От «Оптимистической трагедии» к «революционному концерту»: ресайклинг советского исторического прошлого в современном театре

Авторы

  • Наталья Валерьевна Семенова Санкт-Петербургский государственный университет https://orcid.org/0000-0003-0315-9044

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2023.105

Аннотация

В статье поднимается проблема ресайклинга советского прошлого в спектаклях современного российского театра. Анализируется постановка В. Рыжакова «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал» (2017, Александринский театр) по пьесе Вс. Вишневского в переработке А. Волошиной. К драме Вишневского многократно обращались режиссеры (А. Таиров, Г. Товстоногов, М. Захаров и др.) в важные для развития советского театра моменты. В XXI в. «Оптимистическая трагедия» вновь стала востребованным произведением, при этом трактовка текста и театральный язык подверглись значительным изменениям: на первый план выступили темы преемственности поколений и исторической памяти. Сюжет о матросах-анархистах получил новую ретроспективную интерпретацию во многом благодаря экспериментам с музыкальной линией спектакля. Музыка и хор — важные компоненты драмы Вишневского. В первой редакции «Оптимистической трагедии» хор воплощал метафору суда истории. В постановках XX в. роль хора постепенно сокращалась и видоизменялась, пока, наконец, в версии 2017 г. матросы не превратились в пассивных свидетелей истории — призраков прошлого. Подобная трансформация хора сопровождалась применением приемов постдраматического театра (кросс-кастинг, отход от оригинального текста), включением музыкальных вставных номеров и специально созданных речитативов в стиле рэп. Песенные и рэп-композиции соединились в спектакле Рыжакова в нарратив, который сделал забытый текст Вишневского понятным и близким современному зрителю. Таким образом, «Прощальный бал» представляет собой усложненный пастиш, в котором сочетание текстов, принадлежащих к разным стилям и периодам, воплощает хаос революции с ее многоголосием личных историй. Актуализации прошлого и культурной памяти актера и зрителя также способствует применяемый Рыжаковым этюдный метод, вскрывающий механизмы культурного отбора.

Ключевые слова:

Оптимистическая трагедия, ресайклинг советского, хор, постдраматический театр, Виктор Рыжаков, Всеволод Вишневский, Ася Волошина, Александр Таиров, Георгий Товстоногов

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Shvydkoi, Mikhail. “Nostalgia for Soviet Theatre: Is There Hope for the Future?” Transl. by Elise Thoron. Performing Art Journal 15, no. 1 (1993): 111–9. https://doi.org/10.2307/3245804

2. Литовская, Мария. “Советская империя как тема современной литературы”. В кн. Ностальгия по советскому, под ред. Зои Резановой, 326–43. Томск: Изд-во Томского университета, 2011.

3. Якубова, Наталия. Театр эпохи перемен в Польше, Венгрии и России. 1990–2010-е годы. М.: Новое литературное обозрение, 2014.

4. Poor, Benjamin. Heritage, Nostalgia and Modern British Theatre. Staging the Victorians. London: Palgrave Macmillan, 2012.

5. Carlson, Marvin. The Haunted Stage. The Theatre as Memory Mashine. Ann Arbor: University of Michigan Press, 2004.

6. Руднев, Павел. “У матросов есть вопросы: ‘Оптимистическая трагедия’ Виктора Рыжакова”. Театр. Июль 17, 2018. Дата обращения апрель 24, 2021. http://oteatre.info/u-matrosov-est-voprosy

7. Александринский театр. Репертуар: сезон 2017–2018. СПб.: Александринский театр, 2018.

8. Гусарова, Юлия. “Максим Диденко: Десять лет назад было понятнее, кто в революции был ‘хороший’, а кто ‘плохой’”. Сноб. Сентябрь 20, 2017. Дата обращения апрель 24, 2021. https://snob.ru/entry/151560/.

9. Поляков, Даниил. “‘Я старая театральная крыса, и все равно будет по-моему’. Режиссер Николай Коляда о государственных разнарядках, щекотке зрителя и призраках коммунистического прошлого”. Известия, январь 18, 2019. Дата обращения апрель 24, 2021. https://iz.ru/834786/daniil-poliakov/ia-staraia-teatralnaia-krysa-i-vse-ravno-budet-po-moemu

10. Хализева, Мария. “Всех засосало в жерло катаклизма”. Экран и сцена, no. 20 (2017): 5.

11. Вишневский, Всеволод. “Оптимистическая трагедия”. В изд. Вишневский, Всеволод. Собрание сочинений в 5 томах, 215–76. М.: Художественная литература, 1954, т. 1.

12. Горфункель, Елена. “Где в вашей пьесе образ врага, то бишь трагедия?” Петербургский театральный журнал, no. 4 (2017): 104–7.

13. Шитенбург, Лилия. “Средний бал. ‘Оптимистическая трагедия’ Виктора Рыжакова в Александринке”. Colta. Сентябрь 22, 2017. Дата обращения апрель 24, 2021. https://www.colta.ru/articles/theatre/16094-sredniy-bal

14. Карась, Алена. “Комиссар из Карамазовых. Спектакль Виктора Рыжакова ‘Оптимистическая трагедия’ на фестивале ‘Александринский’”. Российская газета, no. 217. Сентябрь 21, 2017. Дата обращения апрель 24, 2021. https://rg.ru/2017/09/21/reg-szfo/na-festivale-aleksandrinskijpredstavili-optimisticheskuiu-tragediiu.html

15. Песочинский, Николай. “Оптимальная трагедия”. ПТЖ. Блог. Сентябрь 22, 2017. Дата обращения апрель 24, 2021. http://ptj.spb.ru/blog/optimalnaya-tragediya/.

16. Алесенкова, Виктория. Постдраматический театр Х.-Т. Лемана: эстетический дискурс. Саратов: Наука, 2015.

17. Захаров, Марк. Театр без вранья. М.: АСТ; Зебра Е, 2008.

18. Вишневский, Всеволод. Статьи. Дневники. Письма. М.: Советский писатель, 1961.

19. “Письма Вс. В. Вишневского к А. А. Гвоздеву”. Публ. Виталия Дмитриевского. В сб. Труды Государственного НИИ театра, музыки и кинематографии. Вып. 1, 407–15. Л.: б. и., 1959.

20. Мейерхольд, Всеволод. “Из записных книжек”. В кн. Мейерхольд, Всеволод. Статьи. Письма. Речи. Беседы. Часть 1. 1891–1917, 205–6. М.: Искусство, 1968.

21. Золотухин, Валерий. “В поисках новых форм коллективности: ансамбль и декламационный хор в русском театре 1910–1920-х годов”. Шаги/Steps, no. 3 (3) (2017): 9–23. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2017-3-3-9-23

22. Вишневский, Всеволод. “Красный флот в песнях”. В изд. Вишневский, Всеволод. Собрание сочинений в 5 томах, 61–79. М.: Художественная литература, 1954, т. 1.

23. Леман, Ханс-Тис. Постдраматический театр. М.: ABCdesign, 2013.

24. Горбунова, Анна. “‘Оптимистическая трагедия’ Виктора Рыжакова: деконструкция мифа и взрыв жанра”. Театрон, no. 2 (2018): 111–22.

25. Brandt, George. “Brecht, Bertolt”. In The Continuum Companion to Twentieth Century Theatre, ed. by Chambers Colin, 105–9. London; New York: Continuum, 2002.

26. Вишневский, Всеволод. Оптимистическая трагедия. М.; Л.: ГИХЛ, 1933.

27. Lehmann, Hans-Thies. Tragedy and Dramatic Theatre. Transl. by Erik Butler. New York: Routledge, 2016.

28. Жаров, Михаил. Жизнь, театр, кино. Воспоминания. М.: Искусство, 1967.

29. Таиров, Александр. “‘Оптимистическая трагедия’. Доклад труппе Камерного театра”. В кн. Таиров, Александр. О театре, 261–76. М.: Академический проект, 2017.

30. Медведев, Борис. “Рождение ‘Оптимистической трагедии’”. Театр, no. 9 (1957): 70–85.

31. Товстоногов, Георгий, и Агамирзян Рубен. “Режиссерский замысел”. В кн. Полк обращается к потомству. “Оптимистическая трагедия” Вс. Вишневского на сцене Ленинградского государственного академического театра им. А. С. Пушкина, 67–115. Л.; М.: Искусство, 1960.

32. Волошина, Ася. Гибнет хор: четыре пьесы о России. СПб.: Сеанс, 2018.

33. Сиверина, Наталия. “Безнадежные одежды. Как современные художники по костюмам одевают персонажей спектаклей о революции и тоталитаризме”. Сцена, no. 5 (2017): 38–41.

34. Алейнова, Наталия. “Мария Трегубова, интервью”. Maskbook.ru. Дата обращения апрель 24, 2021. http://maskbook.ru/mariya-tregubova.

35. Волошина, Ася. Оптимистическая трагедия. Прощальный бал. Сценическая версия Александринского театра 2017 г. Рукопись.

36. Рогинская, Ольга. “Кросс-кастинг как постдраматический прием в современном российском театре”. Петербургский театральный журнал, no. 4 (2016): 130–8.

37. Блок, Александр. “Интеллигенция и революция”. В кн. Блок, Александр. Собрание сочинений в 8 томах, 9–20. М.; Л.: Художественная литература, 1962, т. 6.

38. Большакова, Катерина. “Невыносимо талантливо — ‘Оптимистическая трагедия. Прощальный бал’ Виктора Рыжакова на сцене Александринского театра”. Дата обращения апрель 24, 2021. http://localdramaqueen.moscow/2019/02/optimistic_tragedy/

39. Weygandt, Susanna. “Revisiting skaz in Ivan Vyrypaev’s cinema and theatre: rhythms and sounds of postdramatic rap”. Studies in Russian and Soviet Cinema 12, no. 3 (2018): 195–214. https://doi.org/10.1080/17503132.2018.1511260

40. “Несовременный концерт”. Страница спектакля на сайте “Центра им. В. Э. Мейерхольда”. Дата обращения апрель 24, 2021. http://meyerhold.ru/nesovremennyy-koncert/.

41. Дмитревская, Марина. “Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…” ПТЖ. Блог. Июнь 3, 2015. Дата обращения апрель 24, 2021. http://ptj.spb.ru/blog/nesovremennyj-koncert-2.

42. Хайкина, Ольга. “Рыжаковцы: новое поколение мастерской рвется в бой”. Дата обращения апрель 24, 2021. http://localdramaqueen.moscow/2018/09/interview-ryzhakoff-jr.

43. Нестерова, Софья. “Анна Блинова, интервью”. Дата обращения апрель 24, 2021. http://maskbook.ru/anna-blinova/.

44. Кингисепп, Мария. “Как в Александринке появился революционный спектакль-концерт ‘Оптимистическая трагедия’?” СПб. Собака.ru: Петербургский городской журнал, no. 6 (2018): 142–5.

45. Нестерова, Софья. “Дмитрий Лысенков, интервью”. Дата обращения апрель 24, 2021. http://maskbook.ru/dmitrij-lysenkov/.

46. Тух, Борис. “Виктор Рыжаков, который всегда стремится к совершенству: интервью с посетившим Таллин режиссером”. Дата обращения апрель 24, 2021. https://stolitsa.ee/estoniya/viktor-ryzhakov-kotoryy-vsegda-stremitsya-k-sovershenstvu-intervyu-s-posetivshim-tallinn.

47. Вишневский, Всеволод. “Автор о трагедии”. В кн. Вишневский, Всеволод. Оптимистическая трагедия, 84–107. М.; Л.: ГИХЛ, 1933.

References

1. Shvydkoi, Mikhail. “Nostalgia for Soviet Theatre: Is There Hope for the Future?” Transl. by Elise Thoron. Performing Art Journal 15, no. 1 (1993): 111–9. https://doi.org/10.2307/3245804

2. Litovskaia, Mariia. “Soviet Empire as an Issue of Contemporary Literature”. In Nostalgia for the Soviet, ed. by Zoia Rezanova, 326–43. Tomsk: Tomskii universitу Publ., 2011. (In Russian)

3. Iakubova, Nataliia. Theatre in the Times of Change in Poland, Hungary and Russia. 1990s–2010s. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2014. (In Russian)

4. Poor, Benjamin. Heritage, Nostalgia and Modern British Theatre. Staging the Victorians. London: Palgrave Macmillan, 2012.

5. Carlson, Marvin. The Haunted Stage. The Theatre as Memory Mashine. Ann Arbor: University of Michigan Press, 2004.

6. Rudnev, Pavel. “Sailors do have questions… An Optimistic Tragedy by Viktor Ryzhakov”. Teatr. July 17, 2018. Accessed April 24, 2021. http://oteatre.info/u-matrosov-est-voprosy. (In Russian)

7. Alexandrinsky Theatre. Repertoire. 2017–2018. St Petersburg: Alexandrinsky Theatre Publ., 2018. (In Russian)

8. Gusarova, Iuliia. “Maksim Didenko: Ten Years Ago We Understood Better Who Was Good and Who Was Bad in the Revolution”. Snob. September 20, 2017. Accessed April 24, 2021. https://snob.ru/entry/151560/ (In Russian)

9. Poliakov, Daniil. “‘I’m an Old Theatrical Rat, and It Will Still Be in My Own Way’. Director Nikolai Koliada on the State Orders, the Tickling of the Spectator and the Ghosts of the Communist Past”. Izvestiia. January 18, 2019. Accessed April 24, 2021. https://iz.ru/834786/daniil-poliakov/ia-staraiateatralnaia-krysa-i-vse-ravno-budet-po-moemu. (In Russian)

10. Khalizeva, Mariia. “Everyone Got Sucked into the Mouth of the Cataclysm”. Ekran i stsena, no. 20 (2017): 5. (In Russian)

11. Vishnevskii, Vsevolod. “An Optimistic Tragedy”. In Vishnevskii, Vsevolod. The Complete Works. 5 vols, 215–76. Moscow: Khudozhestvennaia literatura Publ., 1954, vol. 1. (In Russian)

12. Gorfunkel’, Elena. “Where is the Image of an Enemy in Your Play, to Wit, the Tragedy”. Peterburgskii teatral’nyi zhurnal, no. 4 (2017): 104–7. (In Russian)

13. Shitenburg, Liliia. “An Average Ball. Viktor Ryzhakov’s Optimistic Tragedy at the Alexandrinsky Theatre”. Colta. September 22, 2017. Accessed April 24, 2021. https://www.colta.ru/articles/theatre/16094-sredniy-bal. (In Russian)

14. Karas’, Alena. “Comissar from Karamazov. Viktor Ryzhakov’s Optimistic Tragedy at the Alexandrinsky Theatre Festival”. Rossiiskaia gazeta, no. 217. September 21, 2017. Accessed April 24, 2021. https://rg.ru/2017/09/21/reg-szfo/na-festivale-aleksandrinskij-predstavili-optimisticheskuiu-tragediiu.html.

15. Pesochinskii, Nikolai. “An Optimal Tragedy”. PTZh. Blog. September 22, 2017. Accessed April 24, 2021. http://ptj.spb.ru/blog/optimalnaya-tragediya/. (In Russian)

16. Alesenkova, Viktoriia. H.-T. Lehmann’s Postdramatic Theatre: Aestetic Discourse. Saratov: Nauka Publ., 2015. (In Russian)

17. Zakharov, Mark. Theatre without Lies. Moscow: AST Publ.; Zebra E Publ., 2008. (In Russian)

18. Vishnevskii, Vsevolod. Articles. Diaries. Letters. Moscow: Sovetskii pisatel’ Publ., 1961. (In Russian)

19. “Vs. V. Vishnevskii’s Letters to A. A. Gvozdev”. Published by Vitalii Dmitrievskii. In Trudy Gosudarstvennogo NII teatra, muzyki i kinematografii. Iss. 1. Leningrad, s. n., 1959: 407–15. (In Russian)

20. Meyerhold, Vsevolod. “Notes”. In Meyerhold, Vsevolod. Articles. Letters. Speaches. Debates. Part 1. 1891–1917, 205–6. Moscow: Iskusstvo Publ., 1968. (In Russian)

21. Zolotukhin, Valeriy. “Searching for New Forms of Collectivity: Ensembles and Recitation Choirs in Russian Avant-Garde Theatre”. Shagi/Steps, no. 3 (3) (2017): 9–23. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2017-3-3-9-23 (In Russian)

22. Vishnevskii, Vsevolod. “The Red Navy in Songs”. In Vishnevskii, Vsevolod. The Complete Works. 5 vols, 61–79. Moscow: Khudozhestvennaia literature Publ., 1954, vol. 1. (In Russian)

23. Lehmann, Hans-Thies. Postdramatic Theatre. Rus. ed. Moscow: ABCdesign Publ., 2013. (In Russian)

24. Gorbunova, Anna. “An Optimistic Tragedy by Viktor Ryzhakov: Deconstruction of the Myth and the Explosion of the Genre”. Teatron, no. 2 (2018): 111–22. (In Russian)

25. Brandt, George. “Brecht, Bertolt”. In The Continuum Companion to Twentieth Century Theatre, ed. by Chambers Colin, 105–9. London; New York: Continuum, 2002.

26. Vishnevskii, Vsevolod. An Optimistic Tragedy. Moscow; Leningrad: GIKhL Publ., 1933. (In Russian)

27. Lehmann, Hans-Thies. Tragedy and Dramatic Theatre. Transl. by Erik Butler. New York: Routledge, 2016.

28. Zharov, Mikhail. Life, Theatre, Cinema. Memoires. Moscow: Iskusstvo Publ., 1967. (In Russian)

29. Tairov, Alexander. “An Optimistic Tragedy. A Lecture for the Troupe of Kamerny Theatre”. In Tairov, Alexander. On the Theatre, 261–76. Moscow: Akademicheskii proekt Publ., 2017. (In Russian)

30. Medvedev, Boris. “The Birth of An Optimistic Tragedy”. Teatr, no. 9 (1957): 70–85. (In Russian)

31. Tovstonogov, Georgy, and Agamirzian, Ruben. “Director’s Concept” In The Regiment refers to descendants. “An Optimistic Tragedy” at the Leningrad State Academic Theatre named after A. S. Pushkin, 67–115. Leningrad; Moscow: Iskusstvo Publ., 1960. (In Russian)

32. Voloshina, Asia. The Choir is Dying: Four Plays about Russia. St Petersburg: Seans Publ., 2018. (In Russian)

33. Siverina, Nataliia. “Hopeless clothes. How contemporary Costume Designers Dress the Characters of Plays on the Revolution and Totalitarianism”. Stsena, no. 5 (2017): 38–41. (In Russian)

34. Aleinova, Nataliia. “Mariia Tregubova, an Interview”. Maskbook.ru. Accessed April 24, 2021. http://maskbook.ru/mariya-tregubova. (In Russian)

35. Voloshina, Asia. An Optimistic Tragedy. A Farewell Ball. Stage Version of the Alexandrinsky Theatre 2017. Manuscript. (In Russian)

36. Roginskaia, Ol’ga. “Cross-casting as a Post-dramatic Technique in Contemporary Russian Theatre”. Peterburgskii teatral’nyi zhurnal, no. 4 (2016): 130–8. (In Russian)

37. Blok, Alexander. “Intelligentsia and Revolution”. In Blok, Alexander. The Complete Works in 8 vols, 9–20. Moscow; Leningrad: Khudozhestvennaia literatura, 1962, vol. 6. (In Russian)

38. Bol’shakova, Katerina. “Unbearably talented — An Optimistic Tragedy. A Farewell Ball by Viktor Ryzhakov at Alexandrinsky Theatre”. Accessed April 24, 2021. http://localdramaqueen.moscow/2019/02/optimistic_tragedy/. (In Russian)

39. Weygandt, Susanna. “Revisiting Skaz in Ivan Vyrypaev’s Cinema and Theatre: Rhythms and Sounds of Postdramatic Rap”. Studies in Russian and Soviet Cinema 12, no. 3 (2018): 195–214. https://doi.org/10.1080/17503132.2018.1511260

40. “An Old-fashioned Concert”. In Tsentr im. V. E. Meierkhol’da. Accessed April 24, 2021. http://meyerhold.ru/nesovremennyy-koncert/. (In Russian)

41. Dmitrevskaia, Marina. “A Comment. A Feedback. Something likewise…” PTZh. Blog. June 3, 2015. Accessed April 24, 2021. http://ptj.spb.ru/blog/nesovremennyj-koncert-2.

42. Khaikina, Ol’ga. “Ryzhakovtsy: a New Generation of the Studio is Raring to Go”. Accessed April 24, 2021. http://localdramaqueen.moscow/2018/09/interview-ryzhakoff-jr.

43. Nesterova, Sof ’ia. “Anna Blinova, an Interview”. Accessed April 24, 2021. http://maskbook.ru/anna-blinova/.

44. Kingisepp, Maria. “How was staged a revolutionary concert performance An Optimistic Tragedy at Alexandrinka?” SPb. Sobaka.ru: Peterburgskii gorodskoi zhurnal, no. 6 (2018): 142–5. (In Russian)

45. Nesterova, Sof ’ia. “Dmitrii Lysenkov, an Interview”. Accessed April 24, 2021. http://maskbook.ru/dmitrij-lysenkov/. (In Russian)

46. Tukh, Boris. “Viktor Ryzhakov, Who Always Strives for Perfection: an Interview with the Director during His Visit to Tallinn”. Accessed April 24, 2021. https://stolitsa.ee/estoniya/viktor-ryzhakov-kotoryy-vsegda-stremitsya-k-sovershenstvu-intervyu-s-posetivshim-tallinn. (In Russian)

47. Vishnevskii, Vsevolod. “The Author on the Tragedy”. In Vishnevskii, Vsevolod. An Optimistic Tragedy, 84–107. Moscow; Leningrad: GIKhL Publ., 1933. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.03.2023

Как цитировать

Семенова, Н. В. (2023). От «Оптимистической трагедии» к «революционному концерту»: ресайклинг советского исторического прошлого в современном театре. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 13(1), 107–127. https://doi.org/10.21638/spbu15.2023.105

Выпуск

Раздел

Театр