Антон Аренский — преподаватель и мастер музыкальной формы

Авторы

  • Татьяна Суреновна Кюрегян Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского https://orcid.org/0000-0002-4759-9319

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu15.2018.302

Аннотация

Рассматривается взаимодействие полифонического и гомофонно-гармонического принципов формы в жанре лирической миниатюры. Антон Аренский, создавая свое «Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки» (первое в России, 1893–1894), сохраняет общепринятое противопоставление контрапунктического и гомофонно-гармонического формообразования. Однако в своей творческой практике он следует укрепившейся в романтическую эпоху гармонической трактовке имитационных конструкций. Канон как один из символов полифонического мышления подчиняется закономерностям гомофонных песенных форм. Принимая чуждую ему симметричную временнýю организацию (с ее динамическим эффектом экстраполяции) и направляющее действие тональной функциональности, канон становится не основным, но дополнительным фактором музыкального строения. Характерное для имитационной структуры вертикальное соотношение голосов (суть которого — в передаче того же материала из одного голоса в другой) перестает быть главным для формы. На первый план выходит функционально дифференцированное сопоставление по горизонтали, когда начальное экспонирование сменяется мотивно-гармоническим развитием с последующим завершением. Разновременные потоки подлинно линеарного канона малоощутимы в едином временнóм течении, которое направляется ритмом гармонических смен. Гомофонная («горизонтальная») форма становится ведущей, а полифоническая («вертикальная») отступает на уровень фактуры. Возможности иного сочетания полифонических и гомофонных закономерностей в композиции — присоединение к заданному «кантусу» (в виде бассо остинато у Аренского) не отдельного контрапунктирующего голоса или голосов, а целой гомофонной формы со своим принципом организации; возникновение в результате «контрапункта форм» (по Ю. Холопову), истоки чего уходят в музыку барокко.

Ключевые слова:

А. С. Аренский, руководство по форме, полифоническое и гомофонное формообразование, временнáя и высотная организация, гармонический канон, песенные формы, контрапункт форм

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Татьяна Суреновна Кюрегян, Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского

доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки историко-теоретического факультета

Библиографические ссылки

Литература

1. Римский-Корсаков, Николай. Летопись моей музыкальной жизни. 8-е изд. М.: Музыка, 1980.

2. Аренский, Антон. Краткое руководство к практическому изучению гармонии. М.: П. Юргенсон, 1891.

3. Аренский, Антон. Сборник задач (1000) для практического изучения гармонии. М.; Лейпциг: П. Юргенсон, б. г.

4. Чайковский, Петр. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. 17 томов. М.: Музыка, 1979, т. 16-Б.

5. Бортникова, Евгения, Ксения Давыдова и Галина Прибегина, сост. Воспоминания о Чайковском. 2-е изд. М.: Музыка, 1973.

6. Гунке, Иосиф. Полное руководство к сочинению музыки. СПб.: Бернард, ценз., 1863, отд. 3.

7. Лобе, Иоганн. Музыкальный катехизис. Пер. Петр Чайковский. М.: П. Юргенсон, 1870.

8. Маркс, Адольф Бернгард. Всеобщий учебник музыки. Пер. и ред. Александр Фаминцын. СПб.: А. Иогансон, 1872.

9. Бусслер, Людвиг. Учебник музыкальных форм <…>. Пер. Ю. Пухальская, ред. Александр Юскевич-Красковский. СПб.: зд. муз. торг. В. Бесселя и К°, 1883.

10. Бусслер, Людвиг. Учебник форм инструментальной музыки <…>. Пер. Николай Кашкин и Сергей Танеев. М.: П. Юргенсон, 1884.

11. Буcслер, Людвиг. Строгий стиль <…>. Пер. Сергей Танеев. М.: П. Юргенсон, 1885.

12. Бусслер, Людвиг. Свободный стиль. Учебник контрапункта и фуги <…>. Пер. Николай Кашкин. М.: П. Юргенсон, 1885.

13. Рихтер, Эрнст Фридрих Эдуард. Учебник фуги <…>. Пер. Александр Фаминцын. СПб.: А. Битнер, 1873.

14. Рубец, Александр. Краткая музыкальная грамматика. СПб.: лит. А. Аргамакова, 1871.

15. Цыпин, Геннадий. А. С. Аренский. М.: Музыка, 1966.

16. Bellermann, Johann Gottfried Heinrich. Der Contrapunct <…> Berlin: J. Springer, 1862.

17. Cherubini, Luigi, et Fromental Halévy. Cours de contrepoint et de fugue. Leipzig: Fr. Kistner., [сa. 1835].

18. Аренский, Антон. Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки. М.: Mузгиз, 1921.

19. Холопов, Юрий. “Три аспекта музыкальной формы”. В кн. Холопов, Юрий. О принципах композиции старинной музыки. Статьи. Материалы, ред.-сост. Татьяна Кюрегян, 301–3. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2015.

20. Гартман, Фома. “Воспоминания о Танееве”. Советская музыка, no. 6 (1965): 68–72.

21. Протопопов, Владимир. История полифонии. М.: Музыка, 1987, вып. 5.

22. Жданов, Владимир, ред.-сост. Чайковский — Танеев. Письма. М.: Госкультпросветиздат, 1951.

23. Холопов, Юрий. “Канон. Генезис и ранние этапы развития”. В кн. Холопов, Юрий. О принципах композиции старинной музыки. Статьи. Материалы, ред.-сост. Татьяна Кюрегян, 275–300. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2015.

24. Холопов, Юрий. “Гомофония”. В кн. Музыкальная энциклопедия, гл. ред. Юрий Келдыш, т. 1: 1047–55. М.: Советская энциклопедия, 1973.

25. Холопов, Юрий. “Структура баховской фуги в контексте исторической эволюции гармонии и тематизма”. В кн. Холопов, Юрий. О принципах композиции старинной музыки. Статьи. Материалы, ред.-сост. Татьяна Кюрегян, 474–500. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2015.

26. Холопов, Юрий. “Некоторые проблемы музыкального формообразования в инструментальных сочинениях И. С. Баха”. В кн. Холопов, Юрий. О принципах композиции старинной музыки. Статьи. Материалы, ред.-сост. Татьяна Кюрегян, 351–391. М.: Московская консерватория, 2015.

27. Холопова, Валентина. Русская музыкальная ритмика. М.: Советский композитор, 1983.

28. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза, И. А. Ефрона. СПб.: Акционерное издательское общество Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон, 1890–1907. Дата обращения январь 5, 2018. http://dic.academic.ru/contents.nsf/brokgauz_efron/.

29. Танеев, Сергей. Учение о каноне. Подготовил к печати Виктор Беляев. М.: Государственное издательство, 1929.

30. Богатырев, Семён. Двойной канон. М.; Л.: Музгиз, 1947.

31. Успенский, Николай и Теодор Мюллер “Канон”. В кн. Музыкальная энциклопедия, гл. ред. Юрий Келдыш, т. 2: 688–94. М.: Советская энциклопедия, 1974.

32. Фраёнов, Виктор. Учебник полифонии. М.: Музыка, 1987.

33. Чугаев, Александр. Учебник контрапункта и фуги. Ред.-сост. Инна Иглицкая. М.: Композитор, 2009.

34. Назайкинский, Евгений. Стиль и жанр в музыке. М.: ВЛАДОС, 2003.

35. Асафьев, Борис. Русская музыка от начала XIX столетия. М.; Л.: Academia, 1930.

36. Чайковский, Петр. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. 17 томов. М.: Музыка, 1978, т. 16-А.

Нотные издания

I. Arensky, Anton. 6 canonic Pieces / 6 Klavierstücke in Canonform op. 1. Leipzig: D. Rahter, n. d.

II. Аренский, Антон. Детская сюита (Каноны) для ф.-п. в 4 руки. Ор. 65. М.; Лейпциг: П. Юргенсон, б. г.

III. Arensky, Anton. Basso ostinato D-dur pour le piano Op. 5 № 5. Moscow; Leipzig: P. Jurgenson, s. a.

IV. Arensky, Anton. Basso ostinato op. 5 № 5. 4 p. Дата обращения январь 1, 2018. http://ru.scorser.com/I/Ноты/174603.html.

References

1. Rimskii-Korsakov, Nikolai. Letopis’ moei muzykal’noi zhizni. 8th ed. Moscow: Muzyka, 1980. (In Russian)

2. Arenskii, Anton. Kratkoe rukovodstvo k prakticheskomu izucheniiu garmonii. Moscow: P. Iurgenson, 1891. (In Russian)

3. Arenskii, Anton. Sbornik zadach (1000) dlia prakticheskogo izucheniia garmonii. Moscow; Leiptsig: P. Iurgenson, n. d. (In Russian)

4. Chaikovskii, Petr. Polnoe sobranie sochinenii. Literaturnye proizvedeniia i perepiska. 17 vols. Moscow: Muzyka, 1979, vol. 16-B. (In Russian)

5. Bortnikova, Evgeniia, Kseniia Davydova and Galina Pribegina, comp. Vospominaniia o Chaikovskom. 2nd ed. Moscow: Muzyka, 1973. (In Russian)

6. Gunke, Iosif. Polnoe rukovodstvo k sochineniiu muzyki. St. Petersburg: Bernard, censorship, 1863, pt. 3. (In Russian)

7. Lobe, Iogann. Muzykal’nyi katekhizis. Translated by Petr Chaikovskii. Moscow: P. Iurgenson, 1870. (In Russian)

8. Marks, Adol’f Berngard. Vseobshchii uchebnik muzyki. Translated and edited by Aleksandr Famintsyn. St. Petersburg: A. Ioganson, 1872. (In Russian)

9. Bussler, Liudvig. Uchebnik muzykal’nykh form <…>. Translated by Iu. Pukhal’skaia, edited by Aleksandr Iuskevich-Kraskovskii. St. Petersburg: zd. muz. torg. V. Besselia i K°, 1883. (In Russian)

10. Bussler, Liudvig. Uchebnik form instrumental’noi muzyki <…>. Translated by Nikolai Kashkin and Sergei Taneev. Moscow: P. Iurgenson, 1884. (In Russian)

11. Bussler, Liudvig. Strogii stil’ <…>. Translated by Sergei Taneev. Moscow: P. Iurgenson, 1885. (In Russian)

12. Bussler, Liudvig. Svobodnyi stil’. Uchebnik kontrapunkta i fugi <…>. Translated by Nikolai Kashkin. Moscow: P. Iurgenson, 1885. (In Russian)

13. Rikhter, Ernst Fridrikh Eduard. Uchebnik fugi <…>. Translated by Aleksandr Famintsyn. St. Petersburg: A. Bitner, 1873. (In Russian)

14. Rubets, Aleksandr. Kratkaia muzykal’naia grammatika. St. Petersburg: lit. A. Argamakova, 1871. (In Russian)

15. Tsypin, Gennadii. A. S. Arenskii. Moscow: Muzyka, 1966. (In Russian)

16. Bellermann, Johann Gottfried Heinrich. Der Contrapunct <…> Berlin: J. Springer, 1862.

17. Cherubini, Luigi, et Fromental Halévy. Cours de contrepoint et de fugue. Leipzig: Fr. Kistner., n. d. [c1835].

18. Arenskii, Anton. Rukovodstvo k izucheniiu form instrumental’noi i vokal’noi muzyki. Moscow: Muzgiz, 1921. (In Russian)

19. Kholopov, Iurii. “Tri aspekta muzykal’noi formy”. In Kholopov, Iurii. O printsipakh kompozitsii starinnoi muzyki. Stat’i. Materialy, edited and compiled by Tat’iana Kiuregian, 301–3. Moscow: Nauchno-izdatel’skii tsentr “Moskovskaia konservatoriia”, 2015. (In Russian)

20. Gartman, Foma. “Vospominaniia o Taneeve”. Sovetskaia muzyka, no. 6 (1965): 68–72. (In Russian)

21. Protopopov, Vladimir. Istoriia polifonii. Moscow: Muzyka, 1987, iss. 5. (In Russian)

22. Zhdanov, Vladimir, ed. and comp. Chaikovskii — Taneev. Pis’ma. [Moscow]: Goskul’tprosvetizdat, 1951. (In Russian)

23. Kholopov, Iurii. “Kanon. Genezis i rannie etapy razvitiia”. In Kholopov, Iurii. O printsipakh kompozitsii starinnoi muzyki. Stat’i. Materialy, edited and compiled by Tat’iana Kiuregian, 275–300. Moscow: Nauchno-izdatel’skii tsentr “Moskovskaia konservatoriia”, 2015. (In Russian)

24. Kholopov, Iurii. “Gomofoniia”. In Muzykal’naia entsiklopediia, edited by Iurii Keldysh, vol. 1: 1047–55. Moscow: Sovetskaia entsiklopediia, 1973. (In Russian)

25. Kholopov, Iurii. “Struktura bakhovskoi fugi v kontekste istoricheskoi evoliutsii garmonii i tematizma”. In Kholopov, Iurii. O printsipakh kompozitsii starinnoi muzyki. Stat’i. Materialy, edited and compiled by Tat’iana Kiuregian, 474–500. Moscow: Nauchno-izdatel’skii tsentr “Moskovskaia konservatoriia”, 2015. (In Russian)

26. Kholopov, Iurii. “Nekotorye problemy muzykal’nogo formoobrazovaniia v instrumental’nykh sochineniiakh I. S. Bakha”. In Kholopov, Iurii. O printsipakh kompozitsii starinnoi muzyki. Stat’i. Materialy, edited and compiled by Tat’iana Kiuregian, 351–91. Moscow: Nauchno-izdatel’skii tsentr “Moskovskaia konservatoriia”, 2015. (In Russian)

27. Kholopova, Valentina. Russkaia muzykal’naia ritmika. Moscow: Sovetskii kompozitor, 1983. (In Russian)

28. Entsiklopedicheskii slovar’ F. A. Brokgauza, I. A. Efrona. St. Petersburg: Aktsionernoe izdatel’skoe obshchestvo F. A. Brokgauz — I. A. Efron, 1890–1907. Accessed January 5, 2018. http://dic.academic.ru/contents.nsf/brokgauz_efron/. (In Russian)

29. Taneev, Sergei. Uchenie o kanone. Prepared for printing by Viktor Beliaev. Moscow: Gosudarstvennoe izdatel’stvo, 1929. (In Russian)

30. Bogatyrev, Semen. Dvoinoi kanon. Moscow; Leningrad: Muzgiz, 1947. (In Russian)

31. Uspenskii, Nikolai and Teodor Miuller “Kanon”. In Muzykal’naia entsiklopediia, ed. by Iurii Keldysh, vol. 2: 688–94. Moscow: Sovetskaia entsiklopediia, 1974. (In Russian)

32. Fraenov, Viktor. Uchebnik polifonii. Moscow: Muzyka, 1987. (In Russian)

33. Chugaev, Aleksandr. Uchebnik kontrapunkta i fugi. Edited and compiled by Inna Iglitskaia. Moscow: Kompozitor, 2009. (In Russian)

34. Nazaikinskii, Evgenii. Stil’ i zhanr v muzyke. Moscow: VLADOS, 2003. (In Russian)

35. Asaf ’ev, Boris. Russkaia muzyka ot nachala XIX stoletiia. Moscow; Leningrad: Academia, 1930. (In Russian)

36. Chaikovskii, Petr. Polnoe sobranie sochinenii. Literaturnye proizvedeniia i perepiska. 17 vols. Moscow: Muzyka, 1978, vol. 16-A. (In Russian)

Music editions

I. Arensky, Anton. 6 canonic Pieces. 6 Klavierstücke in Canonform op. 1. Leipzig: D. Rahter, n. d. [1881].

II. Arenskii, Anton. Detskaia siuita (Kanony) dlia f.-p. v 4 ruki. Op. 65. M.; Leiptsig: P. Iurgenson, n. d.

III. Arensky, Anton. Basso ostinato D-dur pour le piano Op. 5 № 5. Moscow; Leipzig: P. Jurgenson, s. a.

IV. Arensky, Anton. Basso ostinato op. 5 № 5. 4 r. Accessed January 5, 2018. http://ru.scorser.com/I/Ноты/174603.html.

Загрузки

Опубликован

27.08.2018

Как цитировать

Кюрегян, Т. С. (2018). Антон Аренский — преподаватель и мастер музыкальной формы. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 8(3), 356–380. https://doi.org/10.21638/11701/spbu15.2018.302

Выпуск

Раздел

Музыка