«Новая вокальная сложность»: фактурная и тембровая организация хоровых сочинений Б. Фернихоу

Авторы

  • Александр Сергеевич Рыжинский Российская академия музыки имени Гнесиных https://orcid.org/0000-0001-9558-0252

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2025.102

Аннотация

В центре внимания исследователя — хоровое творчество выдающегося британского композитора Брайана Фернихоу (р. 1943). При сравнительно небольших размерах каждое сочинение композитора являет собой уникальный образец хорового письма, являющийся подлинной энциклопедией основных приемов вокального исполнительства XX в. и ставящий перед исполнителем чрезвычайно сложные задачи. Первое хоровое сочинение Фернихоу “Missa brevis” соединяет тембровые эксперименты Шёнберга (сочетание Sprechgesang и традиционного пения, оперирование ансамблями голосов с контрастным уровнем тесситурного напряжения) с временными и тембро-фактурными идеями послевоенного авангарда, среди которых и приемы пространственной композиции Штокхаузена, и диагональная фактура Ноно, и оперирование разновидностями вокальной эмиссии Булеза. Отдельные приемы Фернихоу подлинно новаторские. Один из них — политемповые наложения сонорных пластов фактуры, которые в последующие десятилетия станут характерны и для сочинений Штокхаузена, Холлигера, Лигети. “Time and Motion Study III” — второе хоровое сочинение композитора — становится одним из наиболее известных сегодня воплощений идеи фонемной композиции. Сочинение предъявляет к певцам экстраординарные требования, касающиеся не только элементарного интонирования, но и владения практически всей палитрой артикуляционных приемов, существовавших в момент создания партитуры. Отдельное внимание в статье уделено изучению хоровых частей музыкально-драматического действа Фернихоу “Shadowtime”, соединяющих в себе опыт музыкально-литературной (“Missa brevis”) и фонемной (“Time and Motion Study III”) композиций. Подобно предшествующим хоровым сочинениям Фернихоу, здесь представлены тембро-фактурные приемы, относящиеся к основополагающим для сочинений второй половины XX в., и в то же время ярко заявляет о себе индивидуальность автора в стремлении к максимальной артикуляционной детализации каждого звука в условиях тончайшей нюансировки и практически полного отсутствия визуального ряда, тем более удивительного для музыкально-драматического сочинения. В этом автор статьи видит взаимосвязь “Shadowtime” с поздним творчеством Луиджи Ноно, пропагандирующим сосредоточение на музыкальном звуке как таковом, стремление к неустанному поиску нового, отказу от привычного и рутинного, к выходу за пределы своих профессиональных возможностей.

Ключевые слова:

Фернихоу, Ноно, Штокхаузен, Булез, Кагель, хоровая фактура, тембрика, музыка и слово, фонемная композиция

Скачивания

 

Библиографические ссылки

Литература

1. Ferneyhough, Brian. “Interview with Goyol Bons”. In Ferneyhough, Brian. Collected Writings, eds James Boros and Richard Toop, 217–33. London; New York: Routledge, 2003. (Contemporary Music Studies, vol. 10).

2. Рыжинский, Александр. “Кантаты Пьера Булеза в контексте основных тенденций развития хоровой композиции XX века”. Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Искусствоведение, no. 1 (2021): 21–38. https://doi.org/10.21638/spbu15.2021.102

3. Courtot, Francis. Brian Ferneyhough Figures et Dialogues. Paris: L’Harmattan, 2009.

4. Холопова, Валентина. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм: учебное пособие. СПб.: Лань; Планета музыки, 2010.

5. Griffiths, Paul. Modern music and after. New York: Oxford University Press, 2010.

6. Цареградская, Татьяна. “Брайан Фернихоу: очарование музыкального жеста”. Научный вестник Московской консерватории, no. 2 (2014): 155–75.

7. Ferneyhough, Brian. Time and Motion Study III. Score. Leipzig; London; New York: Edition Peters, 1974.

8. Toop, Richard. “Brian Ferneyhough in Interview”. Contact: A Journal for Contemporary Music, no. 29 (1985): 4–19.

9. Fitch, Lois. Brian Ferneyhough. Bristol: Intellect, 2013.

10. Ferneyhough, Brian. “Stelæ for Failed Time”. Дата обращения август 23, 2024. https://brahms.ircam.fr/en/works/work/22667.

11. Ferneyhough, Brian. “Leaps and circuits to trail: A conversation on the texts and music with Jeffrey Stadelman”. In Ferneyhough, Brian. Collected Writings, eds James Boros and Richard Toop, 464–509. London: Routledge, 2003. (Contemporary Music Studies, vol. 10).

12. Рыжинский, Александр. “Хоровые сочинения Луиджи Ноно 1980-х годов: к проблеме позднего стиля композитора”. Музыка и время, no. 9 (2015): 56–64.

13. Рыжинский, Александр. “‘Ha venido’: на пути к ‘новому’ Ноно”. Дом Бурганова. Пространство культуры, no. 2 (2012): 215–27.

14. Taruskin, Richard. Music in the late twentieth century. New York: Oxford University Press, 2010.

15. Chaigne, Jean-Pascal. “Complexité et interprétation de la musique de Brian Ferneyhough: le travail de Caroline Delume sur le sixième movement de Kurze Schatten II”. In Philomusica on-line. Rivista del Dipartimento di Musicologia e Beni Culturali 21, no. 2 (2022): 263–88. http://dx.doi.org/10.13132/1826-9001/21.2178

16. Красногорова, Ольга. “Фортепианная музыка Брайана Фернихоу: пределы интерпретации”. Временник Зубовского института, no. 2 (2022): 131–47. https://doi.org/10.52527/22218130_2022_2_131

References

1. Ferneyhough, Brian. “Interview with Goyol Bons”. In Ferneyhough, Brian. Collected Writings, eds James Boros and Richard Toop, 217–33. London; New York: Routledge, 2003. (Contemporary Music Studies, vol. 10).

2. Ryzhinskii, Aleksandr. “The Cantatas by Pierre Boulez in the Context of the Main Trends in the Development of Choral Composition of the 20th Century”. Vestnik of Saint Petersburg University. Arts, no. 1 (2021): 21–38. https://doi.org/10.21638/spbu15.2021.102 (In Russian)

3. Courtot, Francis. Brian Ferneyhough Figures et Dialogues. Paris: L’Harmattan, 2009.

4. Kholopova, Valentina. Music theory: Melody, rhythm, texture, thematism: textbook. St. Petersburg: Lan’ Publ.; Planeta muzyki Publ., 2010. (In Russian)

5. Griffiths, Paul. Modern music and after. New York: Oxford University Press, 2010.

6. Tsaregradskaia, Tatiana. “Brian Ferneyhough: The charm of a musical gesture”. Nauchnyi vestnik Moskovskoi konservatorii, no. 2 (2014): 155–75. (In Russian)

7. Ferneyhough, Brian. Time and Motion Study III. Score. Leipzig; London; New York: Edition Peters, 1974.

8. Toop, Richard. “Brian Ferneyhough in Interview”. Contact: A Journal for Contemporary Music, no. 29 (1985): 4–19.

9. Fitch, Lois. Brian Ferneyhough. Bristol: Intellect, 2013.

10. Ferneyhough, Brian. “Stelæ for Failed Time”. Accessed August 23, 2024. https://brahms.ircam.fr/en/works/work/22667.

11. Ferneyhough, Brian. “Leaps and circuits to trail: A conversation on the texts and music with Jeffrey Stadelman”. In Ferneyhough, Brian. Collected Writings, eds James Boros and Richard Toop, 464–509. London: Routledge, 2003. (Contemporary Music Studies, vol. 10).

12. Ryzhinskii, Aleksandr. “Luigi Nono’s choral works of the 1980s: To the problem of the composer’s late style”. Muzyka i vremia, no. 9 (2015): 56–64. (In Russian)

13. Ryzhinskii, Aleksandr. “‘На venido’: On the way to a ‘new’ Nono”. Dom Burganova. Prostranstvo kul’tury, no. 2 (2012): 215–27. (In Russian)

14. Taruskin, Richard. Music in the late twentieth century. New York: Oxford University Press, 2010.

15. Chaigne, Jean-Pascal. “Complexité et interprétation de la musique de Brian Ferneyhough: le travail de Caroline Delume sur le sixième movement de Kurze Schatten II”. In Philomusica on-line. Rivista del Dipartimento di Musicologia e Beni Culturali 21, no. 2 (2022): 263–88. http://dx.doi.org/10.13132/1826-9001/21.2178

16. Krasnogorova, Ol’ga. “Brian Ferneyhough’s Piano Music: Limits of Interpretation”. Vremennik Zubovskogo instituta, no. 2 (2022): 131–47. https://doi.org/10.52527/22218130_2022_2_131 (In Russian)

Загрузки

Опубликован

24.03.2025

Как цитировать

Рыжинский, А. С. (2025). «Новая вокальная сложность»: фактурная и тембровая организация хоровых сочинений Б. Фернихоу. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 15(1), 23–37. https://doi.org/10.21638/spbu15.2025.102

Выпуск

Раздел

Музыка