«Художественный текст» в произведениях В.Е.Маковского: риторические фигуры и визуальные тропы

Авторы

  • Ирина Анатольевна Афанасьева Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0002-5109-5949

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2023.203

Аннотация

Статья посвящена исследованию визуальной семантики в произведениях известного художника-передвижника Владимира Егоровича Маковского (1846–1920). Выдающийся мастер бытовой живописи вошел в историю русского искусства как признанный мастер «малого жанра», автор короткого, яркого, занимательного рассказа в живописи. Неслучайно современники сравнивали персонажей картин В. Е. Маковского с героями произведений Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, А. Н. Островского, Л. Н. Толстого, М. Горького, А. П. Чехова и других писателей. Автор предпринимает попытку междисциплинарного исследования, анализируя «художественный текст» полотен В. Е. Маковского в аспекте филологической проблематики, используя соответствующую методологию и терминологию, а также затрагивая вопросы психологического восприятия и осмысления произведений искусства. В статье проводятся параллели между риторическими фигурами (антитезой, сравнением, метафорой, метонимией, гиперболой) и визуальными тропами, встречаемыми в картинах мастера, и на конкретных примерах рассматривается роль психологического пейзажа, цитирования, художественной детали, зеркала, позиций наблюдателя, приемов «рассказа в рассказе» («картины в картине») в живописи. Язык — культурный код — выполняет две формально противоположные функции: с одной стороны, сохраняет и воспроизводит традиции, а с другой — обеспечивает динамику посредством творческих инноваций. Вербальный язык воздействует на зрителя постепенно во времени, с четкой последовательностью элементов языка, а визуальный — одномоментно и комплексно. На основе проведенного исследования утверждается, что в творчестве В. Е. Маковского наблюдается интенсивное проникновение приемов и образно-ассоциативных апелляций, связанных с литературной традицией. Средства художественной выразительности в литературе и изобразительном искусстве отражают действие общих ментальных операторов, связанных с творческой работой по созданию, преобразованию и трансформации смыслов окружающей действительности.

Ключевые слова:

В. Е. Маковский, передвижники, риторические фигуры, визуальные тропы, названия произведений, слово и образ, диалоги вербального и визуального, русское искусство

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Бахтин, Михаил. Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература, 1986.

2. Барт, Ролан. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. Пер., сост. и общ. ред. Георгия Косикова. М.: Прогресс, 1994.

3. Лотман, Юрий. “Лекции по структуральной поэтике”. В сб. Ю.М.Лотман и тартуско-московская семиотическая школа, сост. Алексей Кошелев, 17–235. М.: Гнозис, 1994.

4. Мамардашвили, Мераб. Очерк современной европейской философии. М.: Прогресс-Традиция; Фонд Мераба Мамардашвили, 2010.

5. Фуко, Поль Мишель. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. Пер. Виктора Визгина и Наталии Автономовой. СПб.: Прогресс, 1994.

6. Лотман, Юрий. Об искусстве. СПб.: Искусство-СПБ, 1998.

7. Эко, Умберто. Отсутствующая структура. Пер. Веры Резник и Александра Погоняйло. СПб.: Symposium, 2006.

8. Исупов, Константин. Русская философская культура. СПб.: Университетская книга, 2010.

9. Forceville, Charles. Pictorial Metaphor in Advertising. London: Routledge, 1996.

10. Refaie, Elisabeth. “Understanding visual metaphor: The example of newspaper cartoons”. Visual Communication, no. 2 (2003): 257–80. https://doi.org/10.1177/1470357218784622

11. Моль, Абраам. Теория информации и эстетическое восприятие. Пер. Б.А.Власюка, Ю.Ф.Кичатова, А.И.Теймана. М.: Мир, 1966.

12. Арнхейм, Рудольф. Искусство и визуальное восприятие. Пер. В.Н.Самохина. М.: Прогресс, 1974.

13. Бассин, Филипп, Александр Прангишвили, и Аполлон Шерозия . “О проявлении активности бессознательного в художественном творчестве”. Вопросы психологии, no. 2 (1978): 56–69.

14. Руубер, Георг. О закономерностях художественного визуального восприятия. Таллин: Валгус, 1985.

15. Brunson, Molly. Russian Realisms: Literature and Painting, 1840–1890. DeKalb, IL: Northern Illinois University Press, 2016.

16. Петренко, Виктор. Основы психосемантики. СПб.: Питер, 2005.

17. Нестерова, Елена. Владимир Маковский. СПб.: Петроний, 2019.

18. Шабанов, Андрей. Передвижники: между коммерческим товариществом и художественным движением. СПб: Европейский ун-т в Санкт-Петербурге, 2015.

19. Gray, Rosalind Polly. Russian Genre Painting in the Nineteenth Century. Oxford: Clarendon Press, 2000.

20. Jackson, David. The Wanderers and Critical Realism in Nineteenth-Century Russian Painting. New York: Manchester University Press, 2006.

21. Александров, Николай. “Художественная семья”. Искусство и художественная промышленность, no. 1 (1902): 1–34.

22. Дмитриева, Нина. Изображение и слово. М.: Искусство, 1962.

23. Ермолаев, Андрей. “Перевод часовых стрелок в России как следствие войны 1914–1918 гг. и дальнейшая судьба этого начинания”. Наука и техника: Вопросы истории и теории, no. 30 (2014): 61–4.

24. Л.Н.Толстой и Н.Н.Ге: переписка. Вступ. ст. и примеч. Степан Яремич. М.; Л.: Academia, 1930.

25. Афанасьева, Ирина. “Владимир Егорович Маковский и европейские мастера: аспекты взаимных влияний, художественных параллелей и диалогов”. В сб. Аспирантский сборник. Выпуск 11. Сборник статей по материалам Международного форума молодых исследователей искусства «Научная весна — 2020», ред.-сост. Наталья Мостицкая и Елена Саковская, 227–37. М.: Гос. ин-т искусствознания, 2021.

26. Киселев, Александр. “Этюды по вопросам искусства”. Артист, no. 32 (1893): 25–35.

27. Стасов, Владимир. “На выставках в Академии и у передвижников”. В кн. Избранные сочинения: живопись, скульптура, музыка. 3 тома: 122–131. М.: Искусство, 1952, т. 3.

Источники

I. ОР ГТГ. Ф. 14. Ед. хр. 64. Письмо В.Е.Маковского к И.Е.Цветкову. 25 мая 1905.

References

1. Bakhtin, Mikhail. Literary critical articles. Moscow: Khudozhestvennaia literatura Publ., 1986. (In Russian)

2. Barthes, Roland. Selected works. Semiotics. Poetics. Rus. ed. Transl. by Georgy Kosikov. Moscow: Progress Publ., 1994. (In Russian)

3. Lotman, Yuri. “Lectures on Structural Poetics”. In Yu. M.Lotman and Tartu-Moscow semiotic school, comp. by Alexei Koshelev, 17–235. Moscow: Gnozis Publ., 1994. (In Russian)

4. Mamardashvili, Merab. An outline of modern European philosophy. Moscow: Progress-Traditsiia Publ.; Fond Meraba Mamardashvili Publ., 2010. (In Russian)

5. Foucault, Michel-Paul. Words and things. Archeology of the Humanities. Rus. ed. Transl. by Victor Vizgin and Natalia Avtonomova. St Petersburg: Progress Publ., 1994. (In Russian)

6. Lotman, Yuri. About art. St Petersburg: Iskusstvo-SPB Publ., 1998. (In Russian)

7. Eco, Umberto. Missing structure. Rus. ed. Transl. by Vera Reznik and Alexander Pogonyaylo. St Petersburg: Symposium Publ., 2006. (In Russian)

8. Isupov, Konstantin. Russian philosophical culture. St Petersburg: Universitetskaia kniga Publ., 2010. (In Russian)

9. Forceville, Charles. Pictorial Metaphor in Advertising. London: Routledge, 1996.

10. Refaie, Elisabeth. “Understanding visual metaphor: The example of newspaper cartoons”. Visual Communication, no. 2 (2003): 257–80. https://doi.org/10.1177/1470357218784622

11. Moles, Abraham. Information theory and aesthetic perception. Rus.ed. Transl. by B.Vlasiuk, Iu.Kichatov, A.Teiman. Moscow: Mir Publ., 1966. (In Russian)

12. Arnheim, Rudolf. Art and visual perception. Rus. ed. Transl. by V. Samokhin. Moscow: Progress Publ., 1974. (In Russian)

13. Bassin, Philip, Prangishvili Alexander, and Sherozia Apollo. “On the manifestation of the activity of the unconscious in artistic creation”. Psychological issues, no. 2 (1978): 56–69. (In Russian)

14. Ruuber, Georg. About the patterns of artistic visual perception. Tallinn: Valgus Publ., 1985. (In Russian)

15. Brunson, Molly. Russian Realisms: Literature and Painting, 1840–1890. DeKalb, IL: Northern Illinois University Press, 2016.

16. Petrenko, Victor. Basics of psychosemantics. St Petersburg: Piter Publ., 2005. (In Russian)

17. Nesterova, Elena. Vladimir Makovsky. St Petersburg: Petroniy Publ., 2019. (In Russian)

18. Shabanov, Andrey. The Peredvizhniki: Between a Commercial Partnership and an Art Movement. St Petersburg: Evropeiskii universitet v Sankt-Peterburge Publ., 2015. (In Russian)

19. Gray, Rosalind Polly. Russian Genre Painting in the Nineteenth Century. Oxford: Clarendon Press, 2000.

20. Jackson, David. The Wanderers and Critical Realism in Nineteenth-Century Russian Painting. New York: Manchester University Press, 2006.

21. Alexandrov, Nikolay. “Art family”. Art and Art Industry, no. 1 (1902): 1–34. (In Russian)

22. Dmitrieva, Nina. Image and word. Moscow: Iskusstvo Publ., 1962. (In Russian)

23. Ermolaev, Andrey. “Translation of hour hands in Russia as a consequence of the 1914–1918 war and the further destiny of this undertaking” In Nauka i tekhnika: Voprosy istorii i teorii, no. 30 (2014): 61–4. (In Russian)

24. L.N.Tolstoy and N.N.Ge: correspondence. Introductory article and notes by Stepan Yaremich. Moscow; Leningrad: Akademiia Publ., 1930. (In Russian)

25. Afanaseva, Irina. “Vladimir Egorovich Makovsky and European masters: the aspects of common influences, artistic parallels and dialogues”. In Aspirantskii sbornik. Vypusk 11. Sbornik statei po materialam Mezhdunarodnogo foruma molodykh issledovatelei iskusstva «Nauchnaia vesna — 2020», ed. and comp. by Natalia Mostitskaia and Elena Sakovskaia, 227–37. Moscow: Gosudarstvennyi institut iskusstvoznaniia, 2021. (In Russian)

26. Kiselev, Alexander. “Sketches on the Issues of Art”. Artist, no. 32 (1893): 25–35. (In Russian)

27. Stasov, Vladimir. “At Exhibitions at the Academy and among the Itinerants”. In Selected works: painting, sculpture, music. 3 vols: 122–131. Moscow: Iskusstvo Publ., 1952, vol. 3. (In Russian)

Sources

I. OR GTG. F. 14. Ed. khr. 64. Letter from V.E.Makovsky to I.E.Tsvetkov. May 25, 1905 [Russia. Moscow. State Tretyakov Gallery. Manuscripts Department. Stock 14. Record 64. List 6]. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

29.06.2023

Как цитировать

Афанасьева, И. А. (2023). «Художественный текст» в произведениях В.Е.Маковского: риторические фигуры и визуальные тропы. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 13(2), 255–272. https://doi.org/10.21638/spbu15.2023.203

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство