Интерьер как место действия в прочтении французских иллюстраторов Ж. Расина XVIII века: сравнительный аспект

Авторы

  • Елена Викторовна Борщ Уральский государственный архитектурно-художественный университет им. Н. С. Алферова https://orcid.org/0000-0001-9114-5835

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2023.106

Аннотация

Французская иллюстрация XVIII в. изучается в аспекте изображения интерьера. На основе нескольких серий гравюр для «Сочинений» Ж. Расина в изданиях XVIII в. рассматривается проблема влияния текста и визуальных источников на формирование образа места. Для сравнительного анализа выбраны иллюстрации к пьесе «Береника», над которыми в разное время работали французские художники Л. Шеро (1723), Л.-Ф. Дюбур (1743), Ж. де Сэв (1760), Ю.-Ф. Гравело (1768), Ж.-Ж.-Ф. Лебарбье (1796). Штудирование текста пьесы и литературоведческих работ о «расиновском пространстве» позволяет составить представление о месте действия в версии драматурга. События трагедии происходят в замкнутом пространстве древнеримского дворца. Автор модернизирует место действия, используя понятия французского дворянского интерьера своего времени — «кабинет», «апартаменты». Описание места действия имеет минимум деталей, противоречиво и в принципе недостаточно для буквального иллюстрирования. Художники, как и драматург, трактовали место действия в духе современности, но изменяли и дополняли главные и второстепенные детали. Как правило, они изображали приемное помещение парадных апартаментов, точно передавали стили оформления интерьера («большой стиль», стиль Транзисьон, неоклассицизм, стиль Директории). Художники по-своему поясняли события эпизода и пьесы благодаря тому, что их композиционные приемы имели широкий семантический диапазон. Сравнение иллюстраций разных художников и сопоставление их с архитектурными гравюрами свидетельствуют о преемственности художественной традиции, о следовании академическим правилам работы с изображением. Художники повторяли композиции аналогичных иллюстраций и цитировали проекты оформления интерьеров XVII–XVIII вв. Образ места действия в иллюстрации находился в прямой зависимости от визуальных источников, а не от текста. Метод изображения интерьера как места действия был основан на избирательном и произвольном отражении текста, актуализации облика места, использовании семантики деталей и частичном копировании образцов.

Ключевые слова:

французские иллюстраторы, книжная иллюстрация, книжная гравюра, изображение интерьера, Береника Ж. Расина в иллюстрациях, XVIII век

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Bassy, Alain-Marie. “Le texte et L’image”. In Histoire de l’édition française, sous la direction de Henri-Jean Martin et Roger Chartier, 140–71. Paris: Promodis, 1984, t. 1.

2. Ionescu, Christina, ed. Book Illustration in the Long Eighteenth Century: Reconfiguring the Visual Periphery of the Text. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2015.

3. Pons, A. J. Les éditions illustrées de Racine. Paris: A. Quantin, 1878.

4. Picard, Raymond. “Racine et Chauveau”. Journal of the Warburg and Courtauld Institutes 14, no. 3/4 (1951): 259–74.

5. Planche-Touron, Marie-Claire. “De Chauveau à Guérin : le théâtre de Racine source d’inspiration pour les arts visuels”. In Recherches des jeunes dix-septiémistes, sous la direction de Charles Mazouer, 27–44. Tübingen: Gunter Narr Verlag, 2000.

6. Planche-Touron, Marie-Claire. “Jacques de Sève illustrateur du théâtre de Jean Racine”. Dix-huitième siècle, no. 37 (2005): 513–26.

7. Planche, Marie-Claire. De l’iconographie racinienne, dessiner et peindre les passions. Turnhout: Brepols, 2011.

8. Barthes, Roland. Sur Racine. Paris: Éd. du Seuil, 2002.

9. Émelina, Jean. “L’espace dans les tragédies romaines de Racine”. Littératures classiques, no. 26 (1996): 125–38.

10. Pavel, Thomas. “Espaces raciniens”. Communications, no. 47 (1988): 173–86.

11. Peters, Julie. Theatre of the Book, 1480–1880: Print, Text, and Performance in Europe. Oxford: Oxford University Press, 2003.

12. Cohen, Henry. Guide de l’amateur de livres à gravures du XVIIIe siècle. Paris: A. Rouquette, 1912.

13. Барт, Ролан. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. Сост., общ. ред. и вступ. ст. Георгия Косикова. М.: Прогресс, 1989.

14. Расин, Жан. Трагедии. Изд. подгот. Нина Жирмунская и Юрий Корнеев. Новосибирск: Наука, 1977.

15. Даль, Владимир. Толковый словарь живого великорусского языка. 4 тома. СПб.: Тип. М. О. Вольфа, 1880–1882, т. 4.

16. Racine, Jean. Bérénice. Paris: Ligaran, 2015.

17. Whitehead, John. The French Interior in the Eighteenth Century. London: Laurence King, 1992.

18. Verlet, Pierre. Styles, meubles, décors du Moyen âge à nos jours. 2 tomes. Paris: Larousse, 1971.

19. Hautecoeur, Louis. Histoire de l’architecture classique en France. 4 tomes. Paris: A. et J. Picard, 1950, t. 3.

20. Scott, Katie. The Rococo Interior: Decoration and Social Spaces in Early Eighteenth-century Paris. New Haven (Conn.): Yale University Press, 1995.

21. Hautecoeur, Louis. Histoire de l’architecture classique en France. 4 tomes. Paris: A. et J. Picard, 1952, t. 4.

22. Hautecoeur, Louis. Histoire de l’architecture classique en France. 4 tomes. Paris: A. et J. Picard, 1948, t. 2.

Источники

I. Racine, Jean. Oeuvres. 2 tomes. Paris: J. Ribou, 1676, t. 2. (Национальная библиотека Франции, Париж).

II. Racine, Jean. Oeuvres. 2 tomes. Londres: Tonson & Watts, 1723, t. 1. (Национальная библиотека Франции, Париж).

III. Racine, Jean. Oeuvres. 3 tomes. Amsterdam: J. F. Bernard, 1743, t. 1. (Зональная научная библиотека Уральского федерального университета, Екатеринбург).

IV. Racine, Jean.Oeuvres. 3 tomes. Paris: M.-E. David, 1760, t. 2. (Национальная библиотека Франции, Париж).

V. Racine, Jean. Oeuvres. 7 tomes. Paris: L. Cellot, 1768, t. 3. (Библиотека иностранной литературы, Москва).

VI. Racine, Jean. Oeuvres сomplètes. 4 tomes. Paris: Deterville; Didot Jeune, 1796, t. 2. (Национальная библиотека Франции, Париж).

VII. Le Pautre, Jean. Oeuvres. 3 tomes. Paris: Ch.-A. Jombert, 1751, t. 2. (Национальная библиотека Франции, Париж).

VIII. Langois, Nicolas, ed. L’Architecture à la mode où sont les nouveaux dessins pour la Décoration des Bâtimens et jardins. [Paris]: N. Langois, [S. a.]. (Национальная библиотека Франции, Париж).

IX. Neufforge, Jean-François, de. Recueil élémentaire d’architecture. 8 tomes et 3 tomes de supplement. Paris: J.-F. Neufforge, 1757–1768, t. 1. (Национальная библиотека Франции, Париж).

X. Jombert, Charles-Antoine. Répertoire des artistes ou Recueil de compositions d’Architecture et d’Ornemens. 2 tomes. Paris: Ch.-A. Jombert, 1765, t. 1. (Национальная библиотека Франции, Париж).

References

1. Bassy, Alain-Marie. “Le texte et L’image”. In Histoire de l’édition française, sous la direction de Henri-Jean Martin et Roger Chartier, 140–71. Paris: Promodis, 1984, t. 1.

2. Ionescu, Christina, ed. Book Illustration in the Long Eighteenth Century: Reconfiguring the Visual Periphery of the Text. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2015.

3. Pons, A. J. Les éditions illustrées de Racine. Paris: A. Quantin, 1878.

4. Picard, Raymond. “Racine et Chauveau”. Journal of the Warburg and Courtauld Institutes 14, no. 3/4 (1951): 259–74.

5. Planche-Touron, Marie-Claire. “De Chauveau à Guérin : le théâtre de Racine source d’inspiration pour les arts visuels”. In Recherches des jeunes dix-septiémistes, sous la direction de Charles Mazouer, 27–44. Tübingen: Gunter Narr Verlag, 2000.

6. Planche-Touron, Marie-Claire. “Jacques de Sève illustrateur du théâtre de Jean Racine”. Dix-huitième siècle, no. 37 (2005): 513–26.

7. Planche, Marie-Claire. De l’iconographie racinienne, dessiner et peindre les passions. Turnhout: Brepols, 2011.

8. Barthes, Roland. Sur Racine. Paris: Éd. du Seuil, 2002.

9. Émelina, Jean. “L’espace dans les tragédies romaines de Racine”. Littératures classiques, no. 26 (1996): 125–38.

10. Pavel, Thomas. “Espaces raciniens”. Communications, no. 47 (1988): 173–86.

11. Peters, Julie. Theatre of the Book, 1480–1880: Print, Text, and Performance in Europe. Oxford: Oxford University Press, 2003.

12. Cohen, Henry. Guide de l’amateur de livres à gravures du XVIIIe siècle. Paris: A. Rouquette, 1912.

13. Barthes, Roland. Selected works: Semiotics. Poetics. Rus. ed. Comp., Total. ed. and entered. art. by Georgy Kosikov. Moscow: Progress Publ., 1989. (In Russian)

14. Racine, Jean. Tragedies. Rus. ed.: prepared by Nina Zhirmunskaya and Yuri Korneev. Novosibirsk: Nauka Publ., 1977. (In Russian)

15. Dal, Vladimir. Explanatory Dictionary of the Living Great Russian Language. 4 vols. St Petersburg: Tip. M. O. Vol’fa Publ., 1880–1882.

16. Racine, Jean. Bérénice. Paris: Ligaran, 2015.

17. Whitehead, John. The French Interior in the Eighteenth Century. London: Laurence King, 1992.

18. Verlet, Pierre. Styles, meubles, décors du Moyen âge à nos jours. 2 tomes. Paris: Larousse, 1971.

19. Hautecoeur, Louis. Histoire de l’architecture classique en France. 4 tomes. Paris: A. et J. Picard, 1950, t. 3.

20. Scott, Katie. The Rococo Interior: Decoration and Social Spaces in Early Eighteenth-century Paris. New Haven (Conn.): Yale University Press, 1995.

21. Hautecoeur, Louis. Histoire de l’architecture classique en France. 4 tomes. Paris: A. et J. Picard, 1952, t. 4.

22. Hautecoeur, Louis. Histoire de l’architecture classique en France. 4 tomes. Paris: A. et J. Picard, 1948, t. 2.

Sources

I. Racine, Jean. Oeuvres. 2 tomes. Paris: J. Ribou, 1676, t. 2. (National Library of France, Paris).

II. Racine, Jean. Oeuvres. 2 tomes. Londres: Tonson & Watts, 1723, t. 1. (National Library of France, Paris).

III. Racine, Jean. Oeuvres. 3 tomes. Amsterdam: J. F. Bernard, 1743, t. 1. (Zonal Scientific Library of the Ural Federal University, Yekaterinburg).

IV. Racine, Jean. Oeuvres. 3 tomes. Paris: M.-E. David, 1760, t. 2. (National Library of France, Paris).

V. Racine, Jean. Oeuvres. 7 tomes. Paris: L. Cellot, 1768, t. 3. (Library for Foreign Literature, Moscow).

VI. Racine, Jean. Oeuvres сomplètes. 4 tomes. Paris: Deterville; Didot Jeune, 1796, t. 2. (National Library of France, Paris).

VII. Le Pautre, Jean. Oeuvres. 3 tomes. Paris: Ch.-A. Jombert, 1751, t. 2. (National Library of France, Paris).

VIII. Langois, Nicolas, ed. L’Architecture à la mode où sont les nouveaux dessins pour la Décoration des Bâtimens et jardins. [Paris]: N. Langois, [S. a.]. (National Library of France, Paris).

IX. Neufforge, Jean-François, de. Recueil élémentaire d’architecture. 8 tomes et 3 tomes de supplement. Paris: J.-F. Neufforge, 1757–1768, t. 1. (National Library of France, Paris).

X. Jombert, Charles-Antoine. Répertoire des artistes ou Recueil de compositions d’Architecture et d’Ornemens. 2 tomes. Paris: Ch.-A. Jombert, 1765, t. 1. (National Library of France, Paris).

Загрузки

Опубликован

30.03.2023

Как цитировать

Борщ, Е. В. (2023). Интерьер как место действия в прочтении французских иллюстраторов Ж. Расина XVIII века: сравнительный аспект. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 13(1), 128–146. https://doi.org/10.21638/spbu15.2023.106

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство