The Formation of the Visual Theatre Aesthetics: Theater Practice and Experiments of the Russian Avant-garde in the 1900–1930s
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu15.2018.404Аннотация
Визуальный театр на русской сцене сегодня является одним из наиболее стремительно развивающихся направлений. Сценический текст таких постановок формирует зримо воплощаемые поэтические образы, которые режиссер, подобно художнику, создает в театральном пространстве. Главной задачей актера оказывается не репрезентация персонажа, а участие в формировании сценической композиции. Работы «визуальщиков» — Р. Уилсона, Р. Кастеллуччи, Ж. Наджа, Д. Крымова, «Инженерного театра АХЕ» и др. — отчетливо демонстрируют одну из определяющих тенденций современного сценического искусства: перенос действенной активности с вербальной составляющей на визуальную. Однако, несмотря на кажущуюся новизну приемов, идеи, разрабатываемые современными режиссерами, оказываются часто высокотехнологичным, но всегда вполне логичным, закономерным продолжением экспериментов театрального и художественного авангарда 1900–1930-х гг. Именно тогда художник и режиссер начали движение навстречу друг другу. В статье исследуются подходы к работе с визуальной образностью как смыслообразующим элементом спектакля, реализовывавшиеся в русском театре в постановках В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова, Г. Крэга («Гамлет» в Художественном театре, 1909–1911 гг.) и др. На примере теоретических разработок и сценических экспериментов В. В. Кандинского, К. С. Малевича, В. Е. Татлина и др. проиллюстрировано, каким образом русский художественный авангард осваивал инструментарий сценических форм. Анализируется процесс взаимовлияния театра и изобразительного искусства в начале XX века, проводятся параллели между поисками 1900–1930-х гг. и основными эстетическими установками современного визуального театра.
Ключевые слова:
визуальный театр, театр художника, художественный авангард, футуризм, перформанс-арт, В. Э. Мейерхольд, В. В. Кандинский, К. С. Малевич
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.