Из истории становления европейской доктрины охраны и реставрации памятников в конце XVIII — XIX веке (на примере замка Мариенбург)
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu15.2023.107Аннотация
Рассматриваются новые факты, дополняющие историю формирования европейской (в первую очередь немецкой) доктрины охраны памятников в XVIII–XIX вв., заложившей также основы современной польской теории и практики сохранения архитектурного наследия и научной реставрации. Показана роль эстетики романтизма в формировании историзма и осознании значимости культурного наследия. Представлена история разработки теоретической, системной и правовой основы охраны памятников в ряде европейских стран, базировавшейся на новой оценке их роли в формировании культуры нации. Показаны результаты обследования замка Мариенбург, выполненные в 1794 г. архитекторами Давидом и Фридрихом Жилли. Подчеркивается, что выставка в Берлинской академии искусств (1795), на которой были представлены рисунки замка, выполненные Фридрихом Жилли, сыграла важную роль в переоценке культуры Средневековья в период «конфликта художественных» идей на рубеже XVIII–XIX вв. Выставка отразила «войну двух идеологий» — Просвещения и романтизма — и получила название «Битва за Мариенбург». Отмечено, что это время, называемое в немецком искусствознании «периодом около 1800 года», характеризовалось развитием идеи немецкого единства и всплеском романтического патриотизма. Рассматривается вклад выдающегося немецкого архитектора Карла Фридриха Шинкеля в формирование научных основ реставрации памятников архитектуры Германии. Отмечена роль его меморандума «Сохранение всех памятников и древностей нашей страны» (1815). На примере истории восстановления замка Мариенбург проиллюстрировано изменение методов реставрации XIX в., отмечен вклад известных архитекторов и деятелей культуры в организацию и проведение реставрационных работ.
Ключевые слова:
история архитектуры, романтизм, историзм, охрана памятников, Мариенбург, Тевтонский орден, методы реставрации
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.