcheskoe prelomlenie printsipov obikhodnoi garmonizatsii”. In Rytsar’ regentskogo sluzheniia otets Matfei (Mormyl’). Materialy. Vospominaniia. Issledovaniia, compiled by Nikolai Denisov and Nikolai Filatov, 205–336. St. Petersburg: Pushkinskii Dom, 2017. (In Russian)

38. Starostina, Tat'iana. “Ob individual’nom prelomlenii obikhodnoi garmonizatsii v Utreni Velikogo Piatka arkhimandrita Matfeia (Mormylia)”. Iuzhno-Rossiiskii muzykal’nyi al’manakh, no. 1/30 (2018): 10–8. (In Russian)

39. Zvereva, Svetlana. Aleksandr Kastal’skii: idei, tvorchestvo, sud’ba. Moscow: Vuzovskaia kniga, 1999. (In Russian)

40. Dahlhaus, Carl. “Untersuchungen über die Entstehung der harmonischen Tonalität”. In Saarbrücker Studien zur Musikwissenschaft, begründet von Walter Wiora, fortgeführt von Werner Braun, Herbert Schneider und Rainer Kleinertz, diapazon stranits. 19 Bänden. Kassel: Bärenreiter, 1968, Bd 2.

41. Plotnikova Natal’ia. Partesnye garmonizatsii znamennogo i grecheskogo rospevov: na materiale stikhiry “Sovet prevechnyi” iz Sluzhby Blagoveshcheniia Presviatoi Bogoroditse. Issledovanie i publikatsiia. Moscow: Kompozitor, 2005. (In Russian)

42. Lyzhov, Grigorii. “Teoreticheskie problemy motetnoi kompozitsii vtoroi poloviny XVI veka (na materiale Magnumopusmusicum Orlando di Lasso)”. PhD diss. Moskovskaia gosudarstvennaia konservatoriia im. P. I. Chaikovskogo, 2003. (In Russian)

43. Pinchukov, Evgenii. “Formula starinnogo passametstso. K predystorii tonal’noi garmonii” [“The formula of passamezzo antico”]. Starinnaia muzyka, no. 1–2 (2011): 28–34. (In Russian)

44. Karmanov, Konstantin. “Muzykal’noe tvorchestvo arkhimandrita Matfeia (Mormylia)” [“Musical Works of Archimandrite Matfey (Mormyl)”]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii, no. 1/3 (2012): 145–84. (In Russian)

45. Artemova, Evgeniia. “Dukhovno-muzykal’naia kul’tura Peterburga kontsa XIX — nachala XX vv. Istoriko-stilevoi aspekt”. DA diss. Moscow State Pedagogical Institute, 2015. (In Russian)

46. Kaplun, Tat’iana. “Grecheskii rospev v kontekste russkoi tserkovno-pevcheskoi praktiki serediny XVII–XVIII vekov”. PhD diss. Odesskaia gosudarstvennaia konservatoriia, 2005. (In Russian)

47. Kholopov, Iurii. “‘Strannye bemoli’ v sviazi s modal’nymi funktsiiami v russkoi monodii”. In Problemy deshifrovki drevnerusskikh notatsii, edited by Sergey Kravchenko and Al’bina Kruchinina, 106–28. LGK im. N. A. Rimskogo-Korsakova, 1987. (In Russian)

48. Lebedev, Sergei. “Prototonal’nost’ v muzyke zapadnoevropeiskogo Srednevekov’ia i Vozrozhdeniia”. In Ad Musicum. K 75-letiiu so dnia rozhdeniia Iuriia Nikolaevicha Kholopova. Stat’i i vospominaniia, compiled by Valentina Kholopova, 33–47. Moscow: MGK, 2008. (In Russian)

49. Rymko, Grigorii. “Teoreticheskie problemy teksto-muzykal’noi formy”. PhD diss. Moskovskaia gosudarstvennaia konservatoriia, 2014. (In Russian)

50. Asaf ’ev, Boris. Muzykal’naia forma kak protsess. Edited by Elena Orlova. 2nd ed. 2 books. Leningrad: Muzyka, 1971.

51. Kholopov, Iurii. “Metricheskaia struktura perioda i pesennykh form”. In Kholopov, Iurii. Muzykal’nye formy klassicheskoi traditsii. Stat’i. Materialy, edited and compiled by Tat’iana Kiuregian, 266–323. Moscow: MGK im. P. I. Chaikovskogo, 2012. (In Russian)

52. Fraenov, Viktor. Muzykal’naia forma. Kurs lektsii. Edited and compiled by Ol’ga Fraenova; komment. Ol’ga Fraenova, Tat’iana Sorokina, Anna Ivanova-Diatlova. Moscow: MGK im. P. I. Chaikovskogo, 2003. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

27.03.2019

Как цитировать

Старостина, Т. А. (2019). Музыкально-теоретические проблемы изучения русского обиходного многоголосия. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 9(1), 46–78. https://doi.org/10.21638/spbu15.2019.103

Выпуск

Раздел

Музыка