Код времени в современном искусстве: дискурсивный анализ темпоральных арт-проектов

Авторы

  • Галина Николаевна Лола Санкт-Петербургский государственный университет https://orcid.org/0000-0002-5775-8547
  • Татьяна Игоревна Александрова Санкт-Петербургский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2021.109

Аннотация

Рассматривается влияние модели времени на современную художественную практику, влияние цифровых медиа на способность искусства предвосхищать будущее, а также дискурсивный анализ как инструмент, позволяющий раскрыть темпоральное измерение актуальных арт-проектов и исследовать их коммуникативный потенциал. Цифровая эпоха создает симультанный мир, в котором будущее можно воспринимать, глубоко вовлекаясь в настоящий момент, и современный художник обладает такой способностью схватывать изменения в смыслах, скрытые от большинства, и оформлять их в произведениях искусства. Симультанное восприятие времени развивает такую способность, а код «время» оказывается основным для понимания сообщения, заключенного в произведении искусства. В этом контексте задача исследователя состоит в том, чтобы обнаружить темпоральное измерение актуальных арт-проектов и раскрыть механизмы, обеспечивающие интеракцию произведения со зрителем. Особое внимание уделено способу вовлечения зрителя в смысловое пространство произведения. Предметом анализа становится коммуникативный формат произведения искусства, который представлен как гибкая, подвижная смысловая конструкция, активирующая воображение зрителя и способность к импровизации. Методологической основой для понимания коммуникативного формата стала неопрагматистская теория социального действия и практико-ориентированная социальная семиотика. Осмысление произведения искусства как коммуникативного события актуализирует дискурсивный анализ, который позволяет воспринимать произведение в динамике и раскрывает его темпоральное измерение. При этом дискурсивный анализ представлен не только как эффективный исследовательский инструмент, но и как ресурс, помогающий художнику, исследователю и зрителю развивать гибкое концептуальное мышление, гармонизировать воображение и структурный подход.

Ключевые слова:

современное искусство, цифровая среда, модель времени, симультанность, арт-проект, интерактивность, коммуникативный формат, дискурсивный анализ

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Галина Николаевна Лола, Санкт-Петербургский государственный университет

доктор философских наук, профессор

Библиографические ссылки

Литература

1. McLuhan, Herbert Marshall. Understanding Media. The Extension of Man. London: The MIT Press, 1994.

2. Levin, David Michael. The Opening of Vision. Nihilism and the Postmodern Situation. New York; London: Routledge,1988.

3. Барт, Ролан. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. Пер. c фр. Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.Косиков. М.: Прогресс; Универс, 1994.

4. Манович, Лев. Язык новых медиа. Пер. Диана Кульчицкая. М.: Ад Маргинем Пресс, 2018.

5. Metahaven. Digital Tarkovsky. Moscow: Strelka Press, 2018.

6. Dolezel, Lubomir. Heterocosmica. Fiction and Possible Worlds. Baltimore: John Hopkins University Press, 1998.

7. Wilson, Stephen. Аrt + Science Now. How Scientific Research and Technological Innovation are becoming key to 21st-Сentury Aesthetics. London: Thames & Hudson, 2010.

8. Dunne, Anthony, and Fiona Raby. Speculative Everything. Design, Fiction, and Social Dreaming. Cambridge, MA; London: MIT Press, 2013.

9. Казаринова, Надежда. Межличностная коммуникация: социально-конструкционистский анализ. СПб.: ЛЭТИ, 2006.

10. Berger, Peter L., and Thomas Luckmann. The Social Construction of Reality. A Treatise in the Sociology of Knowledge. Garden City, N.Y.: Anchor Books, 1966.

11. Bourdieu, Pierre. The Logic of Practice. Stanford, Calif.: Stanford University Press, 1990.

12. Thiboult, Paul John. Social Semiotics as Praxis. Text, Social Meaning Making, and Nabokov’s Ada. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1991. (Theory and History of Literature).

13. Эко, Умберто. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. Пер. А.Погоняйло, В.Розник. СПб.: Петрополис, 1998.

14. Gasparov, Boris. Speech, Memory, and Meaning: Intertextuality in Everyday Language. Berlin; New York: De Gruyter Mouton, 2010. (Trends in Linguistics. Studies and Monographs, bk. 214).

15. Kwastek, Katja. Aesthetics of Interaction in Digital Art. Cambridge, MA: MIT Press, 2013.

16. Делез, Жиль. Кино. Пер. Борис Скуратов. М.: Ад Маргинем, 2019.

17. Studio Olafur Eliasson. Accessed May 15, 2020. https://www.olafureliasson.net/.

18. “Ice Watch”. Studio Olafur Eliasson. Accessed May 15, 2020. https://olafureliasson.net/archive/artwork/WEK109190/ice-watchslideshow.

19. “Waterfall”. Studio Olafur Eliasson. Accessed May 15, 2020. https://olafureliasson.net/archive/artwork/WEK110140/waterfallslideshow.

20. “Human Time is Movement”. Studio Olafur Eliasson. Accessed May 15, 2020. https://olafureliasson.net/archive/artwork/WEK110909/human-time-is-movement-spring slideshow.

21. “Fog Assembly”. Studio Olafur Eliasson. Accessed May 15, 2020. https://olafureliasson.net/archive/artwork/WEK110139/fog-assembly slideshow.

22. Massey, Doreen. “Some Times of Space”. In Olafur Eliasson. The Weather Project: Exhibition Catalogue, ed. by Susan May, 107–18. London: Tate Publishing, 2003.

23. Kuo, Michelle Y., and Anna Engberg-Pedersen. Olafur Eliasson. Experience. Ed. by Anna Engberg-Pedersen. London; New York: Phaidon Press, 2018.

24. “Seiko Mikami. ‘Desire of Codes’”. Accessed May 15, 2020. https://special.ycam.jp/doc/work/index_en.html.

25. “Seiko Mikami. ‘Desire of Codes’”. Archive of Digital Art. Accessed May 15, 2020. https://www.digitalartarchive.at/database/general/work/desire-of-codes.html.

26. Голдинг, Уильям. Свободное падение. Пер. И.Судакевич. М.: АСТ, 2018. (Эксклюзивная классика).

27. “Dictionary of the Khazars (The Catcher)”. vimeo. Accessed May 15, 2020. https://vimeo.com/320450064.

28. Lola, Galina. “Design Of Communicative Event: The ‘Communicative Navigation’ Method”. In European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS, ed. by O. Shipunova, V.Volkova, A.Nordmann, L.Moccozet, 465–72. London: European Publisher, 2020, vol. LXXX. https://doi.org/10.15405/epsbs.2020.03.02.54.

References

1. McLuhan, Herbert Marshall. Understanding Media. The Extension of Man. London: MIT Press, 1994.

2. Levin, David Michael. The Opening of Vision. Nihilism and the Postmodern Situation. New York; London: Routledge,1988.

3. Barthes, Roland. Selected Works. Semiotics. Poetics. Rus. ed. Comp., ed. and foreword by G.Kosikov. Moscow: Progress Publ.; Univers Publ., 1994. (In Russian)

4. Manovich, Lev. The Language of New Media. Rus. ed. Transl. by Diana Kul’chitskaia. Moscow: Ad Marginem Press, 2018. (In Russian)

5. Metahaven. Digital Tarkovsky. Moscow: Strelka Press, 2018.

6. Dolezel, Lubomir. Heterocosmica. Fiction and Possible Worlds. Baltimore: John Hopkins University Press, 1998.

7. Wilson, Stephen. Аrt + Science Now. How Scientific Research and Technological Innovation are becoming key to 21st-Сentury Aesthetics. London: Thames & Hudson, 2010.

8. Dunne, Anthony, and Fiona Raby. Speculative Everything. Design, Fiction, and Social Dreaming. Cambridge, MA; London: MIT Press, 2013.

9. Kazarinova, Nadezhda. The Interpersonal Communication: Social Constructionist Analysis. St. Petersburg: LETI Publ., 2006. (In Russian)

10. Berger, Peter L., and Thomas Luckmann. The Social Construction of Reality. A Treatise in the Sociology of Knowledge. Garden City, N.Y.: Anchor Books, 1966.

11. Bourdieu, Pierre. The Logic of Practice. Stanford, Calif.: Stanford University Press, 1990.

12. Thiboult, Paul John. Social Semiotics as Praxis. Text, Social Meaning Making, and Nabokov’s Ada. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1991. (Theory and History of Literature).

13. Eko, Umberto. The Absent Structure. Introduction to Semiology. Rus. ed. Transl. by A.Pogoniailo, V.Roznik. St. Petersburg: Petropolis Publ., 1998. (In Russian)

14. Gasparov, Boris. Speech, Memory, and Meaning: Intertextuality in Everyday Language. Berlin; New York: De Gruyter Mouton, 2010. (Trends in Linguistics. Studies and Monographs, bk. 214).

15. Kwastek, Katja. Aesthetics of Interaction in Digital Art. Cambridge, MA: MIT Press, 2013.

16. Deleuze, Gilles. Cinematography. Transl. by Boris Skurativ. Moscow: Ad Marginem Publ., 2019.

17. Studio Olafur Eliasson. Accessed May 15, 2020. https://www.olafureliasson.net/.

18. “Ice Watch”. Studio Olafur Eliasson. Accessed May 15, 2020. https://olafureliasson.net/archive/artwork/WEK109190/ice-watchslideshow.

19. “Waterfall”. Studio Olafur Eliasson. Accessed May 15, 2020. https://olafureliasson.net/archive/artwork/WEK110140/waterfallslideshow.

20. “Human Time is Movement”. Studio Olafur Eliasson. Accessed May 15, 2020. https://olafureliasson.net/archive/artwork/WEK110909/human-time-is-movement-springslideshow.

21. “Fog Assembly”. Studio Olafur Eliasson. Accessed May 15, 2020. https://olafureliasson.net/archive/artwork/WEK110139/fog-assemblyslideshow.

22. Massey, Doreen. “Some Times of Space”. In Olafur Eliasson. The Weather Project: Exhibition Catalogue, ed. by Susan May, 107–18. London: Tate Publishing, 2003.

23. Kuo, Michelle Y., and Anna Engberg-Pedersen. Olafur Eliasson. Experience. Ed. by Anna Engberg-Pedersen. London; New York: Phaidon Press, 2018.

24. “Seiko Mikami. ‘Desire of Codes’”. Accessed May 15, 2020. https://special.ycam.jp/doc/work/index_en.html.

25. “Seiko Mikami. ‘Desire of Codes’”. Archive of Digital Art. Accessed May 15, 2020. https://www.digitalartarchive.at/database/general/work/desire-of-codes.html.

26. Golding, William. Free Fall. Rus. ed. Transl. by I. Sudakevich. Moscow: AST Publ., 2018. (Ekskliuzivnaia klassika). (In Russian)

27. “Dictionary of the Khazars (The Catcher)”. vimeo. Accessed May 15, 2020. https://vimeo.com/320450064.

28. Lola, Galina. “Design Of Communicative Event: The ‘Communicative Navigation’ Method”. In European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS, ed. by O. Shipunova, V.Volkova, A.Nordmann, L.Moccozet, 465–72. London: European Publisher, 2020, vol. LXXX. https://doi.org/10.15405/epsbs.2020.03.02.54.

Загрузки

Опубликован

24.03.2021

Как цитировать

Лола, Г. Н. ., & Александрова, Т. И. . (2021). Код времени в современном искусстве: дискурсивный анализ темпоральных арт-проектов. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 11(1), 150–166. https://doi.org/10.21638/spbu15.2021.109

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство