Жанр хоррор в современном российском кино

Авторы

  • Виталий Федорович Познин Санкт-Петербургский государственный университет https://orcid.org/0000-0002-6936-6241

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2020.204

Аннотация

Последние четверть века в результате произошедших в нашей стране социально-экономических перемен и процессов, явившихся следствием культурной глобализации, российская киноиндустрия существует лишь благодаря государственной поддержке, поскольку основная часть продукции, производимой на отечественных студиях, неспособна пока конкурировать с голливудскими фильмами, ориентированными на массовую аудиторию. Одна из причин сложившейся ситуации кроется в отсутствии опыта у российских режиссеров и продюсеров в создании так называемого жанрового кино, чем многие десятилетия успешно занимаются американские киностудии. Учитывая изменение предпочтений российской аудитории, сформированных за последние десятилетия под воздействием голливудской продукции, которая сегодня составляет около 70 %, ряд отечественных студий пытается освоить те жанры, которые никогда не были свойственны отечественному кино, в частности хоррор, пользующийся на Западе успехом у значительной части зрителей. Анализируется различие западного и русского менталитета в отношении к теме страха и к реализации этой темы в литературных и экранных произведениях; исследуются основные жанровые признаки хоррор-фильмов, типологизируются тематика и поджанры современного хоррора. Особое внимание уделено эстетике фильмов ужасов — изобразительным и звуковым приемам, используемым для создания саспенса, а также современным постмодернистским средствам включения в стилистику хоррор-фильмов уловок, свойственных другим жанрам. Совершенно новым и актуальным является то, что на примере российских фильмов ужасов анализируется процесс так называемой глокализации, т. е. перенесения сюжетов и приемов западного хоррор-фильма на российскую почву. Как показал анализ, наиболее удачными оказались попытки соединить жанровую структуру голливудского хоррора с сюжетами русских мифов и сказок, в то время как создание фильмов ужасов на современном российском материале вызывает у отечественного зрителя отторжение, за исключением использования элементов хоррора в фильмах-фэнтези.

Ключевые слова:

кино, фильм ужасов, саспенс, культурная глобализация, жанр, национальный менталитет

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Виталий Федорович Познин, Санкт-Петербургский государственный университет

доктор искусствоведения, профессор кафедры телерадиожурналистики Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций»

Библиографические ссылки

Литература

1. Маркулан, Янина. Киномелодрама. Фильм ужасов: Кино и буржуазная массовая культура. Л.: Искусство, 1978.

2. Рассел, Джеффри Бартон. Колдовство и ведьмы в Средние века. Пер. А. Татлыбаева. СПб.: Евразия, 2001.

3. Фрейд, Зигмунд. “Жуткое”. Пер. Р. Додельцев. В изд. Фрейд, Зигмунд. Влечения и их судьба, 177–228. М.: Эксмо-Пресс, 1999. (Антология мудрости).

4. Schaub, Mirjam. Bilder aus dem Off: Zum philosophischen Stand der Kinotheorie. Weimar: VDG, 2005. (Serie Moderner Film, Bd. 4).

5. Леви-Брюль, Люсьен. Сверхъестественное в первобытном мышлении. Пер. и послесл. П. Арискин. М.: Педагогика-Пресс, 1994.

6. Gunning, Tom. “Those Drawn with a Very Fine Camel’s Hair Brush: The Origins of Film Genres”. Iris 20 (1995): 49–61.

7. Шибутани, Тамоцу. Социальная психология. Пер. с англ. В. Ольшанский; ред. и послесл. Г. Осипов. М.: Прогресс, 1969.

8. Kawin, Bruce F. Horror and the Horror Film. New York: Anthem Press, 2012.

9. Penner, Jonathan, and Steven Jay Schneider. Horror Cinema. Ed. by Paul Duncan. 4th ed. Köln: Taschen, 2012.

10. Hayward, Susan. Cinema Studies: The Key Concepts. London; New York: Routledge, 2000.

11. Тихомиров, С. “Хоррор в кинематографе: общая характеристика и тенденции развития жанра”. В изд. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Культурогенез и культурное наследие (культурологические исследования’ 09): сборник научных трудов, науч. ред. Л. Никифорова, А. Конева и В. Черва, 174–96. СПб.: Астерион, 2009.

12. Хвостов, Антон. “Ужасы в жизни учащейся молодежи”. Вестник Вятского государственного гуманитарного университета, вып. 4–4 (2009): 61–4.

13. Кара-Мурза, Сергей. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм, 2000. (История России. Современный взгляд).

14. Ястребицкая, Алла. Западная Европа XI–XIII веков: Эпоха. Быт. Костюм. М.: Искусство, 1978.

15. Хёйзинга, Йохан. Осень Средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. Пер. Д. Сильвестров, отв. ред. Сергей Аверинцев, предисл. Александр Михайлов, коммент. Дмитрий Харитонович. М.: Наука, 1988. (Памятники исторической мысли).

16. Суриц, Е., Т. Шинкарь, и В. Шора, пер. Готический роман. М.: Эксмо, 2007. (Библиотека всемирной литературы).

17. Хвостов, Антон. “Истоки жанра ужаса в детской литературе”. Известия Саратовского университета 11. Сер. Социология. Политология, вып. 3 (2011): 40–5.

18. Пушкин, Александр. Собрание сочинений. Общ. ред. Дмитрий Благой, примеч. Юлиан Оксман. 10 томов. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1961, т. 6: Критика и публицистика.

19. Капитонов, Иван, Владимир Грязнов, и Святослав Подгаевский. “Страх и опыт. Беседы о русском хорроре”. Искусство кино, no. 5–6 (2019): 130–9.

20. Маклюэн, Маршалл. Понимание медиа: внешние расширения человека. Пер. В. Николаев. М.; Жуковский: Канон-Пресс-Ц; Кучково поле, 2003.

21. Цыркун, Нина. “Карпатский меловой круг”. Искусство кино. Дата обращения июль 25, 2019. http://old.kinoart.ru/blogs/karpatskij-melovoj-krug.

22. Комм, Дмитрий. Формулы страха. Введение в историю и теорию фильма ужасов. 2012. Репринт. СПб.: BHV, 2018. (Лаборатория творчества).


References

1. Markulan, Ianina. Melodrama in the Cinema. Horror Film: Cinema and Bourgeois Mass Culture. Leningrad: Iskusstvo Publ., 1978. (In Russian)

2. Russell, Jeffrey Burton. Witchcraft and Witches in the Middle Ages. Rus. ed. Transl. by A. Tatlybaeva. St. Petersburg: Evraziia Publ., 2001. (In Russian)

3. Freud, Sigmund. “The Creepy”. Rus. ed. Transl. by R. Dodel’tsev. In Freud, Sigmund. Vlecheniia i ikh sud’ba, 177–228. Moscow: Eksmo-Press, 1999. (Antologiia mudrosti).

4. Schaub, Mirjam. Bilder aus dem Off: Zum philosophischen Stand der Kinotheorie. Weimar: VDG, 2005. (Serie Moderner Film, Bd. 4).

5. Lévy-Bruhl, Lucien. Supernatural in Primitive Thinking. Rus. ed. Transl. and afterword by P. Ariskin. Moscow: Pedagogika-Press, 1994. (In Russian)

6. Gunning, Tom. “Those Drawn with a Very Fine Camel’s Hair Brush: The Origins of Film Genres”. Iris 20 (1995): 49–61.

7. Shibutani, Famotsu. Society and Personality. Rus. ed. Transl. by V. Ol’shanskii; ed. and afterword by G. Osipov. Moscow: Progress Publ, 1969. (In Russian)

8. Kawin, Bruce F. Horror and the Horror Film. New York: Anthem Press, 2012.

9. Penner, Jonathan, and Steven Jay Schneider. Horror Cinema. Ed. by Paul Duncan. 4th ed. Köln: Taschen, 2012.

10. Hayward, Susan. Cinema Studies: The Key Concepts. London; New York: Routledge, 2000.

11. Tikhomirov, S. “Horror in the Cinema: General Characteristics and Trends of the Genre”. In Rossiiskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet im. A. I. Gertsena. Kul’turogenez i kul’turnoe nasledie (kul’turologicheskie issledovaniia’ 09): sbornik nauchnykh trudov, science ed. L. Nikiforova, A. Koneva and V. Cherva, 174–96. St. Petersburg: Asterion Publ., 2009. (In Russian)

12. Khvostov, Anton. “Horrors in Life of Studying Youth”. Vestnik Viatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta, iss. 4–4 (2009): 61–4.

13. Kara-Murza, Sergei. Manipulation of Consciousness. Moscow: Algoritm Publ., 2000. (Istoriia Rossii. Sovremennyi vzgliad). (In Russian)

14. Iastrebitskaia, Alla. Western Europe of the 11th–13th Centuries: The Age. Gen. Costume. Moscow: Iskusstvo Publ., 1978.

15. Huizinga, Johan. Autumn of the Middle Ages: A Study of Forms of Life and Forms of Thinking in the 14th and 15th Centuries in France and Netherlands. Rus. ed. Transl. by D. Sil’vestrov, ed. by Sergei Averintsev, foreword by Aleksandr Mikhailov, comment. by Dmitrii Kharitonovich. Moscow: Nauka Publ., 1988. (Pamiatniki istoricheskoi mysli). (In Russian)

16. Surits, E., T. Shinkar’, and V. Shora, transl. The Gothic Novel. Rus. ed. Moscow: Eksmo Publ., 2007. (Biblioteka vsemirnoi literatury). (In Russian)

17. Khvostov, Anton. “The Origins Horror Genre in Children’s Literature”. Izvestiia Saratovskogo universiteta 11. Ser. Sotsiologiia. Politologiia, iss. 3 (2011): 40–5. (In Russian)

18. Pushkin, Aleksandr. Complete Works. General ed. by Dmitrii Blagoi, comment. by Iulian Oksman. 10 vols. Moscow: Gosudarstvennoe izdatel’stvo khudozhestvennoi literatury Publ., 1961, vol. 6: Kritika i publitsistika.

19. Kapitonov, Ivan, Vladimir Griaznov, and Sviatoslav Podgaevskii. “Fear and Experience. Conversations About Russian Horror”. Iskusstvo kino, no. 5–6 (2019): 130–9.

20. McLuhan, Marshall. Understanding Media: The Extensions of Man. Rus. ed. Transl. by V. Nikolaev. Moscow; Zhukovskii: Kanon-Press-Ts Publ.; Kuchkovo pole Publ., 2003. (In Russian)

21. Tsyrkun, Nina. “Carpathian Chalk Circle”. Iskusstvo kino. Accessed July 25, 2019. http://old.kinoart.ru/blogs/karpatskij-melovoj-krug. (In Russian)

22. Komm, Dmitrii. Formula of Fear. Introduction to the History and Theory of Horror Film. 2012. Reprint. St. Petersburg: BHV Publ., 2018. (Laboratoriia tvorchestva). (In Russian)

Загрузки

Опубликован

16.06.2020

Как цитировать

Познин, В. Ф. (2020). Жанр хоррор в современном российском кино. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 10(2), 248–265. https://doi.org/10.21638/spbu15.2020.204

Выпуск

Раздел

Кино