«Спросите Аду»: о полиморфизме мультимедийных композиций

Авторы

  • Павел Александрович Мичков Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки https://orcid.org/0000-0001-8227-7190

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2024.402

Аннотация

В творчестве современного греческого композитора Янниса Кириакидеса произведение «Спросите Аду» (“Ask Ada”), написанное для солиста, ансамбля инструменталистов, вокодера и синхронизированное с видеоинсталляцией, занимает особое место. В центре сюжета женщина-математик, автор первого в истории компьютерного кода, написанного ею для разностной машины известного изобретателя Чарльза Бэббиджа более чем за сто лет до появления первых программируемых устройств. Личность Ады, ставшая объектом пристального внимания в мире исследований по теме истории компьютерной техники и развития искусственного интеллекта, стала центром притяжения интереса композитора, посвятившего своё творчество изучению симбиоза акустической и электронной музыки, мультимедийным композициям. Проблемы жанровой дефиниции, определения роли и места малоисследованной методологии контакта со слушателем, видовое многообразие – стали элементами общей системы внутренних противоречий современных произведений искусства, объединяющих в себе аудиальные и визуальные пространства. Неожиданным решением становятся в сочинении Кириакидеса принципы выстраивания сюжета: явная номерная структура, строгое соответствие таймкоду в партитуре сочетается с нелинейным, возникающим в несоответствии с хронологическим порядком развертыванием основных сюжетных линий. Их очередность следования в пьесе достаточно условна, проявляясь фрагментарно, отрывочно, как пиксели в цифровом изображении, постепенно объединяясь с родственными сюжетными мотивами, такие звенья формируются впоследствии в самостоятельные, полноценные смысловые поля. Развивая идею собственного способа коммуникации со слушателем, формируя базис для генерации смыслов, Яннис Кириакидес испытывает разнообразные приемы, одним из которых является полиморфизм. Асинхронное развертывание фабулы становится основой хронотопа сочинения. Свободное, граничащее с хаотичностью, переплетение основных русел сюжета перерастает в итоге в сводный поток, объединяющими средствами для которого выступают музыкальные художественно-выразительные средства и приемы видеографии.

Ключевые слова:

Яннис Кириакидес, Ада Лавлейс, мультимедийная композиция, электронная музыка, искусственный интеллект, синтез искусств, полиморфизм, «Спросите Аду»

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. van Maas, Sander. “Opening the Audiobook”. Contemporary Literature 70, no. 3 (2018): 337–56. https://doi.org/10.1215/00104124-6991744

2. Marinissen, Arnold. “The composition of concert music within the Digital Audio Workstation environment”. DA diss., Bournemouth University, 2022.

3. Высоцкая, Марианна. “‘Сочинять звук’: к проблеме музыкальной организации в ‘Traiettoria’ Марко Строппы”. Научный вестник Московской консерватории 40, no. 1 (2020): 36–55.

4. Ануфриева, Ксения. “Яннис Кириакидес: ‘Использование технологий в музыке — это примета времени’”. Дата обращения декабрь 23, 2023. https://www.classicalmusicnews.ru/interview/janniskiriakides-2017/.

5. Kyriakides, Yannis. “Hearing Words Written”. Organised Sound 21, no. 3 (2016): 233–41. https://doi.org/10.1017/S1355771816000200

6. Переверзева, Марина. “Перспективы применения искусственного интеллекта в музыкальной композиции”. Проблемы музыкальной науки, no. 1 (2021): 8–16. https://doi.org/10.33779/2587-6341.2021.1.008-016

7. Kyriakides, Yannis. “Ask Ada”. Дата обращения январь 31, 2024. https://www.kyriakides.com/askada.html.

8. Отяковский, Дмитрий, и Рустам Сагдиев. “Вопросы и проблемы музыкальной драматургии в жанре цифровой оперы”. Вестник музыкальной науки 11, no. 2 (2023): 163–8. https://doi.org/10.24412/2308-1031-2023-2-163-168

9. Безменов, Вадим. “Digital-опера: проблемы и перспективы развития жанра”. Южно-Российский музыкальный альманах 46, no. 1 (2022): 91–8. https://doi.org/10.52469/20764766_2022_01_91

10. Nyman, Inka-Maria. “Democratizing opera. Accessibility to opera in the digital age among Swedishspeaking Finns”. <em>International Journal of Cultural Policy 29, no. 6 (2023): 786–800. https://doi.org/10.1080/10286632.2022.2114469

11. Сиднева, Татьяна. “Межпарадигмальность как состояние современной музыкальной культуры”. Проблемы музыкальной науки, no. 1 (2023): 128–39. https://doi.org/10.56620/2782-3598.2023.1.128-139

12. Зубанова, Людмила, и Марина Бунакова. “Жизнь оперы в цифровом пространстве: ‘третий жанр’ гибридной культурной формы”. Знак: проблемное поле медиаобразования 44, no. 2 (2022): 120–7. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2022-10215

13. Мичков, Павел. “Некоторые аспекты изучения музыкальной информации”. Музыкальная академия 744, no. 4 (2013): 136–9.

14. Стогний, Ирина. “Выразительные возможности вторичных смыслов в музыке”. Ученые записки Российской академии музыки им. Гнесиных 44, no. 1 (2023): 82–90.

15. Glivinsky, Valery. “The Listener and the Work as the Dualistic Basis for the Morphological Analysis of Music”. Проблемы музыкальной науки, no. 4 (2022): 110–26. https://doi.org/10.56620/2782-3598.2022.4.110-126

16. Toole, Betty. Ada, the Enchantress of Numbers: A Selection from the Letters of Lord Byron’s Daughter and Her Description of the First Computer. Moreton-in-Marsh: Strawberry Press, 1992.

17. Кисеев, Василий. “Особенности взаимодействия музыки и видеоизображения в перформансе ‘Книга дней’ Мередит Монк”. Южно-Российский музыкальный альманах 45, no. 4 (2021): 18–24. https://doi.org/10.52469/20764766_2021_04_18

18. Акопян, Левон. “Чем Бетховен был для авангарда (и чем авангард стал для Бетховена)”. Вестник Русской христианской гуманитарной академии 22, no. 3 (2021): 167–81. https://doi.org/10.25991/VRHGA.2021.22.3.014

19. Нагина, Дана. “Цифровые оперные проекты Дмитрия Отяковского”. Ученые записки Российской академии музыки им. Гнесиных 43, no. 4 (2022): 45–52. https://doi.org/10.56620/2227-9997-2022-4-43-45-52

20. Delavault, Theodora. “I, Ada Lavelace”. Дата обращения декабрь 24, 2023. https://www.theadelavault.com/copy-of-work.

21. Крылова, Александра. “Новая идеология музыкального театра и ее воплощение в творчестве Хайнера Гёббельса”. Проблемы музыкальной науки 37, no. 4 (2019): 225–34. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.4.225-234

22. Крылова, Александра. “О новых формах синтеза искусств в современном музыкальном театре”. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение 10, no. 2 (2020): 230–47. https://doi.org/10.21638/spbu15.2020.203

References

1. van Maas, Sander. “Opening the Audiobook”. Contemporary Literature 70, no. 3 (2018): 337–56. https://doi.org/10.1215/00104124-6991744

2. Marinissen, Arnold. “The composition of concert music within the Digital Audio Workstation environment”. DA diss., Bournemouth University, 2022.

3. Vysotskaya, Marianna. “‘To Compose Sound’: To the Problem of Musical Organization in Traiettoria by Marco Stroppa”. Nauchnyi vestnik Moskovskoi konservatorii 40, no. 1 (2020): 36–55. (In Russian)

4. Anufrieva, Ksenia. “Yannis Kyriakides: ‘The use of technology in music is a sign of the times’”. Accessed December 23, 2023. https://www.classicalmusicnews.ru/interview/jannis-kiriakides-2017/. (In Russian)

5. Kyriakides, Yannis. “Hearing Words Written”. Organised Sound 21, no. 3 (2016): 233–41. https://doi.org/10.1017/S1355771816000200

6. Pereverzeva, Marina. “Prospects for the use of artificial intelligence in musical composition”. Problemy muzykal’noi nauki, no. 1 (2021): 8–16. https://doi.org/10.33779/2587-6341.2021.1.008-016 (In Russian)

7. Kyriakides, Yannis. “Ask Ada”. Accessed January 31, 2024. https://www.kyriakides.com/ask-ada.html.

8. Otyakovsky, Dmitry, and Rustam Sagdiev. “Issues and problems of musical drama in the genre of digital opera”. Vestnik muzykal’noi nauki 11, no. 2 (2023): 163–8. https://doi.org/10.24412/2308-1031-2023-2-163-168 (In Russian)

9. Bezmenov, Vadim. “Digital opera: Problems and prospects of genre development”. Iuzhno-Rossiiskii muzykal’nyi al’manakh, no. 1 (2022): 91–8. https://doi.org/10.52469/20764766_2022_01_91 (In Russian)

10. Nyman, Inka-Maria. “Democratizing opera. Accessibility to opera in the digital age among Swedish-speaking Finns”. International Journal of Cultural Policy 29, no. 6 (2023): 786–800. https://doi.org/10.1080/10286632.2022.2114469

11. Sidneva, Tatiana. “Interparadigmality as a state of modern musical culture”. Problemy muzykal’noi nauki, no. 1 (2023): 128–39. https://doi.org/10.56620/2782-3598.2023.1.128-139 (In Russian)

12. Zubanova, Lyudmila, and Marina Bunakova. “The life of opera in the digital space: “The third genre of the ‘hybrid cultural form’”. Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniia 44, no. 2 (2022): 120–7. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2022-10215 (In Russian)

13. Michkov, Pavel. “Some aspects of the study of musical information”. Muzykal’naia akademiia 744, no. 4 (2013): 136–9. (In Russian)

14. Stogniy, Irina. “Expressive possibilities of secondary meanings in music”. Uchenye zapiski Rossiiskoi akademii muzyki imeni Gnesinykh 44, no. 1 (2023): 82–90. (In Russian)

15. Glivinsky, Valery. “The Listener and the Work as the Dualistic Basis for the Morphological Analysis of Music”. Problemy muzykal’noi nauki, no. 4 (2022): 110–26. https://doi.org/10.56620/2782-3598.2022.4.110-126

16. Toole, Betty. Ada, the Enchantress of Numbers: A Selection from the Letters of Lord Byron’s Daughter and Her Description of the First Computer. Moreton-in-Marsh: Strawberry Press, 1992.

17. Kiseyev, Vasilii. “Specifics of interaction between music and video in the performance ‘Book of Days’ by Meredith Monk”. Iuzhno-Rossiiskii muzykal’nyi al’manakh 45, no. 4 (2021): 18–24. https://doi.org/10.52469/20764766_2021_04_18 (In Russian)

18. Akopyan, Levon. “What Beethoven was to the avant-garde (and what the avant-garde became to Beethoven)”. Vestnik Russkoi khristianskoi gumanitarnoi akademii 22, no. 3 (2021): 167–81. https://doi.org/10.25991/VRHGA.2021.22.3.014 (In Russian)

19. Nagina, Dana. “Dmitry Otyakovsky’s Digital Opera Projects”. Uchenye zapiski Rossiiskoi akademii muzyki imeni Gnesinykh 43, no. 4 (2022): 45–52. https://doi.org/10.56620/2227-9997-2022-4-43-45-52 (In Russian)

20. Delavault, Theodora. “I, Ada Lavelace”. Accessed December 24, 2023. https://www.theadelavault.com/copy-of-work.

21. Krylova, Alexandra. “The new ideology of musical theater and its embodiment in the work of Heiner Goebbels”. Problemy muzykal’noi nauki 37, no. 4/37 (2019): 225–34. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.4.225-234 (In Russian)

22. Krylova, Alexandra. “New Forms of Artistic Synthesis in Modern Musical Theatre”. Vestnik of Saint Petersburg University. Arts 10, no. 2 (2020): 230–47. https://doi.org/10.21638/spbu15.2020.203 (In Russian)

Загрузки

Опубликован

28.11.2024

Как цитировать

Мичков, П. А. (2024). «Спросите Аду»: о полиморфизме мультимедийных композиций. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 14(4), 649–663. https://doi.org/10.21638/spbu15.2024.402

Выпуск

Раздел

Музыка