Антон Аренский — преподаватель и мастер музыкальной формы

Авторы

  • Татьяна Суреновна Кюрегян Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского https://orcid.org/0000-0002-4759-9319

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu15.2018.302

Аннотация

Рассматривается взаимодействие полифонического и гомофонно-гармонического принципов формы в жанре лирической миниатюры. Антон Аренский, создавая свое «Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки» (первое в России, 1893–1894), сохраняет общепринятое противопоставление контрапунктического и гомофонно-гармонического формообразования. Однако в своей творческой практике он следует укрепившейся в романтическую эпоху гармонической трактовке имитационных конструкций. Канон как один из символов полифонического мышления подчиняется закономерностям гомофонных песенных форм. Принимая чуждую ему симметричную временнýю организацию (с ее динамическим эффектом экстраполяции) и направляющее действие тональной функциональности, канон становится не основным, но дополнительным фактором музыкального строения. Характерное для имитационной структуры вертикальное соотношение голосов (суть которого — в передаче того же материала из одного голоса в другой) перестает быть главным для формы. На первый план выходит функционально дифференцированное сопоставление по горизонтали, когда начальное экспонирование сменяется мотивно-гармоническим развитием с последующим завершением. Разновременные потоки подлинно линеарного канона малоощутимы в едином временнóм течении, которое направляется ритмом гармонических смен. Гомофонная («горизонтальная») форма становится ведущей, а полифоническая («вертикальная») отступает на уровень фактуры. Возможности иного сочетания полифонических и гомофонных закономерностей в композиции — присоединение к заданному «кантусу» (в виде бассо остинато у Аренского) не отдельного контрапунктирующего голоса или голосов, а целой гомофонной формы со своим принципом организации; возникновение в результате «контрапункта форм» (по Ю. Холопову), истоки чего уходят в музыку барокко.

Ключевые слова:

А. С. Аренский, руководство по форме, полифоническое и гомофонное формообразование, временнáя и высотная организация, гармонический канон, песенные формы, контрапункт форм

Скачивания

 

Биография автора

Татьяна Суреновна Кюрегян, Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского

доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки историко-теоретического факультета

Библиографические ссылки

Литература

1. Римский-Корсаков, Николай. Летопись моей музыкальной жизни. 8-е изд. М.: Музыка, 1980.

2. Аренский, Антон. Краткое руководство к практическому изучению гармонии. М.: П. Юргенсон, 1891.

3. Аренский, Антон. Сборник задач (1000) для практического изучения гармонии. М.; Лейпциг: П. Юргенсон, б. г.

4. Чайковский, Петр. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. 17 томов. М.: Музыка, 1979, т. 16-Б.

5. Бортникова, Евгения, Ксения Давыдова и Галина Прибегина, сост. Воспоминания о Чайковском. 2-е изд. М.: Музыка, 1973.

6. Гунке, Иосиф. Полное руководство к сочинению музыки. СПб.: Бернард, ценз., 1863, отд. 3.

7. Лобе, Иоганн. Музыкальный катехизис. Пер. Петр Чайковский. М.: П. Юргенсон, 1870.

8. Маркс, Адольф Бернгард. Всеобщий учебник музыки. Пер. и ред. Александр Фаминцын. СПб.: А. Иогансон, 1872.

9. Бусслер, Людвиг. Учебник музыкальных форм <…>. Пер. Ю. Пухальская, ред. Александр Юскевич-Красковский. СПб.: зд. муз. торг. В. Бесселя и К°, 1883.

10. Бусслер, Людвиг. Учебник форм инструментальной музыки <…>. Пер. Николай Кашкин и Сергей Танеев. М.: П. Юргенсон, 1884.

11. Буcслер, Людвиг. Строгий стиль <…>. Пер. Сергей Танеев. М.: П. Юргенсон, 1885.

12. Бусслер, Людвиг. Свободный стиль. Учебник контрапункта и фуги <…>. Пер. Николай Кашкин. М.: П. Юргенсон, 1885.

13. Рихтер, Эрнст Фридрих Эдуард. Учебник фуги <…>. Пер. Александр Фаминцын. СПб.: А. Битнер, 1873.

14. Рубец, Александр. Краткая музыкальная грамматика. СПб.: лит. А. Аргамакова, 1871.

15. Цыпин, Геннадий. А. С. Аренский. М.: Музыка, 1966.

16. Bellermann, Johann Gottfried Heinrich. Der Contrapunct <…> Berlin: J. Springer, 1862.

17. Cherubini, Luigi, et Fromental Halévy. Cours de contrepoint et de fugue. Leipzig: Fr. Kistner., [сa. 1835].

18. Аренский, Антон. Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки. М.: Mузгиз, 1921.

19. Холопов, Юрий. “Три аспекта музыкальной формы”. В кн. Холопов, Юрий. О принципах композиции старинной музыки. Статьи. Материалы, ред.-сост. Татьяна Кюрегян, 301–3. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2015.

20. Гартман, Фома. “Воспоминания о Танееве”. Советская музыка, no. 6 (1965): 68–72.

21. Протопопов, Владимир. История полифонии. М.: Музыка, 1987, вып. 5.

22. Жданов, Владимир, ред.-сост. Чайковский — Танеев. Письма. М.: Госкультпросветиздат, 1951.

23. Холопов, Юрий. “Канон. Генезис и ранние этапы развития”. В кн. Холопов, Юрий. О принципах композиции старинной музыки. Статьи. Материалы, ред.-сост. Татьяна Кюрегян, 275–300. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2015.

24. Холопов, Юрий. “Гомофония”. В кн. Музыкальная энциклопедия, гл. ред. Юрий Келдыш, т. 1: 1047–55. М.: Советская энциклопедия, 1973.

25. Холопов, Юрий. “Структура баховской фуги в контексте исторической эволюции гармонии и тематизма”. В кн. Холопов, Юрий. О принципах композиции старинной музыки. Статьи. Материалы, ред.-сост. Татьяна Кюрегян, 474–500. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2015.

26. Холопов, Юрий. “Некоторые проблемы музыкального формообразования в инструментальных сочинениях И. С. Баха”. В кн. Холопов, Юрий. О принципах композиции старинной музыки. Статьи. Материалы, ред.-сост. Татьяна Кюрегян, 351–391. М.: Московская консерватория, 2015.

27. Холопова, Валентина. Русская музыкальная ритмика. М.: Советский композитор, 1983.

28. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза, И. А. Ефрона. СПб.: Акционерное издательское общество Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон, 1890–1907. Дата обращения январь 5, 2018. http://dic.academic.ru/contents.nsf/brokgauz_efron/.

29. Танеев, Сергей. Учение о каноне. Подготовил к печати Виктор Беляев. М.: Государственное издательство, 1929.

30. Богатырев, Семён. Двойной канон. М.; Л.: Музгиз, 1947.

31. Успенский, Николай и Теодор Мюллер “Канон”. В кн. Музыкальная энциклопедия, гл. ред. Юрий Келдыш, т. 2: 688–94. М.: Советская энциклопедия, 1974.

32. Фраёнов, Виктор. Учебник полифонии. М.: Музыка, 1987.

33. Чугаев, Александр. Учебник контрапункта и фуги. Ред.-сост. Инна Иглицкая. М.: Композитор, 2009.

34. Назайкинский, Евгений. Стиль и жанр в музыке. М.: ВЛАДОС, 2003.

35. Асафьев, Борис. Русская музыка от начала XIX столетия. М.; Л.: Academia, 1930.

36. Чайковский, Петр. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. 17 томов. М.: Музыка, 1978, т. 16-А.

Нотные издания

I. Arensky, Anton. 6 canonic Pieces / 6 Klavierstücke in Canonform op. 1. Leipzig: D. Rahter, n. d.

II. Аренский, Антон. Детская сюита (Каноны) для ф.-п. в 4 руки. Ор. 65. М.; Лейпциг: П. Юргенсон, б. г.

III. Arensky, Anton. Basso ostinato D-dur pour le piano Op. 5 № 5. Moscow; Leipzig: P. Jurgenson, s. a.

IV. Arensky, Anton. Basso ostinato op. 5 № 5. 4 p. Дата обращения январь 1, 2018. http://ru.scorser.com/I/Ноты/174603.html.

References

1. Rimskii-Korsakov, Nikolai. Letopis’ moei muzykal’noi zhizni. 8th ed. Moscow: Muzyka, 1980. (In Russian)

2. Arenskii, Anton. Kratkoe rukovodstvo k prakticheskomu izucheniiu garmonii. Moscow: P. Iurgenson, 1891. (In Russian)

3. Arenskii, Anton. Sbornik zadach (1000) dlia prakticheskogo izucheniia garmonii. Moscow; Leiptsig: P. Iurgenson, n. d. (In Russian)

4. Chaikovskii, Petr. Polnoe sobranie sochinenii. Literaturnye proizvedeniia i perepiska. 17 vols. Moscow: Muzyka, 1979, vol. 16-B. (In Russian)

5. Bortnikova, Evgeniia, Kseniia Davydova and Galina Pribegina, comp. Vospominaniia o Chaikovskom. 2nd ed. Moscow: Muzyka, 1973. (In Russian)

6. Gunke, Iosif. Polnoe rukovodstvo k sochineniiu muzyki. St. Petersburg: Bernard, censorship, 1863, pt. 3. (In Russian)

7. Lobe, Iogann. Muzykal’nyi katekhizis. Translated by Petr Chaikovskii. Moscow: P. Iurgenson, 1870. (In Russian)

8. Marks, Adol’f Berngard. Vseobshchii uchebnik muzyki. Translated and edited by Aleksandr Famintsyn. St. Petersburg: A. Ioganson, 1872. (In Russian)

9. Bussler, Liudvig. Uchebnik muzykal’nykh form <…>. Translated by Iu. Pukhal’skaia, edited by Aleksandr Iuskevich-Kraskovskii. St. Petersburg: zd. muz. torg. V. Besselia i K°, 1883. (In Russian)

10. Bussler, Liudvig. Uchebnik form instrumental’noi muzyki <…>. Translated by Nikolai Kashkin and Sergei Taneev. Moscow: P. Iurgenson, 1884. (In Russian)

11. Bussler, Liudvig. Strogii stil’ <…>. Translated by Sergei Taneev. Moscow: P. Iurgenson, 1885. (In Russian)

12. Bussler, Liudvig. Svobodnyi stil’. Uchebnik kontrapunkta i fugi <…>. Translated by Nikolai Kashkin. Moscow: P. Iurgenson, 1885. (In Russian)

13. Rikhter, Ernst Fridrikh Eduard. Uchebnik fugi <…>. Translated by Aleksandr Famintsyn. St. Petersburg: A. Bitner, 1873. (In Russian)

14. Rubets, Aleksandr. Kratkaia muzykal’naia grammatika. St. Petersburg: lit. A. Argamakova, 1871. (In Russian)

15. Tsypin, Gennadii. A. S. Arenskii. Moscow: Muzyka, 1966. (In Russian)

16. Bellermann, Johann Gottfried Heinrich. Der Contrapunct <…> Berlin: J. Springer, 1862.

17. Cherubini, Luigi, et Fromental Halévy. Cours de contrepoint et de fugue. Leipzig: Fr. Kistner., n. d. [c1835].

18. Arenskii, Anton. Rukovodstvo k izucheniiu form instrumental’noi i vokal’noi muzyki. Moscow: Muzgiz, 1921. (In Russian)

19. Kholopov, Iurii. “Tri aspekta muzykal’noi formy”. In Kholopov, Iurii. O printsipakh kompozitsii starinnoi muzyki. Stat’i. Materialy, edited and compiled by Tat’iana Kiuregian, 301–3. Moscow: Nauchno-izdatel’skii tsentr “Moskovskaia konservatoriia”, 2015. (In Russian)

20. Gartman, Foma. “Vospominaniia o Taneeve”. Sovetskaia muzyka, no. 6 (1965): 68–72. (In Russian)

21. Protopopov, Vladimir. Istoriia polifonii. Moscow: Muzyka, 1987, iss. 5. (In Russian)

22. Zhdanov, Vladimir, ed. and comp. Chaikovskii — Taneev. Pis’ma. [Moscow]: Goskul’tprosvetizdat, 1951. (In Russian)

23. Kholopov, Iurii. “Kanon. Genezis i rannie etapy razvitiia”. In Kholopov, Iurii. O printsipakh kompozitsii starinnoi muzyki. Stat’i. Materialy, edited and compiled by Tat’iana Kiuregian, 275–300. Moscow: Nauchno-izdatel’skii tsentr “Moskovskaia konservatoriia”, 2015. (In Russian)

24. Kholopov, Iurii. “Gomofoniia”. In Muzykal’naia entsiklopediia, edited by Iurii Keldysh, vol. 1: 1047–55. Moscow: Sovetskaia entsiklopediia, 1973. (In Russian)

25. Kholopov, Iurii. “Struktura bakhovskoi fugi v kontekste istoricheskoi evoliutsii garmonii i tematizma”. In Kholopov, Iurii. O printsipakh kompozitsii starinnoi muzyki. Stat’i. Materialy, edited and compiled by Tat’iana Kiuregian, 474–500. Moscow: Nauchno-izdatel’skii tsentr “Moskovskaia konservatoriia”, 2015. (In Russian)

26. Kholopov, Iurii. “Nekotorye problemy muzykal’nogo formoobrazovaniia v instrumental’nykh sochineniiakh I. S. Bakha”. In Kholopov, Iurii. O printsipakh kompozitsii starinnoi muzyki. Stat’i. Materialy, edited and compiled by Tat’iana Kiuregian, 351–91. Moscow: Nauchno-izdatel’skii tsentr “Moskovskaia konservatoriia”, 2015. (In Russian)

27. Kholopova, Valentina. Russkaia muzykal’naia ritmika. Moscow: Sovetskii kompozitor, 1983. (In Russian)

28. Entsiklopedicheskii slovar’ F. A. Brokgauza, I. A. Efrona. St. Petersburg: Aktsionernoe izdatel’skoe obshchestvo F. A. Brokgauz — I. A. Efron, 1890–1907. Accessed January 5, 2018. http://dic.academic.ru/contents.nsf/brokgauz_efron/. (In Russian)

29. Taneev, Sergei. Uchenie o kanone. Prepared for printing by Viktor Beliaev. Moscow: Gosudarstvennoe izdatel’stvo, 1929. (In Russian)

30. Bogatyrev, Semen. Dvoinoi kanon. Moscow; Leningrad: Muzgiz, 1947. (In Russian)

31. Uspenskii, Nikolai and Teodor Miuller “Kanon”. In Muzykal’naia entsiklopediia, ed. by Iurii Keldysh, vol. 2: 688–94. Moscow: Sovetskaia entsiklopediia, 1974. (In Russian)

32. Fraenov, Viktor. Uchebnik polifonii. Moscow: Muzyka, 1987. (In Russian)

33. Chugaev, Aleksandr. Uchebnik kontrapunkta i fugi. Edited and compiled by Inna Iglitskaia. Moscow: Kompozitor, 2009. (In Russian)

34. Nazaikinskii, Evgenii. Stil’ i zhanr v muzyke. Moscow: VLADOS, 2003. (In Russian)

35. Asaf ’ev, Boris. Russkaia muzyka ot nachala XIX stoletiia. Moscow; Leningrad: Academia, 1930. (In Russian)

36. Chaikovskii, Petr. Polnoe sobranie sochinenii. Literaturnye proizvedeniia i perepiska. 17 vols. Moscow: Muzyka, 1978, vol. 16-A. (In Russian)

Music editions

I. Arensky, Anton. 6 canonic Pieces. 6 Klavierstücke in Canonform op. 1. Leipzig: D. Rahter, n. d. [1881].

II. Arenskii, Anton. Detskaia siuita (Kanony) dlia f.-p. v 4 ruki. Op. 65. M.; Leiptsig: P. Iurgenson, n. d.

III. Arensky, Anton. Basso ostinato D-dur pour le piano Op. 5 № 5. Moscow; Leipzig: P. Jurgenson, s. a.

IV. Arensky, Anton. Basso ostinato op. 5 № 5. 4 r. Accessed January 5, 2018. http://ru.scorser.com/I/Ноты/174603.html.

Загрузки

Опубликован

27.08.2018

Как цитировать

Кюрегян, Т. С. (2018). Антон Аренский — преподаватель и мастер музыкальной формы. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 8(3), 356–380. https://doi.org/10.21638/11701/spbu15.2018.302

Выпуск

Раздел

Музыка