Под знаком авангарда: ювелирные изделия в контексте левых течений в искусстве России первой трети ХХ в.

Авторы

  • Ирина Юрьевна Перфильева Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств https://orcid.org/0000-0003-4960-3892

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2022.308

Аннотация

В контексте левых течений и «производственного искусства» в России первой трети ХХ в. ювелирное дело занимало более чем скромное место. В связи с этим особого внимания заслуживают те немногие известные сегодня ювелирные артефакты, прямо или косвенно связанные с эстетическими принципами авангардных художественно-стилистических направлений этого времени. В ходе исследования самого раннего этапа генезиса отечественных художественных украшений в советский период выявлено несколько таких памятников, созданных художниками-реформаторами А. М. Родченко, Н. М. Суетиным и др. В этих произведениях родился синтез классических решений ювелирных украшений, сохранившихся образцов дореволюционных ювелирных фабрик Фаберже и объемно-пространственной авангардной графики. В них убедительно представлен противоречивый характер переходной эпохи, провозгласившей отказ от буржуазного прошлого, но активно использовавшей его для создания стилистики устремленной в будущее: агитационного искусства, конструктивизма, супрематизма и рабочего искусства. Выявленные архивные данные позволили пересмотреть атрибуции некоторых артефактов, представляющих разные сферы бытования ювелирных изделий в послереволюционную эпоху: фалеристику, кинематограф, самодеятельное и «производственное искусство». Исследование позволило сделать вывод о том, что авангардные стилистические направления «как высшая ступень всякого эстетизма» были не так уж «далеки от задач внедрения языка нового искусства в производство». Другое дело, что процесс художественной интеграции не всегда находит адекватный отклик в среде потребителей искусства, в частности ювелирного. В то же время синтез левых течений в искусстве с ювелирным делом сыграл важную роль в создании предпосылок к формированию в России жанра уникальных авторских ювелирных произведений.

Ключевые слова:

левые течения, художественные украшения, ювелирный артефакт, синтез, агитационное искусство, авангард, супрематизм, ИЗОРАМ, производственное искусство

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Арватов, Борис. Искусство и производство: сборник статей. Введение Джон Робертс, послесловие Алексей Пензин. М.: V-A-С press, 2018.

2. Перфильева, Ирина. Русское ювелирное искусство XX века в контексте европейских художественных тенденций. 1920–2000-е годы. М.: Прогресс-Традиция, 2016.

3. Робертс, Джон. “Введение”. В изд. Арватов, Борис. Искусство и производство: сборник статей, 7–23. М.: V-A-С press, 2018.

4. Орлов, Сергей. Ракурсы. М.: Памятники исторической мысли, 2009.

5. Астраханцева, Татьяна. “‘Внешняя’ и ‘внутренняя’ эмиграция Николая Васильевича Глобы”. В изд. Художественная культура русского зарубежья. 1917–1939: сборник статей, отв. ред. Герольд Вздорнов, 264–80. М.: Индрик, 2008.

6. Зиновьева, Тамара. “Вещь как источник социологической информации”. Декоративное искусство, no. 1/412 (2011): 66–70.

7. Разина, Т., И. Суслов, Е. Хохлова, и Н. Гореликов. Русский художественный металл, отв. ред. Наталия Шкаровская. М.: Всесоюзное кооперативное изд-во, 1958. (Художественные промыслы РСФСР).

8. Постникова-Лосева, Марина, Нина Платонова, и Белла Ульянова. Русское черневое искусство. М.: Искусство, 1972.

9. Постникова-Лосева, Марина. Русское ювелирное искусство, его центры и мастера. XVI–XIX вв. М.: Наука, 1974.

10. Постникова-Лосева, Марина. Русская золотая и серебряная скань. М.: Искусство, 1981.

11. Попова, Ольга. “Художественная обработка металла”. В изд. Советское декоративное искусство, 1917–1945: очерки истории, отв. ред. Владимир Толстой, 202–7. М.: Искусство, 1984.

12. Суслов, Игорь. “Ювелирное искусство”. В изд. Советское декоративное искусство, 1917–1945: очерки истории, отв. ред. Владимир Толстой, 132–5. М.: Искусство, 1984.

13. Смородинова, Галина. “Двадцатые — семидесятые годы 20 века”. В изд. Русские ювелирные украшения 16–20 веков из собрания Государственного ордена Ленина Исторического музея, науч. ред. Марина Постникова-Лосева, 272–6. М.: Советский художник, 1987.

14. Гилодо, Андрей. Русская эмаль. Вторая половина 19 — 20 век: альбом. М.: Береста, 1996. (Русский художественный металл).

15. Карпун, Алексей. Русское ювелирное искусство. Вторая половина 19 — 20 век: альбом. М.: Береста, 1994. (Русский художественный металл).

16. Бузин, Александр. Красносельские художники-ювелиры. Кострома: Красносельский ювелирпром, 1997.

17. Ходасевич, Валентина. Портреты словами: очерки. М.: Советский писатель, 1987.

18. Cartlidge, Barbara. Twentieth-Century Jewelry. New York: Abrams, 1985.

19. “Осоавиахим”. В изд. Большой энциклопедический словарь, гл. ред. А. Прохоров: 856. 2-е изд. М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 1997.

20. Пак, Вера. “К атрибуции коллекции Ростовской Учебно-показательной финифтяной школы из ЯИАМЗ и ГМЗРК. 1910–1931 гг.”. В изд. История и культура Ростовской Земли. 2001: материалы научной конференции, прошедшей в Государственном музее-заповеднике “Ростовский кремль”, 13–15 ноября 2001 г., гл. ред. Владимир Зякин, 351–7. Ростов: [б. и.], 2001.

21. Пак, Вера. “А. И. Звонилкин. Неизвестные грани таланта”. Docplayer. Дата обращения декабрь 6, 2019. https://docplayer.com/35098652-A-i-zvonilkin-neizvestnye-grani-talanta-v-f-pak.html.

22. Пак, Вера. “Декор ростовской финифти и русского фарфора 1910–1930-х гг.: общность мотивов, композиционных и технологических решений”. В изд. Виноградовские чтения в Петербурге. Фарфор XVIII–XXI вв.: предприятия. Коллекции. Эксперты: материалы международных научно-практических конференций, 2007–2009, сост. Е. Тарханова, А. Циффер; отв. ред. Е. Тарханова, 455–63. СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2010.

23. Ильинский, Василий. “Значки и жетоны 1917–1922 гг.”. Советский коллекционер, no. 5 (1967): 60–2.

24. Скурлов, Валентин. “Фирма Фаберже и Строгановское училище”. В изд. Академик Императорской академии художеств Николай Васильевич Глоба и Строгановское училище: сборник статей, отв. ред. и сост. Татьяна Астраханцева, 303–16. М.: Индрик, 2012.

25. Sepherot Foundation (Liechtenstein). Alexander Rodtschenko: Katalog der Sammlung. Ostfildern: Hatje Cantz, 2013.

26. Sepherot Foundation (Liechtenstein). Für den neuen Menschen. Russischen Avantgarde-Design: Ideen, Entwürfe, Gestaltung. Köln: Walter König, 2014.

27. Alexander Rodtschenko. Fotografie und Design: Katalog der Ausstellung (27.03.2015–21.06.2015). Liechtenstein: Kunstmuseum Liechtenstein, 2015.

28. Гилодо, Андрей. “Фаберже — двадцать лет спустя”. В изд. Карл Фаберже и мастера камнерезного дела. Самоцветные сокровища России: каталог выставки, 8 апреля — 24 июля 2011 г., вступит. ст. и сост. Татьяна Мунтян, науч. ред. Татьяна Мунтян, Наталия Яковлева, 325–41. М.: КЕМ, 2011. (Музеи Московского Кремля).

29. Алексеев, Евгений. “От идеи Уральского ХУТЕМАСа к Уральскому художественно-практическому институту. 1920–1923”. В изд. Пространство ВХУТЕМАС в мировой культуре XX–XXI веков: международная научная конференция, 9–15 ноября 2020: сборник статей, 93–5. М.: МАРХИ; МГХПА им. С. Г. Строганова; РАХ; Московский политехнический университет, 2020.

30. Михайлова, Людмила. “К вопросу атрибуции Дома печати в Свердловске”. Академический Вестник УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН, no. 4. (2014): 56–60.

31. Пронина, Инна и др., авт.-сост. Советское декоративное искусство: фарфор. Фаянс. Стекло: материалы и документы, 1917–1932. Общ. ред. Владимир Толстой. М.: Искусство. 1980.

32. Дашкова, Татьяна. “Невидимые миру рюши: одежда в советском предвоенном и военном кино”. Теория моды: одежда. Тело. Культура, вып. 3 (2006): 149–62.

33. Уиддис, Эмма. “Костюм, предопределенный ролью: облачение ‘Другого’ в советском кинематографе до 1953 года”. Теория моды: одежда. Тело. Культура, вып. 3 (2006): 163–86.

34. Веронин. “Уроки Аэлиты”. Пролетарское кино, no. 6–7 (1924): 50–2.

35. Айзенберг, Я., А. Ахроров, Х. Абул-Касымова, и др. История советского кино. 1917–1967. 4 тома. М.: Искусство, 1969, т. 1: 1917–1931.

36. “Конструктивист Марс и модница Земля / ‘Аэлита’ (1924)”. CineModa. Дата обращения апрель 13, 2018. https://www.cinemoda.ru/aelita/.

37. Толстой, Алексей. Аэлита. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1977.

38. Ракитин, Василий. Николай Михайлович Суетин. М.: Литературно-художественное агентство “Лира”: RA; [СПб.]: Palace ed., 1998.

39. Стригалев, Анатолий. “Искусство и производство”. В изд. Москва — Париж. 1900–1930: каталог выставки, науч. ред. М. Бессонова, Е. Левитин, С. Задора и Н. Уврар: 66–77, 307–46. 2 тома. М.: Советский художник, 1981, т. 1: Изобразительное искусство, прикладное и промышленное искусство, архитектура и градостроительство, агитационно-массовое искусство, плакат, театр, литература, музыка, кино, художественная фотография.

40. Арватов, Борис. “Две группировки”. Зрелища, no. 8 (1922): 7–15.

41. Стригалев, Анатолий. “Искусство и производство”. В изд. Москва — Париж. 1900–1930: каталог выставки, науч. ред. М. Бессонова, Е. Левитин, С. Задора и Н. Уврар, 66–77. 2 тома. М.: Советский художник, 1981, т. 1: Изобразительное искусство, прикладное и промышленное искусство, архитектура и градостроительство, агитационно-массовое искусство, плакат, театр, литература, музыка, кино, художественная фотография.

42. Габриэль, Галина. “Авторское ювелирное искусство Ленинграда — Санкт-Петербурга второй половины XX века: истоки и эволюция”. Дис. канд. искусствоведения, Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия, 2002.

43. Игнатенко, Галина. “Вышивая авангард: супрематические вышивки на примере деятельности артели Вербовка 1900–1919”. Артикульт: научный электронный журнал, no. 3/43 (2021): 68–73. https://doi.org/10.28995/2227-6165-2021-3-68-73

Источники

I. Толстой, Владимир, отв. ред. Советское декоративное искусство, 1917–1945: очерки истории. М.: Искусство, 1984.

II. МХПКП. МХП 1. [Россия. Москва. Всероссийский музей декоративного искусства. МХП 1]..

References

1. Arvatov, Boris. Art and Production: A Collection of Articles. Introduction by John Roberts, afterword by Aleksei Penzin. Moscow: V-A-С press, 2018. (In Russian)

2. Perfil’eva, Irina. Russian Jewelry Art of the 20th Century in the Context of European Artistic Trends. 1920s–2000s. Moscow: Progress-Traditsiia Publ., 2016. (In Russian)

3. Roberts, John. “Introduction”. Rus. ed. In Arvatov, Boris. Iskusstvo i proizvodstvo: sbornik statei, 7–23. Moscow: V-A-S press, 2018. (In Russian)

4. Orlov, Sergei. Angles. Moscow: Pamiatniki istoricheskoi mysli Publ., 2009. (In Russian)

5. Astrakhantseva, Tat’iana. “The ‘External’ and ‘Internal’ Emigration of Nikolai Vasilyevich Globa”. In Khudozhestvennaia kul’tura russkogo zarubezh’ia. 1917–1939: sbornik statei, executive ed. Gerol’d Vzdornov, 264–80. Moscow: Indrik Publ., 2008. (In Russian)

6. Zinov’eva, Tamara. “A Thing as a Source of Sociological Information”. Dekorativnoe iskusstvo, no. 1/412 (2011): 66–70. (In Russian)

7. Razina, T., I. Suslov, E. Khokhlova, and N. Gorelikov. Russian Art Metal, executive ed. Nataliia Shkarovskaia. Moscow: Vsesoiuznoe kooperativnoe izd-vo Publ., 1958. (Khudozhestvennye promysly RSFSR). (In Russian)

8. Postnikova-Loseva, Marina, Nina Platonova, and Bella Ul’ianova. Russian Niello Art. Moscow: Iskusstvo Publ., 1972. (In Russian)

9. Postnikova-Loseva, Marina. Russian Jewelry Art, Its Centers and Masters. 16th–19th Centuries. Moscow: Nauka Publ., 1974. (In Russian)

10. Postnikova-Loseva, Marina. Russian Gold and Silver Scan. Moscow: Iskusstvo Publ., 1981. (In Russian)

11. Popova, Ol’ga. “Artistic Metalworking”. In Sovetskoe dekorativnoe iskusstvo, 1917–1945: ocherki istorii, executive ed. Vladimir Tolstoi, 202–7. Moscow: Iskusstvo Publ., 1984. (In Russian)

12. Suslov, Igor’. “Jewelry Art”. In Sovetskoe dekorativnoe iskusstvo, 1917–1945: ocherki istorii, executive ed. Vladimir Tolstoi, 132–5. Moscow: Iskusstvo Publ., 1984. (In Russian)

13. Smorodinova, Galina. “Twenties — seventies of the 20th Century”. In Russkie iuvelirnye ukrasheniia 16–20 vekov iz sobraniia Gosudarstvennogo ordena Lenina Istoricheskogo muzeia, science ed. by Marina Postnikova-Loseva, 272–6. Moscow: Sovetskii khudozhnik Publ., 1987. (In Russian)

14. Gilodo, Andrei. Russian Enamel. Moscow: Beresta Publ., 1996. (Russkii khudozhestvennyi metall). (In Russian)

15. Karpun, Aleksei. Russian Jewellery. Moscow: Beresta Publ., 1994. (Russkii khudozhestvennyi metall). (In Russian)

16. Buzin, Aleksandr. Krasnoselsky Jewelry Artists. Kostroma: Krasnosel’skii iuvelirprom Publ., 1997. (In Russian)

17. Khodasevich, Valentina. Portraits in Words: Essays. Moscow: Sovetskii pisatel’, 1987. (In Russian)

18. Cartlidge, Barbara. Twentieth-Century Jewelry. New York: Abrams, 1985.

19. “Osoaviakhim”. In Bol’shoi entsiklopedicheskii slovar’, chief ed. A. Prokhorov: 856. 2nd ed. Moscow: Bol’shaia Rossiiskaia entsiklopediia Publ.; St Petersburg: Norint Publ., 1997. (In Russian)

20. Pak, Vera. “To the Attribution of the Collection of the Rostov Educational and Demonstration Finifty School from the YAIAMZ and GMZRK. 1910–1931”. In Istoriia i kul’tura Rostovskoi Zemli. 2001: materialy nauchnoi konferentsii, proshedshei v Gosudarstvennom muzee-zapovednike “Rostovskii kreml’”, 13–15 noiabria 2001 g., chief ed. Vladimir Ziakin, 351–7. Rostov: [s. n.], 2001. (In Russian)

21. Pak, Vera. “A. I. Zvonalkin. Unknown Facets of Talent”. Docplayer. Accessed December 6, 2019. https://docplayer.com/35098652-A-i-zvonilkin-neizvestnye-grani-talanta-v-f-pak.html. (In Russian)

22. Pak, Vera. “Decor of Rostov Finifty and Russian Porcelain of the 1910s–1930s: Commonality of Motifs, Compositional and Technological Solutions”. In Vinogradovskie chteniia v Peterburge. Farfor XVIII–XXI vv.: Predpriiatiia. Kollektsii. Eksperty: materialy mezhdunarodnykh nauchno-prakticheskikh konferentsii, 2007–2009, comp. by M. Tarkhanova and A. Tsiffer, executive ed. M. Tarkhanova, 455–63. St Petersburg: Izd-vo Politekhnicheskogo universiteta Publ., 2010. (In Russian)

23. Il’inskii, Vasilii. “Badges and Tokens 1917–1922”. Sovetskii kollektsioner, no. 5. (1967): 60–2. (In Russian)

24. Skurlov, Valentin. “Faberge Firm and Stroganov School”. In Akademik Imperatorskoi akademii khudozhestv Nikolai Vasil’evich Globa i Stroganovskoe uchilishche: sbornik statei, executive ed. and comp. Tat’iana Astrakhantseva, 303–16. Moscow: Indrik Publ., 2012. (In Russian)

25. Sepherot Foundation (Liechtenstein). Alexander Rodtschenko: Katalog der Sammlung. Ostfildern: Hatje Cantz, 2013.

26. Sepherot Foundation (Liechtenstein). Für den neuen Menschen. Russischen Avantgarde-Design: Ideen, Entwürfe, Gestaltung. Köln: Walter König, 2014.

27. Alexander Rodtschenko. Fotografie und Design: Katalog der Ausstellung (27.03.2015–21.06.2015). Liechtenstein: Kunstmuseum Liechtenstein, 2015.

28. Gilodo, Andrei. “Faberge — Twenty Years Later”. In Karl Faberzhe i mastera kamnereznogo dela. Samotsvetnye sokrovishcha Rossii: katalog vystavki, 8 aprelia — 24 iiulia 2011 g., introd. article and comp. by Tat’iana Muntian, science ed. by Tat’iana Muntian, Nataliia Iakovleva, 325–41. Moscow: KEM Publ., 2011. (Muzei Moskovskogo Kremlia). (In Russian)

29. Alekseev, Evgenii. “From the Idea of the Ural HUTEMAS to the Ural Art and Practical Institute. 1920–1923”. In Prostranstvo VKhUTEMAS v mirovoi kul’ture XX–XXI vekov: mezhdunarodnaia nauchnaia konferentsiia, 9–15 noiabria 2020: sbornik statei, 93–5. Moscow: MARKhI Publ.; MGKhPA im. S. G. Stroganova Publ.; RAKh Publ.; Moskovskii politekhnicheskii universitet Publ., 2020. (In Russian)

30. Mikhailova, Liudmila. “The Question of Attribution of the Press House in Sverdlovsk”. Akademicheskii Vestnik URALNIIPROEKT RAASN, no. 4. (2014): 56–60. (In Russian)

31. Pronina, I., author and comp. Soviet Decorative Art: Porcelain. Faience. Glass: Materials and Documents, 1917–1932. General ed. by Vladimir Tolstoi. Moscow: Iskusstvo Publ., 1980. (In Russian)

32. Dashkova, Tat’iana. “Ruffles Invisible to the World: Clothes in Soviet Pre-War and Military Cinema”. Teoriia mody: odezhda. Telo. Kul’tura, iss. 3 (2006): 149–62. (In Russian)

33. Uiddis, Emma. “The Costume Predetermined by the Role: The Attire of the ‘Other’ in Soviet Cinema Until 1953”. Teoriia mody: odezhda. Telo. Kul’tura, iss. 3 (2006): 163–86. (In Russian)

34. Veronin. “Lessons of Aelita”. Proletarskoe kino, no. 6–7 (1924): 50–2. (In Russian)

35. Aizenberg, Ia., A. Akhrorov, Kh. Abul-Kasymova, et al. The History of Soviet Cinema. 1917–1967. 4 vols. Moscow: Iskusstvo Publ., 1969, vol. 1: 1917–1931. (In Russian)

36. “Constructivist Mars and Fashionista of the Earth / ‘Aelita’ (1924)”. CineModa. Accessed April 13, 2018. https://www.cinemoda.ru/aelita/. (In Russian).

37. Tolstoi, Aleksei. Aelita. Ulan-Ude: Buriatskoe knizhnoe izd-vo Publ., 1977. (In Russian)

38. Rakitin, Vasilii. Nikolai Mikhailovich Suetin. Moscow: Literaturno-khudozhestvennoe agentstvo “Lira” Publ.; RA; [St Petersburg]: Palace ed. Publ., 1998. (In Russian)

39. Strigalev, Anatolii. “Art and Production”. In Moskva — Parizh. 1900–1930: katalog vystavki, science ed. by M. Bessonova, E. Levitin, S. Zadora and N. Uvrar: 66–77, 307–46. 2 vols. Moscow: Sovetskii khudozhnik Publ., 1981, vol. 1: Izobrazitel’noe iskusstvo, prikladnoe i promyshlennoe iskusstvo, arkhitektura i gradostroitel’stvo, agitatsionno-massovoe iskusstvo, plakat, teatr, literatura, muzyka, kino, khudozhestvennaia fotografiia. (In Russian)

40. Arvatov, Boris. “Two Factions”. Zrelishcha, no. 8 (1922): 7–15. (In Russian)

41. Strigalev, Anatolii. “Art and Production”. In Moskva — Parizh. 1900–1930: katalog vystavki, science ed. by M. Bessonova, E. Levitin, S. Zadora and N. Uvrar, 66–77. 2 vols. Moscow: Sovetskii khudozhnik Publ., 1981, vol. 1: Izobrazitel’noe iskusstvo, prikladnoe i promyshlennoe iskusstvo, arkhitektura i gradostroitel’stvo, agitatsionno-massovoe iskusstvo, plakat, teatr, literatura, muzyka, kino, khudozhestvennaia fotografiia. (In Russian)

42. Gabriel’, Galina. “The Author’s Jewelry Art of Leningrad — St Petersburg of the Second Half of the 20th Century: Origins and Evolution”. PhD diss., Saint Petersburg Stieglitz State Academy of Art and Design, 2002. (In Russian)

43. Ignatenko, Galina. “Stitching Avantgarde: Suprematist Embroidery Followed by the Activities of Verbovka Artel 1900-1919”. Artikul’t: nauchnyi elektronnyi zhurnal, no. 3/43 (2021): 68–73. https://doi.org/10.28995/2227-6165-2021-3-68-73 (In Russian)

Sources

I. Tolstoi, Vladimir, executive ed. Soviet Decorative Art, 1917–1945: Essays on History. Moscow: Iskusstvo Publ., 1984. (In Russian)

II. MKhPKP. MKhP 1. [Russia. Moscow. All-Russian Decorative Art Museum. MKhP 1]. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

22.09.2022

Как цитировать

Перфильева, И. Ю. (2022). Под знаком авангарда: ювелирные изделия в контексте левых течений в искусстве России первой трети ХХ в. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 12(3), 538–558. https://doi.org/10.21638/spbu15.2022.308

Выпуск

Раздел

Декоративно-прикладное искусство