Канонические установки и практика в выборе певческого репертуара для богослужения в современном православном женском монастыре

Авторы

  • Юлия Михайловна Лемясева Российский институт истории искусств

Аннотация

Статья посвящена проблеме выбора репертуара для богослужения в современной монастырской певческой традиции на примере Пюхтицкого Успенского женского монастыря. Автор анализирует певческую практику монастыря, ее связь со спецификой монашеской жизни, каноническими установками.

Ключевые слова:

церковное пение, женские монастыри, богослужебный канон, современная богослужебная певческая практика, певческий репертуар

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Юлия Михайловна Лемясева, Российский институт истории искусств

аспирант сектора инструментоведения Российского института истории искусств

Библиографические ссылки

Литература

1. Флоренский П. А. Иконостас: избр. тр. по искусству. СПб.: Мифрил: Рус. кн., 1993. 365 с.

2. Языкова И. К. Богословие иконы. М.: Изд-во общедоступного православного университета, 1995. 212 с.

3. Иеродиакон Матфей (Самохин). Древние иноческие уставы и современный опыт монастырской жизни [Электронный ресурс]. М.: Сретенский монастырь, 2009. Ч. 4. Современный опыт монастырской жизни. 214 с. URL: http://www.pravoslavie.ru/sm/31557.htm (дата обращения: 14.02.2012).

4. Чудинова И. А. Слушание и звукотворчество в православной аскетике: афонские старцы о музыке // Голос в культуре. Личность. Жест. Звукотворчество. СПб.: РИИИ, 2010. С. 21–34.

5. Чудинова И. А. Время безмолвия. Музыка в монастырском Уставе. СПб.: РИИИ, 2003. 188 с.

6. Головатенко В. Г. К проблеме атрибуции монастырских богослужебных рукописей // Монастырская традиция в древнерусском певческом искусстве: к 600-летию основания Кирилло-Белозерского монастыря / сост. Н. Б. Захарьина, А. Н. Кручинина; науч. ред. Н. Б. Захарьина, А. Н. Кручинина, Н. В. Рамазанова. СПб.: Фонд во имя свт. Димитрия Ростовского: Нац. Свирид. фонд, 2000. С. 22–29.

7. Рамазанова Н. В. Певческие рукописные книги Кирилло-Белозерского монастыря // Монастырская традиция в древнерусском певческом искусстве: к 600-летию основания Кирилло-Белозерского монастыря / сост. Н. Б. Захарьина, А. Н. Кручинина; науч. ред. Н. Б. Захарьина, А. Н. Кручинина, Н. В. Рамазанова. СПб.: Фонд во имя свт. Димитрия Ростовского: Нац. Свирид.фонд, 2000. С. 8–16.

8. Чудинова И. А. Певческий хор Александро-Невского монастыря // Монастырская традиция в древнерусском певческом искусстве: к 600-летию основания Кирилло-Белозерского монастыря / сост. Н. Б. Захарьина, А. Н. Кручинина; науч. ред. Н. Б. Захарьина, А. Н. Кручинина, Н. В. Рамазанова. СПб.: Фонд во имя свт. Димитрия Ростовского: Нац. Свирид. фонд, 2000. С. 233–243.

9. Плотникова Н. Ю. Певческие центры России XVIII века (по материалам партесных рукописей ГИМ) // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. V. Музыкальное искусство христианского мира. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2008. Вып. 1 (3). С. 31–43.

10. Потемкина Н. А. Современная московская традиция пения и напев Киево-Печерской Лавры // Вестник РАМ им. Гнесиных. 2008. № 2. С. 21–30.

11. Обитель Божией Матери. Пюхтицкий Успенский Ставропогиальный женский монастырь. Эстония, 2003. 156 с.

12. Укурчинов А. А. Методы изучения гласового обихода XIX–XX веков: историография или этномузыкология? // Церковное пение в историко-литургическом контексте: Восток — Русь — Запад: к 2000-летию от Рождества Христова. М.: Прогресс-Традиция, 2003. С. 345–358.

13. «У певчих Пюхтицы не ставят голоса». Интервью с монахиней Иннокентией / зап. В. Воропаева // Северное побережье. 2007. 28 апр.


References

1. Florenskii P. A. Ikonostas: izbr. tr. po iskusstvu. St. Petersburg, Mifril: Rus. kn. Publ., 1993. 365 p. (In Russian)

2. Iazykova I. K. Bogoslovie ikony. Moscow, Izd-vo obshchedostupnogo pravoslavnogo universiteta, 1995. 212 p. (In Russian)

3. Ierodiakon Matfei (Samokhin). Drevnie inocheskie ustavy i sovremennyi opyt monastyrskoi zhizni [Elektronnyi resurs]. Moscow, Sretenskii monastyr', 2009. Pt. 4. Sovremennyi opyt monastyrskoi zhizni. 214 s. URL: http://www.pravoslavie.ru/sm/31557.htm (data obrashcheniia: 14.02.2012). (In Russian)

4. Chudinova I. A. Slushanie i zvukotvorchestvo v pravoslavnoi asketike: afonskie startsy o muzyke. Golos v kul'ture. Lichnost'. Zhest. Zvukotvorchestvo.<.em> St. Petersburg., RIII Press, 2010, pp. 21–34. (In Russian)

5. Chudinova I. A. Vremia bezmolviia. Muzyka v monastyrskom Ustave. St. Petersburg, RIII Press, 2003. 188 p. (In Russian)

6. Golovatenko V. G. K probleme atributsii monastyrskikh bogosluzhebnykh rukopisei. Monastyrskaia traditsiia v drevnerusskom pevcheskom iskusstve: k 600-letiiu osnovaniia Kirillo-Belozerskogo monastyria. Compiled by N. B. Zakhar'ina, A. N. Kruchinina; edited by N. B. Zakhar'ina, A. N. Kruchinina, N. V. Ramazanova. St. Petersburg, Fond vo imia svt. Dimitriia Rostovskogo: Nats. Svirid. fond, 2000, pp. 22–29. (In Russian)

7. Ramazanova N. V. Pevcheskie rukopisnye knigi Kirillo-Belozerskogo monastyria. Monastyrskaia traditsiia v drevnerusskom pevcheskom iskusstve: k 600-letiiu osnovaniia Kirillo-Belozerskogo monastyria. Compiled by N. B. Zakhar'ina, A. N. Kruchinina; edited by N. B. Zakhar'ina, A. N. Kruchinina, N. V. Ramazanova. St. Petersburg, Fond vo imia svt. Dimitriia Rostovskogo: Nats. Svirid. fond, 2000, pp. 8–16. (In Russian)

8. Chudinova I. A. Pevcheskii khor Aleksandro-Nevskogo monastyria Monastyrskaia traditsiia v drevnerusskom pevcheskom iskusstve: k 600-letiiu osnovaniia Kirillo-Belozerskogo monastyria. Compiled by N. B. Zakhar'ina, A. N. Kruchinina; edited by N. B. Zakhar'ina, A. N. Kruchinina, N. V. Ramazanova. St. Petersburg, Fond vo imia svt. Dimitriia Rostovskogo: Nats. Svirid. fond, 2000, pp. 233–243. (In Russian)

9. Plotnikova N. Iu. Pevcheskie tsentry Rossii XVIII veka (po materialam partesnykh rukopisei GIM). Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo Gumanitarnogo Universiteta. V. Muzykal'noe iskusstvo khristianskogo mira. Moscow, Pravoslavnyi Sviato-Tikhonovskii gumanitarnyi universitet Press, 2008, iss. 1 (3), pp. 31–43. (In Russian)

10. Potemkina N. A. Sovremennaia moskovskaia traditsiia peniia i napev Kievo-Pecherskoi Lavry. Vestnik RAM im. Gnesinykh, 2008, no. 2, pp. 21–30. (In Russian)

11. Obitel' Bozhiei Materi. Piukhtitskii Uspenskii Stavropogial'nyi zhenskii monastyr'. Estoniia, 2003. 156 p. (In Russian)

12. Ukurchinov A. A. Metody izucheniia glasovogo obikhoda XIX–XX vekov: istoriografiia ili etnomuzykologiia? Tserkovnoe penie v istoriko-liturgicheskom kontekste: Vostok — Rus' — Zapad: k 2000-letiiu ot Rozhdestva Khristova. Moscow, Progress-Traditsiia Publ., 2003, pp. 345–358. (In Russian)

13. «U pevchikh Piukhtitsy ne staviat golosa». Interv'iu s monakhinei Innokentiei. Interviewed by V. Voropaeva. Severnoe poberezh'e, 2007, April 28. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

15.03.2012

Как цитировать

Лемясева, Ю. М. (2012). Канонические установки и практика в выборе певческого репертуара для богослужения в современном православном женском монастыре. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 2(1), 21–27. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/1356

Выпуск

Раздел

Музыка