«Художественный текст» в произведениях В.Е.Маковского: риторические фигуры и визуальные тропы
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu15.2023.203Аннотация
Статья посвящена исследованию визуальной семантики в произведениях известного художника-передвижника Владимира Егоровича Маковского (1846–1920). Выдающийся мастер бытовой живописи вошел в историю русского искусства как признанный мастер «малого жанра», автор короткого, яркого, занимательного рассказа в живописи. Неслучайно современники сравнивали персонажей картин В. Е. Маковского с героями произведений Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, А. Н. Островского, Л. Н. Толстого, М. Горького, А. П. Чехова и других писателей. Автор предпринимает попытку междисциплинарного исследования, анализируя «художественный текст» полотен В. Е. Маковского в аспекте филологической проблематики, используя соответствующую методологию и терминологию, а также затрагивая вопросы психологического восприятия и осмысления произведений искусства. В статье проводятся параллели между риторическими фигурами (антитезой, сравнением, метафорой, метонимией, гиперболой) и визуальными тропами, встречаемыми в картинах мастера, и на конкретных примерах рассматривается роль психологического пейзажа, цитирования, художественной детали, зеркала, позиций наблюдателя, приемов «рассказа в рассказе» («картины в картине») в живописи. Язык — культурный код — выполняет две формально противоположные функции: с одной стороны, сохраняет и воспроизводит традиции, а с другой — обеспечивает динамику посредством творческих инноваций. Вербальный язык воздействует на зрителя постепенно во времени, с четкой последовательностью элементов языка, а визуальный — одномоментно и комплексно. На основе проведенного исследования утверждается, что в творчестве В. Е. Маковского наблюдается интенсивное проникновение приемов и образно-ассоциативных апелляций, связанных с литературной традицией. Средства художественной выразительности в литературе и изобразительном искусстве отражают действие общих ментальных операторов, связанных с творческой работой по созданию, преобразованию и трансформации смыслов окружающей действительности.
Ключевые слова:
В. Е. Маковский, передвижники, риторические фигуры, визуальные тропы, названия произведений, слово и образ, диалоги вербального и визуального, русское искусство
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.