Экранное пространство: реальное и воображаемое

Авторы

  • Виталий Федорович Познин Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения https://orcid.org/0000-0002-6936-6241

Аннотация

Поскольку экранное пространство является лишь отражением реальной действительности, то, используя применительно к кинематографу такие понятия, как «реальное» и «воображаемое», мы, конечно, имеем в виду условно реальное и условно воображаемое. Уже в фильмах немого периода можно видеть различные способы включения в реальное художественное пространство эпизодов воображаемого и сновидческого пространства. В звуковом кино сочетание реального и ирреального становится одним из существенных драматургических и изобразительных приемов. При этом авторы, учитывая особенности восприятия зрителя, с помощью изображения и звука позволяют отличить реальное от ирреального экранного пространства. За рамками исследования остаются эстетические особенности создания в кино таких видов ирреального пространства, как сновидческое, сказочное и виртуальное. Основное внимание уделено художественной трактовке в фильмах ХХ — начала XXI века эпизодов, представляющих собой воображение героя. Воображаемые персонажами ситуации рассматриваются здесь как визуализация эскапизма, стремления человека уйти от реальности. Характерной стилистической особенностью воображаемого в этих случаях является ироничность и игровая стихия. По
мере развития экранного искусства приемы совмещения экранных хронотопов, обозначающих реальное и воображаемое, встречаются все чаще и становятся все более разнообразными.

Ключевые слова:

экранное искусство, художественное пространство фильма, реальное и воображаемое в кино, эскапизм

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Виталий Федорович Познин, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения

доктор искусствоведения, профессор

Библиографические ссылки

Литература

1. Славой Ж. «Матрица», или Две стороны извращения / пер. с англ. Н. Цыркун // Искусство кино. 2000. № 6. С. 89–99.

2. Феллини Ф. Мой трюк — режиссура: [Запись рассказов кинорежиссера о себе] / Феллини Ф., Чэндлер Ш. // Искусство кино. 2002. N 4. С. 151–172.

3. Капрелова М. Б. Типы художественной реальности в структуре кинообраза: дис. … канд. искусствоведения. СПб.: Российский институт истории искусств, 2005. 157 с.

4. Фрит К. Мозг и душа. Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир. М.: Астрель, 2010. 335 c.

5. Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллинн: Ээсти Раамат, 1973. 138 с.

6. Эйзенштейн С. М. Избранные произведения в 6 т. М.: Искусство, 1964. Т. 2. 568 с.

References

1. Slavoi Zh. «Matritsa», ili Dve storony izvrashcheniia, per. s angl. N. Tsyrkun. Iskusstvo kino. 2000. № 6. p. 89–99.

2. Fellini F. Moi triuk — rezhissura: [Zapis' rasskazov kinorezhissera o sebe], Fellini F., Chendler Sh. Iskusstvo kino. 2002. N 4, p. 151–172.

3. Kaprelova M. B. Tipy khudozhestvennoi real'nosti v strukture kinoobraza: dis. … kand. iskusstvovedeniia. SPb.: Rossiiskii institut istorii iskusstv, 2005. 157 p.

4. Frit K. Mozg i dusha. Kak nervnaia deiatel'nost' formiruet nash vnutrennii mir. M.: Astrel', 2010. 335 p.

5. Lotman Iu. Semiotika kino i problemy kinoestetiki. Tallinn: Eesti Raamat, 1973. 138 p.

6. Eizenshtein S. M. Izbrannye proizvedeniia v 6 t. M.: Iskusstvo, 1964. T. 2. 568 p.

Загрузки

Опубликован

11.03.2015

Как цитировать

Познин, В. Ф. (2015). Экранное пространство: реальное и воображаемое. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 5(1), 18–25. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/2288

Выпуск

Раздел

Кино